28 августа вышла седьмая, финальная серия седьмого сезона игры престолов. Утром мы пересказали вам ее сюжет, поделились всеми найденными пасхалками и гифами самых крутых сцен, а также выложили мини-рецензию. В целом по сезону вас еще ждут «Круглый стол» редакции «Канобу» и рецензия Александра Трофимова.
В грядущем «Круглом столе» я буду подробно рассказывать о том, почему при очень высоком качестве отдельных серий седьмой сезон в целом получился крайне неудачным. В данном материале я объясняю, что не так с финальной серией этого сезона — которая отражает все его достоинства и недостатки в миниатюре.
Дэвид Бениофф и Дэн Уэйсс — одни из лучших сценаристов США, они умеют очень хорошо и быстро рассказывать истории: яркие сцены, грамотные переходы, блестящие диалоги… но это ВСЕ, что они умеют. Без помощи Джорджа Р. Р. Мартина у сценаристов получается всего лишь качественное телевидение. А ведь в лучших моментах книжный цикл «Песня льда и огня» и сериал «Игра престолов» по его мотивам — это нечто гораздо большее, чем просто хорошая книга или хороший телесериал.
Казнь Эддарда Старка, Красная свадьба, Сцена с дверью (еще не изданная Мартином, но пересказанная писателем сценаристам сериала) — это моменты, которые полностью меняют представлении о нарративном искусстве в целом, о том, как можно строить сюжет и работать с героями в художественных произведениях. Если вы читали спойлеры ко 2 серии 8 сезона, то знаете, что вас там ждет еще одна совершенно потрясающая штука, которая произойдет с одним из героев (тоже абсолютно точно подсказанная Мартином).
7 сезон делался с минимальной помощью Мартина: он явно подсказал сцену со смертью и воскрешением Визериона, разом меняющую всю расстановку сил на поле боя сериала. Но смерть дракона — это все-таки не смерть любимого героя, она не имеет столь трансформационного воздействия, как смерти Неда, Робба и Ходора.
Последний эпизод сезона, на который указывали красные стрелки всех сюжетных линий, но в котором ничего особенного не произошло, это только подчеркнул. Создатели сериала зафейлили практически все ключевые моменты финала… при этом умудрившись создать благоприятное впечатление от его просмотра!
ОСТОРОЖНО, СПОЙЛЕРЫ!
Переговоры
Без подсказок Мартина сценаристы способны только докручивать сюжетные линии (самым очевидным способом) и сводить вместе его персонажей (тоже самыми очевидными телевизионными методами). Они именно что… встречаются. А потом расходятся. А потом строят планы предательства, на которое в сокращенном сезоне не хватит экранного времени.
Из-за перегруженности каждого эпизода образ Эурона Грейджоя получился особенно восхитительно-идиотским — он появляется, убивает каких-то ничего не значащих четверостепенных персонажей, встает в позу перед первостепенными… после чего трусливо убегает к себе на Острова, испугавшись армии вихтов! Серсея вынуждена жертвовать своим ценным экранным временем, чтобы задним числом обелить Эурону репутацию.
Оказывается, он не просто сбежал, а поплыл в Эссос за наемниками, и это все — часть их с Серсеей коварного плана! Мне до сих пор непонятно, на что надеется Серсея с 20 тысячами посредственных рубак из Эссоса перед лицом армии мертвых. Или армии Безупречных. Или армии дотракийцев. Или объединенных армий Севера.
Остается надеяться, что Ходоки почти всех убьют, а потом кто-то из последних убьет Короля Ночи, Ходоки осыплются, и Серсея с ребенком будут долго и счастливо править Вестеросом. Но не может же она на это рассчитывать, не зная главного правила борьбы с Ходоками (которое, кстати, Джон Сноу почему-то забыл упомянуть в свой краткой инструкции про борьбе с зомби).
Дуэль Клигейнов, которой так ждали поклонники сериала на основе фото встречи в Драконьей яме, не состоялась. Дуэль однорукого Джейме и зомби-Горы тоже не произошла. Тут Серсее достаточно было поднять бровь, чтобы началась драка на мечах, но королева Вестероса поняла, что экранного времени все равно не хватит, и отпустила брата.
Личные конфликты в «Игре престолов» давно перестали чем-то заканчиваться: мы, конечно, разберемся, но сначала нам нужно вместе справиться с армией мертвых! В единственной боевой сцене серии участвует… ТЕОН!?
Герои, семьи и армии расходятся невредимыми. Поскольку в финале Серсея объясняет Джейме, что не собирается посылать армию на Север, вся 40-минутная сцена переговоров ни к чему не привела: это перезагрузка, обнуление, возврат к исходному состоянию. С таким же успехом мы могли смотреть серию «Симпсонов».
Но у «Симпсонов» хватает поклонников, и я сам признаюсь, что мне не хочется расставаться с полюбившимися героями «Игры». То, что все герои уцелели, хотя действовали в рамках моделей своего поведения, доставляет удовольствие в краткосрочном плане: смотрите, Джон Сноу не только крутой, его за это еще и не убили, как приемного папу!
Но после просмотра очередной беззубой серии мне очень не хватает тех времен, когда любой из героев «Игры» мог получить ножом в лицо за одно неосторожное слово, даже если дело происходило не в книгах и не в самом сериале, а в квесте Telltale. Эта эпоха ушла безвозвратно вместе с Рамси Болтоном.
Суд Старков
Из-за нехватки эпизодов вся линия Арьи, Сансы и Мизинца весь сезон существовала не периферии сериала и подавалась 10-минутными бонусами к основному действию (из-за чего экранное время большинства эпизодов приближалось к полнометражному фильму).
Из линии Винтерфелла в 7 сезоне получилась очень неплохая школьная пьеса «Две сестры», которую можно смело ставить в любом учебном заведении. Тут и семейная любовь, преодолевающая любые невзгоды и общую подозрительность, и трогательные сцены конфликта между двумя девочками, внезапно оказавшимися во взрослой жизни, но сохранившими общую динамику детских отношений, и ужасно переигрывающий, давно превратившийся в обидную карикатуру на себя Петир Бейлиш, который в приступах злодейства разве что усы на палец не накручивает.
Но видеть все это на HBO, а не на детском утреннике, довольно странно.
В этом сериале мы видели, на что похожа настоящая кровная вражда между членами одной семьи. И теперь сценаристы хотят, чтобы мы переживали за максимально надуманную и психологически недостоверную версию подобного сюжета, построенном на любимом приеме «телевидения для идиотов»: Арья не говорит Сансе, где взяла «компрометирующее» ее письмо… Почему не говорит? Потому что иначе не было бы всей сюжетной линии! Это конфликт ради конфликта, драма ради драмы.
Финал у всей этой детской мелодрамы оказался неожиданно достойный: Бейлиш, ползающий на коленях и до последнего вздоха объясняющийся в любви к Сансе, Арья, небрежно-лениво приводящая приговор в исполнение, Санса, хладнокровно зачитывающая список преступлений Мизинца…
В этой сцене все три героя вдруг стали настоящими, какими они были в первых 3-4 сезонах сериала. Поскольку запоминается всегда последняя сцена, вся линия Винтерфелла в сезоне теперь кажется лучше, чем она была на самом деле.
R + L = J2
Потрясающее видение Брана из финала шестого сезона в финале сезона повторили еще раз, с другого сюжетного ракурса — для тех, кто не понял или не поверил. Вот только откровение «Джон Старк — на самом деле ЗАКОННОРОЖДЕННЫЙ Таргариен!» далеко не так впечатляет, как «Джон Старк — на самом деле Таргариен!!!»
Какая разница, имеет ли Джон Сноу право легально претендовать на Железный трон, раз на нем вообще восседает Ланнистер? Что в этом такого шокирующего или интересного? Будет ли Джону Сноу жарко или холодно от того, что ему скажут, что он _на самом деле _всю жизнь вовсе не был бастардом?
Единственная функция этого уродливого сюжетного нагромождения на великой тайне происхождения Джона — сделать его постельную сцену с Дейенерис чистой воды узаконенным инцестом в духе расцвета Таргариенов. Я затрудняюсь сказать, какую цель тут преследуют сценаристы. Понятно, что в 8 сезоне Джон постфактум объяснят, в чем он участвовал, как главному герою фильма Old Boy. Также возможно, что Джон (как и О Дэ Су в «Олдбое») предпочтет унести эту тайну с собой в могилу, чтобы не тревожить Дэни и ее ребенка. Поскольку весь конфликт в «Игре престолов» начался с того, что зачатого от инцеста ребенка выдали за законного наследника престола, это будет достойное завершение сериала.
Но все вышесказанное касается людей, а не Таргариенов, которые веками не видели в кровосмешении ничего плохого и, напротив, всячески укрепляли «драконью кровь».
Упадок и разрушение Стены
На последних секундах 7 серии произошло событие, поменявшее лицо всего Вестероса: зомби-Визерион обрушил Стену.
Хотя к сцене есть некоторые чисто технические претензии (то есть ледяной зомби-дракон рушит ледяную Стену ледяным пламенем?), ничего подобного в показанной нам на экране (и описанной в книгах Мартина) истории не происходило. О подобном мы слышали только в легендах и мифах. Впервые за 8000 лет таинственная карта Вестероса меняется у нас на глазах, и от этого захватывает дух.
Это единственная действительно первоклассная и безупречная сцена финала 7 сезона. Она занимает считанные секунды, но очень грамотно стоит в самом конце — чтобы потрясающая музыка Джавади унесла нас в абсолютный мрак финальных титров…
Поскольку финальная сцена всегда производит самое сильное эмоциональное воздействие, этого жалкого огрызка хватает, чтобы серия, сезон и весь сериал воспринимались гораздо лучше, чем они того заслуживают.
Все о 7 серии 7 сезона «Игры престолов»:
Все о 6 серии 7 сезона «Игры престолов»:
- Самые крутые сцены 6 серии 7 сезона «Игры престолов» в гифках
- Спойлеры 6 серии 7 сезона «Игры престолов»
- Рецензия на 6 серию 7 сезона «Игры престолов» в одном абзаце
- Все пасхалки 6 серии 7 сезона «Игры престолов»
- Подробный анализ 6 серии 7 сезона «Игры престолов»
- Отзывы критиков о 6 серии 7 сезона «Игры престолов»
Все о 5 серии 7 сезона «Игры престолов»:
- Самые крутые сцены 5 серии 7 сезона «Игры престолов» в гифках
- Рецензия на 5 серию 7 сезона «Игры престолов» в одном абзаце
- Все пасхалки 5 серии 7 сезона «Игры престолов»
- Спойлеры 5 серии 7 сезона «Игры престолов»
- Подробный анализ 5 серии 7 сезона «Игры престолов»
- Отзывы критиков о 5 серии 7 сезона «Игры престолов»
Все о 4 серии 7 сезона «Игры престолов»:
- Рецензия на 4 серию 7 сезона «Игры престолов» в одном абзаце
- Спойлеры 4 серии 7 сезона «Игры престолов»
- Подробный анализ 4 серии 7 сезона «Игры престолов»
- Все пасхалки 4 серии 7 сезона «Игры престолов»
- Самые крутые сцены 4 серии 7 сезона «Игры престолов» в гифках
- Что думают критики о 4 серии 7 сезона «Игры престолов»
Все о 3 серии 7 сезона «Игры престолов»:
- Самые крутые сцены 3 серии 7 сезона «Игры престолов» в гифках
- Все пасхалки 3 серии 7 сезона «Игры престолов»
- Рецензия на 3 серию 7 сезона «Игры престолов» в одном абзаце
- Спойлеры 3 серии 7 сезона «Игры престолов»
- Подробный анализ 3 серии 7 сезона «Игры престолов»
- Отзывы критиков о 3 серии 7 сезона «Игры престолов»
- Отзывы зрителей о 3 серии 7 сезона «Игры престолов»
Все о 2 серии 7 сезона «Игры престолов»:
Все о 1 серии 7 сезона «Игры престолов»:
- Самые крутые сцены 1 серии 7 сезона «Игры престолов» в гифках
- Суть. Рецензия на 1 серию 7 сезона «Игры престолов» в одном абзаце
- Спойлеры 1 серии 7 сезона «Игры престолов»
- Все пасхалки 1 серии 7 сезона «Игры престолов»
- Подробный анализ 1 серии 7 сезона «Игры престолов»
- Отзывы критиков о 1 серии 7 сезона «Игры престолов»
- Первые впечатления от 1 серии 7 сезона «Игры престолов»
Еще об «Игре престолов»:
- Кто такой Джордж Р. Р. Мартин?
- Все постельные сцены 7 сезона «Игры престолов»
- Самые безумные фанфики по «Игре престолов»
- Все смерти 7 сезона «Игры престолов»
- Чем круты другие книги Джорджа Мартина во вселенной «Игры престолов»
- Мифы «Игры престолов»: кто такие Белые ходоки, Дети Леса, Азор Ахай?
- 5 комиксов, похожих на «Игру престолов»
Источник