Я верю в План Мартина, в то, что гениальный автор по большей части гениальных книг все заранее продумал до самого конца. Если судить по интервью Бениоффа и Уайсса, Мартин еще в первом сезоне выдал шоураннерам «черный ящик» на случай, если с ним что-то случится за время съемок, кратко пересказал основные события, которые должны произойти до финала «Игры престолов».
Предпосылки некоторые из этих событий — вроде перерождения Дэйнерис в главную безумную злодейку, — достаточно четко видны в вышедших книгах, чтобы их можно было как-то понять и в сериале. Но другие обрушиваются на нас в финале без всякой подготовки вообще — книги-то еще не вышли или даже не начинали писаться, а в шоу сценаристы это все не смогли, не успели или забыли упомянуть в предыдущих выпусках.
Поэтому ниже, разбирая три основных эпицентра фейла в одном из худших — если не худшем, — финале в истории телевидения, сначала я буду указывать, как, на мой взгляд, видел это развитие событий сам Джордж Р. Р. Мартин, а потом — почему события не сработали в сериале.
Потуги лишенных воображения сценаристов добавить к Мартину что-то свое и так всегда прекрасно заметны — но на всякий случае в самом конце каждой секции я укажу на откровенный бред, который Бениофф и Уайсс явно досыпали в серию «от себя», без оглядки на Мартина.
Осторожно, спойлеры!
Смерть Дэйнерис
После «Колоколов» обреченность Дэйнерис в книгах читается четко: хоть характер ее еще не успел толком сформироваться, хоть в пятом томе мы расстаемся с ней как со все еще невинной, в общем-то, юной девочкой, неизвестно куда унесенной драконом… первые сцены, в которых нам Дэни представляют в романах, не допускают иной трактовки и иной концовки.
Тут и ирония типично таргариеновских планов брата Дэйнерис, Визериса, которые ненароком воплощает в жизнь сестра. И обещания Кхала Дрого, которые он посмертно выполнит для жены в образе дракона своего имени. Я на это указывал в анализе предыдущей серии, в новом эпизоде Дэни открытым текстом проговаривает про «вы убили людей в железных костюмах и разрушили их каменные дома».
Наконец, великое сидение Дэйнерис в Мирине, ее попытки мирными средствами удержаться за власть в уходящем из-под ног городе (которые занимают ГОРАЗДО больше времени, чем в сериале), выглядят генеральной репетицией. Еще одного Мирина Дэни не перенесет, полученные во время оккупации уроки пойдут на пользу при взятии Королевской Гавани… которая в книгах, быть может, сгорит не вся — но по-любому сгорит.
Последующие события — кинжал под ребро от любимого консорта, Джона Сноу, тоже не менее иронично-мартиновские. Ведь так убили САМОГО ДЖОНА — там, на Стене, и это та самая крайность, до которой этот автор так любит доводить своих героев.
В насколько отчаянной ситуации должен оказаться однажды убитый ножами человек, чтобы точно также поступить со своей возлюбленной? Я даже верю в то, что Дрогон в книгах может — в припадке ярости после смерти хозяйки! — случайно оплавить Железный трон и улететь на развалины родной Валирии.
Но я не верю, что-то из этого в книгах будет выглядеть смехотворно-нелепо. В сериале все именно так и выглядит. Сценаристы не потрудились прописать Дэйнерис мотивацию — к их услугам была и вся история Таргариенов, и Кхал Дрого, и Мирин, которые можно было хотя бы упомянуть в диалогах. Вместо этого они превратили Дэни в третьесортного злодея Marvel, без конца повторяющего одну и ту же фразу «хочу освободить всех» так, как будто она что-то объясняет о персонаже или сути его планов на будущее. В финале нам снова и снова твердят одну и ту же шутку про «сначала она освободила Мирин, потом Королевскую гавань… и еще много чего освободит!»
На минуточку: Мирин после Дэйнерис остался свободным городом. Он до сих пор стоит — и, насколько мы знаем, процветает. У Тириона нет достаточной доказательной базы, чтобы на основе одного инцидента делать из Дэни Гитлера.
Он бормочет что-то в духе:
Сначала она сожгла рабовладельцев, и мы ликовали. Потом она сожгла дотракийцев, и мы ликовали. А когда она сожгла Ланнистеров…
Известная цитата пастора Мартина Нимеллера работает потому, что у нацистов — и лично у фюрера, — была четкая идеологическая платформа, последовательная логика действий, которая прослеживалась с тех пор, как в Германии пришли за коммунистами.
Дэйнерис никогда не демонстрировала желания сжигать города или заранее избавляться от неугодных людей. Сожжение Гавани — это не этническая чистка, это срыв, слабость, каприз, психоз, единичный случай, который, быть может, начисто стирает все хорошее, сделанное Дэни в предыдущих сериях…, но никак его не перевешивает.
Безумными злодейками не становятся в одночасье, к этому надо идти всю жизнь. Бениофф и Уайсс хотят, чтобы мы поверили, что Дэни сходила с ума исподволь, а мы этого не замечали, и даже рукоплескали худшему персонажу в сериале. Хуже Серсеи, хуже Тайвина Ланнистера (видимо, и хуже Ночного Короля с Рэмси Болтоном).
Простите, дорогие авторы, а помимо предпочитаемого Дэйнерис вида казни вы можете привести ХОТЯ БЫ ОДИН ПРИМЕР, в котором она пользовалась Дрогоном не в качестве крайней меры, средства самозащиты, возможности избежать куда большей крови (и огня)?
Тирион, прошедший с королевой большую часть пути, не может обвинить ее ни в чем конкретном, он просит Джона убить Дэни в качестве… меры предосторожности?
А вдруг Королевская гавань повторится снова!
Офигенный аргумент, чтобы внезапно бить кинжалом самого симпатичного персонажа в первых 7 сезонах сериала.
Оправданность убийства подкрепляется двумя сценами — той, в которой Арья говорит Джону, что Санса никогда не примет новую королеву, и ее ждет печальная участь, и той, в которой Дэни в последние минуты жизни, впервые прикоснувшись к Железному трону, делится с консортом планами на будущее. И та, и другая сцены не работают.
Первая — потому, что Арья в таком случае ничего никому не стала бы говорить, а просто молча сама ткнула Дэйнерис кинжалом, чтобы спасти и сестру, и братьев. Лучшая в Вестеросе наемная убийца перекладывает ответственность на своего глубоко порядочного, высокоморального родственника… почему?
Из-за слов Сэндора Клигейна в предыдущей серии? Так это не месть, не личные соображения. Наоборот — у тебя есть возможность восстановить баланс, убив и Короля Ночи, и новую угрозу для Вестероса, оставив страну в мире, спокойствии и с двоюродным братом у руля.
Вы хотите сказать, что переродившаяся Арья об этом даже НЕ ЗАДУМЫВАЕТСЯ? Я понимаю, что девушке на голову всю предыдущую серию падали камни и дома. Но все-таки!
Вторая сцена не работает из-за просто омерзительной непрописанности диалога Дэйнерис. Это самая важная сцена во всем сериале: разрушительница Гавани своими словами объясняет, почему она это сделала, почему решила все испортить, пустить под откос все надежды на хэппи-энд в тот самый момент, когда он предстал перед ней во звоне колоколов. И как звучит мотивация Дэни?
Серсея хотела сделать из жителей города заложников. Я ей этого не позволила!
Ну что же, в самой фразе есть рациональное зерно, демонстрация силы в духе Кайзера Созе из The Usual Suspects, который сам убил свою семью, чтобы ее не могли взять в заложники конкуренты. Но это надо развивать дальше, ПРОПИСЫВАТЬ, заставлять Дэйнерис объяснять про следующие города, которые она собирается захватывать, миллионы жизней, которые в дальнейшем реально спасут ее кровавые действия.
Ведь после Гавани никто уже не посмеет прикрываться мирными людьми, Джон. Я сбила один авиалайнер, чтобы террористы не смели захватывать следующие.
Где все это в разговоре Джона и Дэйнерис?!
Вместо того, чтобы обменяться двумя равными по силе идеологиями, понять их непримиримость и решить, что убийство величайшей любви своей жизни — это единственный выход, Дэни продолжает нести чушь про «освобожу всех», а Джон — повторять «ты моя королева, но…» Это бред, непрофессионализм, уровень школьных фанфиков по Мартину, в которых герои перепихиваются штампами вместо живой человеческой речи, а заканчивается все немотивированным, непроданным, неправдоподобным регицидом.
ЕДИНСТВЕННАЯ причина, по которой Джон бьет Дани ножом: это нужно сценаристам, чтобы двинуть сюжет к следующей сцене.
А, ну и обещанный бред в довесок лично от Уайсса и Бениоффа: поведение Дрогона, который сперва «милует» Джона, потом целенаправленно (?!!!) сжигает Железный трон, а потом аккуратно берет трупик Дэйнерис лапкой и улетает с ним.
Ребят, я понимаю, что у вас большая загрузка…, но за все эти годы вы могли бы хотя бы попросить кого-нибудь ПЕРЕСКАЗАТЬ вам поведение драконов в книгах Мартина, особенно в приквелах «Игры престолов», где их показывают в боях и во взрослом виде. Драконы — не мифические разумные твари, скрывающий свой почти человеческий интеллект, они не способны на настолько осмысленные действия, как сжигание абстрактного символа власти, доведшего их седока до гибели. По характеру они — всего лишь крылатые, огнедышащие, очень долго живущие коты.
Если вы вдруг в последней серии решили продать нам РАЗУМНОГО, осознающего ситуацию Дрогона… вы не задумывались, как это обесценивает инстинктивное, спонтанное, сугубо животное поведение ваших собственных драконов во всех предыдущих эпизодах?
Сломанный Король
Bran the Broken звучит достаточно по-мартиновски, чтобы я мог согласиться с тем, что писатель действительно обманул всех и готовит к Железному трону (или тому, что от него останется в книгах) самого маловероятного из Старков…, а может быть и вообще из персонажей.
Это классика детектива, безобидный инвалид, оказывающийся убийцей. Но если это случится в книгах, восхождение первого в Вестеросе Короля-Провидца будет намертво завязано на сверхспособности Брана, на его Трехглазость и Воронность, на умение проникать далеко в прошлое Вестероса, черпать оттуда сведения и использовать их в своем правлении, чтобы определить курс будущего. Возможны даже ситуации в духе Ходора, в которых мы выясним, что будущий Король Бран многократно проникал в прошлое Семи Королевств (в том числе и во время событий книг), брал под контроль ключевых персонажей и перемещал их, как фигуры на доске.
В сериале про способности Брана просто-напросто… ЗАБЫЛИ? Они ни разу не упоминаются Тирионом, когда он выдвигает Брандона Старка в правители (но не забывает при этом цитировать Гарри Поттера: the boy who (fell from a tower) and lived), другие персонажи тоже старательно делают вид, что, мягко говоря, странный Бран, большую часть времени проводящий в прошлом или варгующий в ворон, будет хорошим, справедливым, внимательным к деталям лидером.
Бран утратил способности в битве с Ходоками? Вместе с Королем Ночи и Мелисандрой из Вестероса ушла вообще вся магия? Так работайте, объясняйте, почему этот пассивный, апатичный лузер, не сказавший за весь сезон ни одной внятной фразы и не совершивший ни одного сюжетного значимого действия, — тот самый кандидат, который «специально шел» к этой должности. Брану ОК, потому что он все предвидел…, но нам-то, нам-то!
То, что кто-то НЕ ХОЧЕТ всходить на престол и быть королем, еще не значит, что его нужно туда силком запихивать. Мало ли кто не хочет править. Вон там, на заднем плане, молча стоит Гендри Баратеон и тоже активно не хочет. Может быть, сын последнего законного, общепризнанного короля Вестероса, неоднократно доказывавший свою смелость и словом и делом — все-таки лучший вариант, чем калека-эпилептик с далекого Севера?
Ну и сама сцена с выборами… я даже не знаю, с чего начать описывать ее невыносимую нелепость. Именно на этой сцене «Игра престолов» впервые становится несмотрибельной, любительской театральной постановкой, которую как можно быстрее хочется оборвать.
Во-первых, серия обязана была закончиться настолько ключевым для сериала событием, как смерть Дэйнерис. Зритель не может смотреть дальше, не приняв и не переварив поступок Джона, ему в данный момент по фигу, что вы собрали в одной палатке сестер Старк и всех уцелевших персонажей, имен трех четвертей из которых не помните, наверное, даже вы сами, дорогие сценаристы. Нас интересуют три вещи:
- Как Джон нашел в себе силы убить Дэйнерис, что им двигало в последний момент?
- Как он живет с этим, простил ли себя, не сомневается ли в справедливости своего решения?
- Почему Серый Червь и фанатично преданные Дэни Безупречные просто не растерзали Джона, узнав, что он совершил?
Ведь они не рабы, они — свободные люди, которые вправе делать все, что им вздумается, после утраты любимой королевы. Вы хотите, чтобы мы поверили, что Серый червь действительно спокойно заточил Джона под стражу и со слегка недовольным лицом занялся мирными переговорами, благоустройством будущего Вестероса?
Да плевать ему на Вестерос. И на будущее.
Но это еще не верх идиотизма. Ни к селу ни к городу Тирион предлагает, что отныне в Семи королевствах не будет династий, что следующие Короли будут избираться на этом самом месте этим самым советом… и с этим все соглашаются!!!
Хорошо, у Брана не будет детей, он доправит и помрет, выберут нового короля «из достойных». Но у этого-то короля будут жена, дети, бастарды. И каждого начнет выдвигать на престол если не он сам, то приближенные.
Лорд Тирион, сер, вы представляете, в какую пропасть беззакония рухнет Вестерос после вторых выборов — если не после первых? Ведь огромная масса лордов в этом собрании не участвовала, им, наверное, не очень ОК, что вы внезапно упразднили весь многовековой механизм наследования в пользу выборной системы! Они, извините, до сих считают свою знатность по количеству королевской крови, очереди в претензии на трон.
Идиотия в довесок лично от сценаристов: Сэмуэлл Тарли, просто предлагающий взять и ввести демократию. Современным американским сценаристам наверняка было очень смешно на этом месте подмигивать зрителю: вот, мол, так и до права женского голоса в Семи королевствах недалеко! Но Сэм, вроде, человек неглупый, насмотревшийся, на что способны средневековые низы, средневековая толпа. Как он себе представляет реакцию вестеросской общественности на предложение устроить всенародные выборы следующего короля или королевы?
Он хочет сказать, что те самые головорезы-самозванцы, мелкие тираны, рэмси болтоны, которые крошили друг друга и мирный люд во время смуты, войны, восстаний, выдавая себя за лордов или претендентов на престол, организованно выстроятся к избирательным участкам, чтобы проголосовать за одного из предложенных кандидатов? Что, увидев такой вакуум власти, все они не пойдут по дорогам, деревням и городам топором и мечом, кровью вписывать в бюллетень «свой вариант»?
Ведь короля по династическому признаку в Средневековье выбирали не по капризу, не по прихоти, не по моде. Это тупо, реально был единственный возможный способ избежать очередной гражданской резни.
Смена общественного строя во время переворотов и революций происходила потому, что к власти рвались люди с четкой идеологической платформой, к которой были подготовлены и массы, и лидеры. У каждой революции был определенный класс, определенная аудитория, на которую она могла опереться четким месседжем. «Помогите нам выбрать нового короля» — это не месседж для низшего, среднего, да и всех остальных классов, это дикость, дань современным SJW-тенденциям устами далеко не самого наивного персонажа сериала.
Расставание с героями
Итак, все хорошо: Брана избрали на царство, Тириона сделали Десницей (ха-ха, ирония, Тирион тоже НЕ ХОТЕЛ), Серый червь начал возникать («у меня королеву убили, имейте совесть»), так что Джона сплавили обратно в Дозор.
В исходе Безупречных на кораблях и расставании Джона с сестрами и братом-королем есть что-то глубоко толкиновское: это исход Фродо в Валинор вместе с эльфами. Мартин очень любит цитировать Толкина, так что я готов поверить, что он готовит в седьмой книге столь же меланхоличную сцену с кораблями. Но вот все, что идет после этого…
Тирион правит Малым советом из Брона, Давоса и других недобитых персонажей, Бран изредка вкатывается на кресле, чтобы проверить, как там дела у подчиненных… я все равно в упор не понимаю, что заставляет Тириона думать, что Брандон, лично говоривший, как ему хочется откосить от всего вообще, будет это делать регулярно. Изредка Тирион намерен навещать Север и ссать вместе с Джоном со стены — словом, идиллия!
Бриенна Тарт стала новым Лордом-Коммандером Королевской гвардии: пожалуй, это единственное завершение арки персонажа, которую тут можно принять. Кому еще писать о последних делах Джейме, как не ей?
Но вот что касается сестричек Старк… Почему Санса молчала, когда выбирали короля (или королеву), и только на выборах родного брата пискнула, что, мол, Север будет свободным? В чем героизм такого поступка? В чем его политическая дальновидность? Допустим, Санса молчала, чтобы увидеть, что думают остальные — школа Мизинца. Но почему она тогда не поддержала брата (если по какой-то фантастической, неведомой нам причине она действительно считает Брана-эпилептика достойнейшим кандидатом на престол), а буквально с первых секунд правления начала подрывать его авторитет и показывать свою независимость?
Этому Бейлиш Сансу явно не учил — промолчи, а когда ситуация станет максимально для тебя выгодной, тут же, не сходя с места, при всех, начинай торговаться. Санса действительно думает, что Бран не отдаст ей Север? Что остальным Лордам нужно как можно раньше знать о расколе между двумя Старками? Что это приведет к большей стабильности, а не к большей смуте?
Ведь речь о сепаратизме — больной и в наше время теме, что уж говорить о временах прикладного феодализма. Кто будет решать вопросы с частями Севера, которые до сих пор считают себя Югом? И наоборот? Бран или Санса? Может быть, об этом стоило подумать до того, как разрывать страну на две части?
Наконец, неужели и правда все довольны тем, что в Вестеросе теперь мафия Старков, что и Югом, и Севером правят отпрыски одной и той же династии, неужели никто после выходки Сансы не захотел закричать «нет, я так не согласен, не считайте мой голос за Брана!» А Арья вообще молчит…
Про отвратительное бездействие Арьи в начале серии я уже писал, концовка у нее ничем не лучше. Видимо, силы у сценаристов кончились, они не потрудились прописать ей хоть какой-то финал или мотивацию и опять все позаимствовали у Толкина: Арья Старк вдруг берет и в буквальном смысле слова уплывает на Запад.
Типа, в Вестеросе теперь все всегда будет хорошо. Ее помощь больше никогда никому не понадобится. Ни брату, ни сестре. Потому что мир, Бран, дружба. Если Арья больше не может, если после пролитой крови ей стали одинаково противны и Вестерос, и Эссос… так обмолвитесь об этом хотя бы парой слов, мотивируйте решение героини, превращайте ход во что-то большее, чем прихоть, каприз, желание Повидать Места.
Но, опять-таки лишь из-за звучности имени Сломанного короля, я готов поверить, что у Мартина в книгах может быть что-то похожее, пусть и куда более продуманное и прописанное. Но я уверен, что последние кадры с Джоном — личная выдумка сценаристов.
К финальным титрам Уайсс и Бениофф, похоже, окончательно запутались, что, кому и зачем они хотят сказать. Джон возвращается на Стену… его встречают Одичалые… из которых он, похоже, набирает новую дружину… с которой уходит в лес за Стеной!
На этом сериал заканчивается. Нам так и не потрудились объяснить, почему Джон согласился принять изгнание на Стену только для того, чтобы с нее дезертировать. Он прикончил не только Дэйнерис, но и свое непоколебимое чувство долга, из-за которого он эту самую Дэйнерис и убил?
Или это не дезертирство со всем личным составом, а, допустим, рейд? Но куда? Против кого? Экспедиция? Набрать побольше Одичалых, поселить вокруг Стены и в ее развалинах, основать новое мини-государство с Королем Сноу, который, быть может, со временем подыщет себе очередную огневолосую пассию?
Почему Джон ни словом не упоминает свои желания и стремления в разговоре с Тирионом, Браном, сестрами? Что им движет? Почему в ответ на «ты щит, который оберегает земли людей» нам показывают, как он уходит в лес вместо того, чтобы, ну, вы знаете, например… оберегать земли людей?!
А какие несуразности или нелепости в финале заметили вы? И справился ли он удовлетворительно с хотя бы одним вопросом, ответов на которые вы ждали столько лет и зим?
Источник