29 апреля вышел 3 эпизод финального сезона «Игры престолов» (Game of Thrones), в котором наконец-то произошло решающее сражение с Ходоками и Королем Мертвых. Ниже я предельно сжато разберу прелюдию, саму комплексную битву и ее последствия для оставшихся 3 эпизодов сериала.
Осторожно, спойлеры!
Подготовка
На первых минутах серии главные сценаристы Дэн Уайсс и Дэвид Бениофф демонстрируют свой уровень, мастерски переводя нас от персонажа к персонажу во время последних приготовлений к битве и практически не используя слов — насколько я помню, за все начало звучит только одинокое fuck от Скорбного Эдда в адрес опоздавшего в боевые ряды Сэма. Это действительно очень круто — никакой ложной драмы, просто страх на лицах персонажах, ранее не встречавшихся с Ходоками, и ожесточение на лицах героев, уже знающих, ЧТО сейчас выкатится из ночи на Уинтерфелл.
Вся накопленная сериалом за 7 сезонов и 2 серии энергия расходуется в эти просто невероятные по напряжению моменты, когда даже за второ- и третьестепенных персонажей переживаешь, как за живых людей. Актеры тоже играют прекрасно, от Динклэйджа до Каннингэма, простым поворотом головы передавая больше информации о внутренних переживаниях своих молчаливых героев, чем это делали самые пространные монологи у камина во 2 серии 3 сезона.
Последний аккорд — слова «валар моргулис», оброненные Мелисандрой перед выстроившимися порядками Безупречных. В новом контексте основной слоган сериала звучит совсем иначе: ведь практически все слышащие его персонажи в течение ближайших минут так или иначе умрут.
Битва
К тактике героев можно выдвинуть ряд вопросов — зачем сразу жертвовать таким количеством людей, если есть драконы, при помощи которых можно и провести разведку боем, и расчистить поле битвы задолго до того, как Ходоки дойдут до стены? Но, во-первых, дотракийцы вряд ли согласились бы прятаться за стенами Уинтерфелла, а во-вторых, по чисто практическим съемочным соображениям от такого количества армий и персонажей надо как можно скорее избавляться.
Поэтому сначала гибнут все дотракийцы, ускакавшие во тьму с горящими мечами, потом — почти все армии Севера, встретившие мертвецов в пешем строю, потом — практически все Безупречные (кроме Серого червя), сначала прикрывающие отступающих, а потом сопровождающие человека-огнемета Мелисандру в ее неспешной прогулке к нуждающемуся в поджигании рву.
Когда мертвецы строят из себя мостик сквозь огонь, действие переносится за крепостные сцены, разбиваясь на локальные стычки и стелс-сцены, где отдельным героям (Арья, Пес) удается продемонстрировать все свои лучшие качества, а другим (Джейме, Бриенна) — пару раз мелькнуть в массовке. И все это оттеняет первый воздушный бой в истории сериала.
Он очень короткий: Дани на Дрогоне и Джон на Рейгале преследуют Короля Ночи на зомби-Визерионе, причем никто ни в кого не может толком попасть… Но эти моменты удивительно красивые: драконы поднимаются над наведенной Королем снежной бурей, вокруг звезды, луна, и впервые в истории Вестероса всполохи обычного, оранжевого драконьего огня перемежаются с потоками голубого, призрачного ледяного пламени.
В остальном драконы оказываются не очень эффективны из-за снежной бури: Рейгаль на бреющем таранит верхушки заснеженных сосен, потом Дани и Джон вообще устраивают столкновение в воздухе. Учитывая, как закончилась серия, первая воздушная битва в сериале может оказаться и последней: у Серсеи-то драконов нет, только флот…
Хотя, конечно, возможен вариант, при котором Рейгаль еще выйдет против Дрогона. Но об этом — в самом конце материала.
Смерти
В сражении вчистую погибает несколько именных персонажей — от Скорбного Эдда до Берика Дондарриона, а пара более важных героев (Джорах, Сэм) получают серьезные, если не смертельные раны.
Но ВСЕ главные герои остаются — даже Бран, неподвижно просидевший весь эпизод в кресле и варговавший в воронов вместо того чтобы, я не знаю… варгануть в одного из бесхозных драконов и попытаться как-то избавиться от бушующего во дворе Уинтерффела ледяного?! Зато при защите бесполезного Брана гибнет не очень полезный Теон.
С Королем Ночи расправляется Арья — насколько я понял, сделанным Гендри Баратеоном клинком. Это происходит в сцене, очень похожей на смерть Короля-чародей Ангмара, короля назгулов из книг Джона Рональда Руэла Толкина, от рук Эовин. Тут можно было бы в очередной раз обвинить сценаристов в отсутствии воображения — но Джордж Р. Р. Мартин очень любит другого Р.Р. и охотно цитирует его в своих книгах, так что, может быть, все так и было запланировано автором. А до этого нам недвусмысленно демонстрируют сюжетную броню в действии — Король Ночи выдерживает прямое попадание огнем от дракона Дэйнерис.
Сюжетная броня Джона Сноу оказывается не хуже — он выживает в большем количестве отчаянных ситуаций, чем персонажи иных видеоигр, включая практически прямое окатывание ледяным пламенем от зомби-Визериона. Но это может быть как-то связано со внутренней мифологией придуманного Мартином мира: Сноу от ледяного пламени оберегает та же магия, что и Короля — от обычного, огненного.
В очередной раз слетевшая с дракона Дани в очередной раз выживает благодаря подоспевшему в самый последний сэру Джораху Мормонту, который получает огромное количество колото-резаных ран, до последнего (?) вздоха защищая свою Королеву от вихтов. Дэйнерис остается без армии (дотракийцев убили, евнухов убили), но с драконом — Дрогон, насколько я понял, живой, лишь слегка погрызенный Ходоками. Также битву в хорошем состоянии переживает скинувший Джона Сноу Рейгаль. Зомби-Визерион испаряется вместе с остальными мертвяками.
Все это демонстрирует прежде всего нелепость полетов на драконах без седла и упряжи: у Мартина седоки ПРИСТЕГИВАЛИСЬ, и главная тактическая тонкость воздушных баталий в книгах-приквелах как раз и заключалась в том, чтобы вовремя отстегнуться и выпрыгнуть, пока дракон таранит врага или еще куда-нибудь врезается. Но, тем не менее, все живы.
Санса и Тирион (а также Лорд Варис) проводят всю серию в крипте, вслух обосновывая собственную сюжетную бесполезность. Когда в склеп прорываются мертвецы и всех там сжирают, персонажи просто уходят на другую локацию — где все горит, но не всех едят.
Арья, cамый ценный игрок всей серии, не только грамотно истребляет десятки зомби и участвует в захватывающих стелс-сценах, но и завершает свой собственный маленький survival horror, в прыжке убивая главного босса (собственно, Короля Ночи). Перед этим Король девушку успел как следует схватить — но травмы вряд ли серьезные.
На последних секундах эпизода в снег падает уходящая в рассвет, расставшаяся с дарующим вечную жизнь рубиновым ожерельем Мелисандра, оставляя Вестерос без поддержки Рʼглора, а сериал — без надежды на воскрешение кого-то из героев, кто пал в битве с Ходоками или кому только предстоит пасть в битве за Железный Трон.
Отныне в «Игре престолов» всех будут убивать по-настоящему.
Хвосты
Итак, нападение мира мертвых на мир живых оказалось тем, что в американском сценарном деле называют red herring — обманкой, пшиком, финтом, отвлекающим внимание от истинной природы происходящего. Король Ночи — о котором мы так ничего и не узнали — пал от одного удара Арьи, вместе с ним улетучилась вся армия Ходоков и вихтов, на борьбу (и подготовку к борьбе) с которой ушло столько человекочасов в предыдущих сериях. Но что будет дальше? Ведь Серсея кажется таким смешным, картонным, условным противником после целой армии зомби во главе с неуязвимым Королем!
По идее, в Вестеросе должна наступить долгая, практически бесконечная зимняя ночь, которая сама по себе не подарок для привыкшего к практически бесконечному Лету континента. Если бы я читал книгу Джорджа Р. Р. Мартина, где на этом самом месте все настолько внезапно кончилось, я был бы спокоен. Живые люди в «Песни льда и пламени» и приквелах многократно оказывались гораздо хуже ходячих мертвецов, без зомби и магии автор чувствует себя прекрасно, и можно было бы, наконец-то избавившись от нелепых жанровых штампов, посвятить остаток романа чудовищной возне в кромешном мраке, где на скользкий от крови Железный трон кое-как взбирается то одно, то другое израненное человекоподобное существо.
Но Game of Thrones от HBO — это все-таки очень традиционное телевидение с симпатичными героями и актерами, пусть и выбывающими из шоу «по канону» в эпизодах вроде казни Неда Старка или Красной свадьбы. Главные сценаристы сериала неспособны сами придумать что-то, чего они не видели ранее на экране или не читали в книгах и учебниках истории. В битве с Ходоками выжили, кажется, вообще все серьезные претенденты на Трон, и по голливудским законам нам остается только трехсторонний конфликт «Серсея — Дейнерис — Джон», где часть персонажей выступает за Юг, часть — за Север, а часть остается верны потерявшей все войско (но сохранившей дракона) таргариеновской королеве.
Я уже вижу все эти мучительные диалоговые сцены, отбивающие потраченный на битву с Ходоками бюджет, в которых Джон Сноу колеблется между северным чувством долга и зовом драконьей крови, а концовка с чьим-нибудь внезапным, но неизбежным переходом на ПРАВИЛЬНУЮ сторону (скорее всего, Джейме) будет всем мучительно напоминать последние минуты «Возвращения джедая».
Но есть надежда, что в 8 сезоне все до сих пор идет по плану Мартина, что он все продумал от и до десятки лет назад, и что в книге A Dream of Spring (если она когда-нибудь увидит свет) Ходоки выступят настолько же безликой, ложной угрозой, с которой столь же четко расправятся в первой же битве. В этом случае остается шанс, что автор успел дать сценаристам подсказки и по дальнейшим событиям, по последнему раунду дворцовых интринг, кровавых расправ и драконьих дуэлей, и что в оставшихся эпизодах нас ждут удивительные, целиком синтезированные из личной фантазии автора сюжетные повороты и крутые моменты.
Источник