Подопытные люди: фильмы про психологические эксперименты

Киноработы о реальных и вымышленных исследованиях, где в центре изучения оказывались люди.

Подопытные люди: фильмы про психологические эксперименты

Все психологические теории так или иначе основаны на наблюдении за поведением людей. Учёные всего мира постоянно проводят психологические эксперименты, результаты которых могут в будущем помочь миллионам. Следует различать опыты и эксперименты: первые запрещены, вторые используются для защиты любой дипломной работы психолога.

Одно из основных правил легального психологического эксперимента — добровольность. Мы постарались отобрать фильмы, где у всех героев был, по крайней мере, выбор — соглашаться на участие или нет. В исследование их привели разные причины: кто-то пришёл ради карьеры («Экзамен», «Эксперимент “Офис”»), другие — ради денег («Посылка», «Смертельная комната»). Но никого не похищали, никто не очнулся в неизвестном месте.

В данной подборке — только те картины, герои которых сами пришли и выбрали авантюру, хотя могли и отказаться.

«Экзамен» (2009)

Стюарт Хейзелдин выступил автором сценария, режиссёром и продюсером британского психологического триллера «Экзамен». Это был дебют Хейзелдина, за который он получил премию BAFTA.

Восемь кандидатов на одно рабочее место мечты. Соискатели уже прошли достаточно испытаний и отборов, и это последний экзамен, который определит победителя. Перед участниками — только лист бумаги и карандаш. У них 80 минут, чтобы ответить всего на один вопрос.

Тот, кто нарушит правила, будет дисквалифицирован. Тот, кто захочет уйти сам, должен сказать об этом вслух. А дальше, как и положено, замкнутое и закрытое на ключ помещение и борьба — только не за жизнь, а за карьеру.

Факт: фильм снимался в одной комнате, в съёмках приняло участие десять актёров. Хейзелдин боялся довериться студии, зная по коллегам, какие изменения продюсеры могут внести в авторский замысел. Поэтому снимал картину полностью сам. Изначально фильм был об экзамене в школе и имел другую концовку.

«Эксперимент “За стеклом”» (2019)

Глядя на название шведского триллера «Эксперимент “За стеклом”», можно догадаться, что перевели его так специально для русских, выросших на первом российском реалити-шоу «За стеклом». В оригинале фильм называется Funhouse — по месту, где развиваются события.

Восемь знаменитостей со всего мира, среди которых польская инстаграм-модель, известный латиноамериканский блогер и ирландский спортсмен, приглашены участвовать в мировом реалити-шоу. Победитель получит 5 миллионов долларов. Герои привыкли жить напоказ, поэтому с радостью соглашаются, прекрасно понимая, что ради такой суммы придётся постараться.

Правила просты — угодить привередливому зрителю и получить от него голос. Но это не так просто сделать, ведь публика знает, на чём привыкли хайпить современные звёзды социальных сетей: кровавые драки, домашнее порно, пьяные выходки. Только на этот раз проигравший не просто покидает шоу: цена за выбывание намного серьёзнее. По ходу просмотра становятся ясно, что в эксперименте участвуют не только интернет-селебрити, но и сами зрители шоу.

Факт: на первый взгляд банальный ужастик имеет более глубокий подтекст — в основу фильма легла идея показать «кардашьянизацию» общества, стремление людей зарабатывать не своим трудом, а за счёт хайпа.

«Что бы вы сделали…» (2012)

Авторы фильма «Что бы вы сделали…» в очередной раз поднимают тему бесплатного сыра в мышеловке. Это картина о выборе, который есть у каждого. И о том, готов ли человек принять последствия своего решения.

Айрис (Бриттани Сноу) заботится о своём младшем брате Райли, который болен лейкемией. Их родители умерли, и сестра — его единственный шанс на спасение, но денег катастрофически не хватает. Знакомый онколог предлагает Айрис принять предложение некоего богача Шепарда Ламбрика (Джеффри Комбс).

У филантропа к Айрис только один вопрос — готова ли она прийти к нему в дом и сыграть в игру, за победу в которой он найдёт для её брата донора костного мозга и оплатит операцию. Даже понимая, что просто так ей не получить главный приз, она всё равно соглашается принять участие в званом ужине. Всего приглашено восемь гостей (магическое число для подобных фильмов), и перед каждым стоит вопрос — причинить боль себе или соседу.

Факт: фильм снят по мотивам эксперимента известного психолога Стэнли Милгрэма. Суть его исследования — показать, какой вред готовы нанести испытуемые другим людям, если им отдаст такой приказ человек, наделённый властью.

«Экспериментатор» (2015)

Режиссёр Майкл Алмерейд снял биографический фильм «Экспериментатор» после того как его жена увлеклась психологией, а именно экспериментами Стэнли Милгрэма. Чем глубже кинематографист изучал работы психолога, тем чётче в его голове складывалась картинка, как это должно выглядеть на экране. Одной из особенностей стал киноприём «сломанной четвёртой стены»: актёр, игравший Милгрэма (Питер Сарагаард), напрямую общался со зрителями, рассказывая свою историю.

В основе сюжета — один из самых значимых экспериментов Милгрэма: «подчинение авторитету». После окончания Второй Мировой войны психолог задался вопросом: откуда в обычных немецких гражданах было столько жестокости, которую они проявили к узникам в концентрационных лагерях. Тогда он решил исследовать, насколько далеко способен зайти человек в причинении вреда другому, если это входит в его рабочие обязанности.

За 4,5 доллара всем желающим предлагалось участие в эксперименте, якобы направленном на изучение влияния боли на память. Испытуемый и подсадной человек, который изображал также участника, тянули жребий, кто и какую функцию будет выполнять. Актёр всегда оказывался в роли «испытуемого», которого пристёгивали к стулу. А настоящий участник эксперимента становился «экспериментатором».

В ходе исследования «испытуемый» должен был запоминать и повторять слова. В случае ошибки «экспериментатор» включал ток, который доставлял неприятные ощущения другому участнику. С каждым применением разряд увеличивался. Разумеется, на самом деле никакого тока не было, а «испытуемый» актёр лишь делал вид, что ему больно.

Исследователь заверял «экспериментатора», что разряд был хоть и болезненным, но не причинял особого вреда. Переключатели тока начинались от 15В и заканчивались 450В. Деньги всем участникам выплачивались в любом случае, никаких угроз в их адрес от исследователя не поступало. По сути, каждый испытуемый в любой момент мог прекратить эксперимент.

В фильме Стенли Милгрэм (Питер Сарсгаард) от первого лица рассказывает о подготовке и проведении своего эксперимента. Он показывает, в каких условиях происходили его исследования и объясняет действия всех участников. Психолог ставит задачу изучить способность человека говорить «нет» начальнику.

Милгрэм пришёл к шокирующим результатам, и не все оказались ими довольны. Исследователя обвинили в нарушении этики и сделали из него отрицательного персонажа. Фильм достаточно подробно показывает, как общество отнеслось к подобным экспериментам.

Факт: в картину были вставлены архивные видео, а в конце фильма появилась в роли самой себя вдова учёного — Александра Милгрэм. Несмотря на то, что для науки основным вкладом психолога стал опыт с «подчинением авторитету», большей популярностью «в народе» пользуется его доказанная теория «шести рукопожатий».

«Комната смерти» (2009)

«Как только ты войдёшь — пути назад не будет» — слоган фильма «Комната смерти». Ещё одна картина о том, как люди за деньги участвуют в неизвестном эксперименте и вскоре начинают об этом жалеть.

Четверо человек без рода занятий и места жительства, которым нечего терять, соглашаются принять участие в исследовании за вознаграждение в 250 долларов. На первый взгляд всё выглядит очень прилично: большая светлая комната, опросник, который нужно заполнить, солидный экспериментатор. На исследование отводится восемь часов.

Вот только странность: столы и стулья привинчены к полу. Но испытуемые ещё не видят подвоха, пока исследователь не убивает одного из пришедших на глазах у остальных. Таким образом первый этап исследования считается открытым.

Факт: создатели фильма не скрывали, что позаимствовали идею для картины из правительственной программы ЦРУ «МК-Ультра». Под этим кодовым названием, согласно открытым данным, скрывается проект секретной службы, засушенный в 1950-х годах. Его целью было изучение способов манипулирования сознанием человека для допросов и вербовки агентов. В 1973 году все документы, касающиеся проекта, были уничтожены, поэтому доподлинно неизвестно, какие ещё опыты на людях проводило ЦРУ.

«Посылка» (2009)

Фильм «Посылка» основан на рассказе Ричарда Мэтисона «Кнопка, Кнопка», опубликованном в 1970 году в журнале «Плейбой». Впервые история была экранизирована в одном из эпизодов сериала «Сумеречная зона».

Среднестатистическая американская пара из 1970-х годов Норма (Кэмерон Диаз) и Артур (Джеймс Марсден) находит на пороге своего дома загадочную коробку с красной кнопкой. Позже в их дом приходит незнакомец, который говорит, что заплатит им миллион долларов, если они нажмут на кнопку.

Однако у всего есть своя цена: в тот момент, когда будет нажата кнопка, где-то умрёт один человек. Но никто не узнает, что между этими событиями есть хоть какая-то связь.

Факт: Мэтисон написал историю под впечатлением от рассказа своей жены, которая посещала курсы психологии. Однажды похожий вопрос студентам задал профессор — можно ли совершить плохой поступок, будучи уверенным, что никто об этом не узнает?

«Идиоты» (1998)

Фильм «Идиоты» Ларса фон Триера стал первой картиной, которую он снял после заключения манифеста «Догма 95» с другим датским режиссёром Томасом Винтербергом. Кинематографисты договорились снимать максимально натуральное кино, без технических излишеств. Премьера фильма состоялась на Каннском кинофестивале.

Компания детей из богатых семей ставит социальный эксперимент. Они специально приходят в общественные места и начинают провоцировать окружающих: изображать умственно отсталых людей. Они переходят границы, понимая, что больным людям позволено чуть больше, чем остальным — и всё им сойдёт с рук.

Наблюдая за реакцией, которую они вызывают, молодые люди наслаждаются ощущениями и исчезают, чтобы вскоре появиться где-то ещё. Вскоре к ним присоединяется девушка, которая своим появлением ставит под вопрос целесообразность такого поведения. А постоянно повторяющееся притворство в конце концов надоедает и самим участникам компании.

Факт: фильм вызвал у критиков противоречивую реакцию. Кто-то был в восторге, кто-то отзывался крайне негативно. Больше всего обсуждений вызвала спорная тема «игры в идиотов», притворства и пародирования людей с особенностями в развитии. Известно, что Ларс фон Триер часто на съёмках использует тактику провокации — и на этот раз он регулярно доводил актёров до слёз, чтобы вызвать настоящие эмоции. Основным его требованием было не играть, а жить перед камерой. Кроме того, к съёмкам фильма он привлёк немало непрофессионалов.

«Высшее общество» (2018)

Режиссёр фильма «Высшее общество», француженка Клер Дени вынашивала идею проекта в течение 15 лет. Одну из главных ролей в картине сыграл Роберт Паттинсон — этот фильм помог полностью изменить амплуа популярного американского актёра.

Преступники, приговорённые к смертной казни, получают второй шанс — чтобы выжить, они соглашаются принять участие в опасном секретном эксперименте. Их отправляют на космическом корабле на поиски альтернативной энергии, которую учёные пробуют получить из чёрной дыры.

Бывшие заключённые получают билет в один конец — на станции им предстоит провести остаток жизни. Но помимо исследовательских целей, они подвергаются различным медицинским опытам. И смертная казнь уже не кажется такой уж плохой альтернативой.

Факт: фильм стал дебютной англоязычной работой Клер Дени. Позже она говорила, что никогда не представляла себе, чтобы герои в космосе говорили по-французски. Альтернативой для неё были русский или китайский языки.

«Философы. Урок выживания» (2013)

Оригинальное название фильма — The Philosophers («Философы»), именно под ним создатели запустили промо и постеры в 2013 году. Однако уже к концу года было решено срочно сменить название на After the Dark («После темноты»). С чем это было связано, продюсеры не сообщали, но полностью изменили презентацию фильма. В сети можно встретить оба названия.

Преподаватель философии в колледже, мистер Зимит (Джеймс Д’Арси), предлагает своему классу, который состоит из студентов разных национальностей и ориентации, в качестве последнего урока провести эксперимент. Вводные такие: приближается атомная катастрофа, но есть бункер, в котором готово всё, чтобы переждать её последствия в течение одного года. Вот только мест в бункере лишь десять, а в классе двадцать студентов плюс мистер Зимит.

Чтобы решить, кто лишний, преподаватель предлагает тянуть жребий с различными профессиями. Все вместе ученики должны выяснить, кто пригодится в бункере, а кто останется за его пределами и погибнет. Кого взять с собой — модного дизайнера или хирурга, оперную певицу или поэта. Ответ кажется очевидным, но если копнуть чуть глубже, выясняется, что врач только что побывала в центре эпидемии и может быть носителем вируса. Стоит ли тогда брать её с собой в бункер? Но самое интересное — кто в этой истории сам мистер Зимит.

Факт: фильм в течение семи недель снимался по всей Индонезии, включая острова. Последние дни съёмок прошли в Джакарте, и именно с них начинается картина.

«Эксперимент “Офис”»

Фильм «Эксперимент “Офис”» в очередной раз поднимает вопрос, на что способен человек, чтобы спасти свою жизнь. Только на этот раз соперники — не случайные люди, а коллеги, с которыми приходится работать каждый день.

Крупная корпорация «Белко», прекрасный офис недалеко от колумбийской Боготы, интересная работа. На что только не пойдёшь, чтобы сделать успешную карьеру в подобном месте. Например, на вживление в голову чипа. Тем более, если руководство объясняет это необходимостью отследить сотрудника на случай его похищения, что для Колумбии не редкость.

Восемьдесят американских «белых воротничков» послушно идут на все условия. А вскоре по офису раздаётся голос, который сообщает, что сотрудники по желанию должны убить двух своих коллег, иначе через полчаса погибнут случайно выбранные шесть работников. Каким образом? Они взорвутся — ведь им в голову вживлены бомбы, а не чипы.

Факт: идея фильма принадлежала Джеймсу Ганну. Он рассказал, что в 2007 году видел сон, в котором офисное здание было снаружи закрыто металлическими листами, а внутри раздавался голос, приказывающий убить коллег. Студия одобрила написанный им сценарий и уже планировала съёмки в Бразилии. Но Ганн на тот момент переживал болезненный развод и не хотел так далеко уезжать от семьи. В итоге об идее благополучно забыли, пока спустя годы представитель студии MGM не предложил Ганну вернуться к проекту. У режиссёра не было времени взяться за съёмки, но он согласился стать продюсером фильма и полностью контролировать весь творческий процесс.

«Эксперимент»

Это название объединяет сразу три фильма:

  • «Эксперимент» (2001, Германия)
  • «Эксперимент» (2010, США)
  • «Стэнфордский тюремный эксперимент» (2015, США)

Все они основаны на психологическом эксперименте Филиппа Зимбардо, который он провёл в 1971 году в Стэнфордском университете. Руководство ВМФ США заказало психологу исследование, которое бы хоть как-то помогло объяснить конфликты в их исправительных учреждениях между охранниками и заключёнными.

Для исследования Зимбардо пригласил участвовать мужчин, обещая платить по 15 долларов за день. Планировалось, что эксперимент продлится от 7 до 14 дней. Всего на объявление откликнулось 70 человек, из них психолог отобрал 24 мужчин, наиболее здоровых и психологически устойчивых.

Путём жребия испытуемые были разделены на «охранников» и «заключённых». Первым выдали униформу, зеркальные солнцезащитные очки, чтобы скрыть глаза, и деревянные дубинки — но запретили применять физическую силу. Вторых попросили надеть неудобные безразмерные халаты без нижнего белья и пластиковые тапочки. Кроме того, на голову они надели колготки, чтобы имитировать ощущения от бритой головы. Всё это было сделано, чтобы дезориентировать «заключённых».

Когда все условия опыта были оговорены, испытуемых отправили домой. Чтобы максимально приблизить условия исследования к реальным, Зимбардо договорился с местной полицией, которая внезапно нагрянула в дома «заключённых» и арестовала их за «вооруженное ограбление». Участники прошли всю процедуру — от обыска и медицинской проверки до снятия отпечатков и присвоения номера. Таким образом психолог хотел деперсонализировать испытуемых.

С «охранниками» был проведён инструктаж, где ещё раз оговаривалось, что в их обязанности входит только обход и контроль порядка, никакой реальной властью их не наделяли. Эксперимент проводился в подвале психологического факультета Стэнфордского университета, чтобы воссоздать тюремные условия.

Дабы не спойлирить, отметим, что результаты исследования оказались непредсказуемы и на шестой день эксперимент был остановлен. Некоторые участники получили серьёзные психологические травмы, двое покинули опыт досрочно.

Факт: максимально приближенным к реальным событиям стал фильм «Стэнфордский тюремный эксперимент». Два других триллера лишь основаны на настоящем исследовании Зимбардо, но имеют множество художественных отступлений.

#топы #чтопосмотреть

 

Источник

Читайте также