Поднимаем в памяти франшизу «Хэллоуин». Часть 1: Проклятие Майкла Майерса

Поднимаем в памяти франшизу «Хэллоуин». Часть 1: Проклятие Майкла Майерса

Слэшеры — настолько старый поджанр ужастиков, что проследить его истоки довольно проблематично. Кто-то показывает пальцем на «Психо» Хичкока, кто-то — на «Чёрное рождество» Боба Кларка. Но есть фильмы, которые заслуженно считаются классикой жанра. Об этих фильмах говорят до сих пор, эти фильмы обожают, на них равняются, им подражают. И они так бы и оставались классикой, если бы не человеческая жадность. За каждым хорошим «слэшером» стоят сиквелы, извращающие суть оригинала, превращающие его в посмешище. Их активно клепали в 80-х, когда жанр только-только набирал обороты. И никого не волновали вопросы качества, главное — снять быстро, дешево, и, желательно, прибыльно. Примерно по такому принципу жила «Пятница 13-ая». Создатели прекрасно понимали, в какое болото они тянули серию, но зрители её любили за кровожадность и брутальный образ маньяка, а значит show must go on.

Ту же участь постигла и «Хэллоуин». Авторский проект Джона Карпентера про абсолютное зло по повелению алчных продюсеров превратился в Санта-Барбару с сектами и недобитыми родственниками. Ситуация была настолько уникальной, что франшизу перезапускали 3 раза, и каждый раз попытки обелить серию упирались в недовольное гудение критиков и кассовые пропасти. Не избежала участь и «современная» трилогия 2018 года. Причина проста — оригинал был настолько самобытным, что не нуждался ни в каких продолжениях. Это как серия «Дети кукурузы», где первый фильм умудрился закрыть главный конфликт, а в продолжениях началось буквальное высасывание проблем из пальца.

Поэтому сегодня хотелось бы разобрать непростую франшизу «Хэллоуин» и понять, с какого момента серия вступила на неправильную дорожку и стала пародией на саму себя. А заодно почему при всех своих недостатках она может остаться привлекательной для зрителя.

«Хэллоуин», 1978 г.

1963 год. Холодной хэллоуинской ночью шестилетний Майкл Майерс жестоко убивает свою сестру Джудит. Впоследствии мальчика прячут в психиатрическую клинику под пристальным надзором психиатра Сэма Лумиса. Спустя пятнадцать лет Майкл вероломно сбегает в родной город Хэддонфилд, где во всю идет подготовка к празднику Дня Всех Святых, и начинает преследовать молодую няню Лори и её друзей. Тем временем, Лумис отправляется по следам своего пациента, надеясь поймать его до тех пор, пока не прольется новая кровь…

Про «Хэллоуин» Джона Карпентера уже сказано столько хорошего, что и добавить нечего. Это заслуженная классика, ни разу не потерявшая свою привлекательность. Более того, несмотря на свой солидный возраст, фильм умудряется хорошенько припугнуть, притом делает это не сразу, а медленно, постепенно.

Мне редко попадаются фильмы, где авторы пугают незримостью зла. Казалось бы, когда в кадре не происходит ничего особенного, то и бояться нечего. Но «Хэллоуин» — уникальный случай. Несмотря на шокирующее начало, впоследствии Карпентер сбавляет обороты, при этом лишая зрителя чувства безопасности. Когда нам показывают тихий городок, чьи улицы усыпаны осенними листьями, на фоне играет напряженная мелодия, намекающая на грядущую опасность. И ты ждешь её с замиранием сердца, и получаешь сполна.

Пусть фильм и считается «столпом» слэшера, здесь слишком мало убийств и кровавых сцен, однако всё это компенсируется грамотной работой с атмосферой и визуальным наполнением. Первую половину фильма Майкл будет молча наблюдать за своими жертвами издалека, и уже от одного вида его бледной долговязой фигуры тебе будет, как минимум, не по себе. Хотя маньяк ничего такого не делает. А когда ожидание достигает пика, начинается действие. Подозрительная фигура выходит из тени и начинает резню. Страхи оправдались. Если раньше мы просто пугались Майкла, то теперь имеем права его опасаться по-настоящему. Именно так настроение «Хэллоуина» и работает, и именно поэтому фильм, при всей своей неторопливости, смотрится на одном дыхании.

Карпентер поставил перед собой амбициозную задачу изобразить чистое зло, которое может оказаться среди нас. Майкл Майерс — не совсем обычный маньяк. Это даже не человек, это лишенное каких либо эмоций робот с неограниченной жаждой смерти. Мы не видим его лица, потому что это и не нужно. Оно спрятано под маской, холодной, безэмоциональной, полностью отражающей суть этого персонажа. Даже когда героям удается его ранить или на время обезвредить, Майкл продолжает свою работу как ни в чем не бывало. В резком бескомпромиссном финале, которое при желании можно было бы свести к продолжению истории (что впоследствии и случилось) Карпентер окончательно уверил зрителя, что Майкл — не человек. Это зло, а зло — неистребимо.

К сожалению, продюсеры не сумеют удержать эту концепцию, и в будущем превратят Майкла в обыкновенного бугая с редкими проблесками разума.

На пользу фильма пошел и полный недосказанностей сюжет, и великолепный саундтрек за авторством того же Карпентера (забыл упомянуть, что помимо обязанностей режиссера, Джон взял на себя роль композитора, сценариста и продюсера; словом, человек-оркестр), и малоизвестные (кроме Дональда Плезанса, который на тот момент считался плюс-минус звездой), но вызывающие симпатию актёры, одна из которых — Джейми Ли Кертис — заслуженно станет “королевой крика”, а заодно и незаменимым символом франшизы.

И, конечно волшебная игра света и тени. Фильм — очень темный. Ни зритель, ни персонаж не видит, что спрятано в тени и закономерно начинают чувствовать тревогу. А в этом фильме в тени может быть что угодно. Например, поехавший психопат в белой маске. И так оно и случается. Вся вторая половина половина фильма практически проходит в кромешной тьме, чтобы зритель и сам почувствовал себя в роли до смерти перепуганной главной героини. Достаточно и того, что вместо Майкла мы зачастую видим неподвижный силуэт, скрытый во мраке, который внезапно может сделать шаг навстречу своей жертве. Да, сейчас это может считаться дешевым приёмом, но на мой взгляд ничто так не играет на нервах, как тьма, и то, что спрятано за ней. А дело режиссера грамотно это показать, с чем Карпентер, конечно же, справился.

Посему, кажется, что “Хэллоуин” больше триллер, нежели слэшер.

Поэтому неудивительно, что имея на руках спартанский бюджет (350 тысяч зеленых), Карпентер выдал хит, который впоследствии собрал 60 миллионов и прославил своих создателей. До этого малоизвестный Карпентер стал значимой фигурой в жанре, и его карьера сильно пошла в гору. Также успех фильма положительно сказался и на Ли Кертис, правда уйти из жанра ей удалось нескоро, да и не полностью. Несмотря на попытки закрепить себя в драмах и комедиях, для массового зрителя она так и останется иконой ужасов. Дошло до того, что сама Джейми возвращалась к роли Лоры ещё несколько раз в разный период своей карьеры.

В итоге все остались довольны. И зритель, и продюсеры, и Карпентер. Последний и думать не думал сиквеле — несмотря на открытый финал, Джон считал, что история закончена. Но руководство студии думало иначе. В их стойле оказалась золотая антилопа, которая потенциально могла принести прибыль. И не воспользоваться ею было бы преступлением против жадности.

“Хэллоуин 2”, 1981 г.

Как известно, Карпентер с самого начала представлял себе “Хэллоуин”, как серию-антологию, где каждый фильм рассказывал бы свою историю. Но когда в мире объявился Стив Майнер со своим кассовой бомбой “Пятница 13-е”, идея альманаха ушла в дальнее пешее, и Майкла Майерса было решено вернуть. Карпентер пожал плечами и на пару со своей подругой Деброй Хилл сел за сценарий. Подразумевалось, что Джон так же будет и режиссером, даже успел снять несколько начальных сцен, но впоследствии был вынужден покинуть проект ради работы над фильмом “Туман”. На его место тут же пришел Рик Розенталь. Что удивительно, он дважды пытался закончить приключения Майкла — сначала вторым “Хэллоуином”, а потом и “Хэллоуином: Воскрешение”.

Стал ли фильм хуже с Розенталем у руля? И да, и нет. Сразу замечу, что сиквел стал более динамичным и простым в плане нагнетания саспенса. Никто уже не пытается напугать зрителя неизвестностью, ни чувством постоянной тревоги. Майкл перестал долго выслеживать своих жертв и начал рубить их направо-налево, тем самым пополнив счётчик убийств аж в два раза. Оно не удивительно — руководство хотело повторить успех “Пятницы”. Поэтому вторую часть смотреть уже не так страшно, зрителю больше интересно, сколько же народу положит душегуб и сумеет ли Лори (всё в том же исполнении Джейми Ли Кертис) выжить.

После событий первой части Лори увезли в больницу, а выживший Майкл отправился за ней следом, чтобы завершить начатое — вот, собственно, и весь сюжет. Проблема в том, что идея о “злобном зле” уже никого не впечатляла (времена были не те), и Карпентеру пришлось сделать финт ушами, скрепив Майкла и Лори родственными узами — теперь они брат и сестра. А заодно накинули Майерсу мотив, дескать он должен завершить какой-то кровавый ритуал и для этого убить родную сестру. Получилось… очень нескладно. Если Майкл в первом фильме не очень интересовался Лори (точнее, конкретно ею), то теперь стремится убить её и только её, а остальных… ну просто потому что попались под руку. В последствий Карпентер пожалеет об этом решении, но будет уже поздно — родственные связи станут тем самым катализатором, который медленно, но верно утащит серию на дно.

С другой стороны, в плане атмосферы сиквел недалеко ушёл от оригинала. Да, смотреть уже не так страшно, чувство тревоги стихло, но благодаря грамотной режиссерской работе фильм и сейчас смотрится с интересом. Саундтрек Карпентера остался на месте, большая часть сцен по-прежнему утопает в тени, а значит и Майкл всё ещё кажется чем-то неземным, сверхъестественным. Финал же, на мой взгляд, получился самым драйвовым в серии — тут есть и погоня, и напряжение, и кровь, а самое главное — точка, жирная, нестирающаяся, поставленная авторами ради будущих идей и прощания с Майклом и Лори. А после идут титры без незабываемую “Mister Sandman”, который оставляет зрителя наедине с увиденным.

Впоследствий, после всех манипуляций продюссеров с хронологией, “Хэллоуин 2” превратится в Кота Шредингера — где-то его учитывают, где-то нет. Но смотреть фильм всё равно стоит. Пусть его и упростили, плохим он от этого не стал. Атмосфера на месте, кровь и кишки — тоже, а значит фанаты жанра останутся довольны.

Ну а дальше серия на время свернет с пути. Сначала в буквальном смысле, а потом и метафорическом.

“Хэллоуин 3: Время Ведьм”, 1982 г.

После успеха второй части, Карпентера снова попросили вернуться к серии, и тот согласился при одном условии — если триквел никак не будет связан с предыдущими фильмами. Идея серии-альманаха ещё витала в голове постановщика, как что-то уникальное и долгоиграющее, а значит такой шанс он упускать не стал. Продюсеры согласились и Карпентер на пару с той же Хилл начал клепать сценарий.

“Время ведьм” — первая и последняя попытка повернуть серию в новое русло. Привыкшие к кровавым приключениям Майерса зрители не оценили творческий подход Карпентера. Как следствие — фильм хоть и собрал какую-никакую кассу, критики он не выдержал. Поэтому “Время ведьм” по-быстрому вычеркнули из канона, а в следующем фильме снова вернули Майерса в строй. Вот только Карпентера уже там не будет — набрав опыта, режиссер уйдет в собственное плавание, где снимет провальные, но культовые фильмы, вроде “Нечто” или “Разборок в маленьком Токио”. Вслед за ним уйдет и Хилл.

Главное, что нужно знать о фильме — он действительно никак не связан с предыдущими. Ни персонажами, ни местом действия, ни атмосферой, ни настроением. Белая ворона, которой не повезло лечь под колеса поезда зрительских оценок. Благо, что сейчас к нему стали относиться более благосклонно, даже тепло упомянули в недавно вышедшем документальном фильме “По ту сторону тьмы”. А тогда, за призмой недовольства “а где Майерс?!” никто не хотел обращать внимания ни на сценарий, ни на посыл, ни на оригинальный концепт.

Но так ли были справедливы зрители? Вопрос сложный.

Сюжет: в больницу, где работает главный герой — доктор Дэниел Чаллис (в исполнении культового актера Тома Аткинса) — прибегает неизвестный и просит о помощи: он ранен и его преследуют, однако кто и зачем — неизвестно. Вскоре беднягу убивают люди в черных костюмах, а сам Дэниел оказывается невольно впутан в местный заговор, во главе которого стоит некий Кохран — владелец завода по производству детских масок. Дело в том, что в ночь Хэллоуина маски таинственным образом начинают убивать детей, а сам Кохран намеревается использовать их души для проведения ритуалов в честь Самайна — кельтского праздника. Чаллис должен его остановить.

“Время ведьм” — очень странный фильм. Странный потому, что в нем каким-то волшебным образом соблюден баланс между бредовым неровным сценарием и ювелирной работой над атмосферой и постановкой. Поначалу он завлекает своим жутким динамичным настроем, где на зрителя один за другим сыплется череда жутких и необъяснимых событий; и всё это приправлено ноткой параноидальности, не такой яркой, как в “Нечто”, но по своему занимательной. В течении первого получаса и правда задаешься вопросом, за что же так загнобили фильм. Хорошая постановка, густая мрачная атмосфера, на фоне играет гнетущая мелодия от Карпентера, есть убийства, есть интрига. Но когда фильм достигает кульбита ты понимаешь, что не всё так однозначно.

В попытке сделать историю неординарной, Карпентер и Хилл зачем-то сделали несъедобный микс из мистики и фантастики. Вроде бы ты смиряешься с тем, что за злодеем стоят темные силы, но потом начинается какая-то чехарда с киборгами. Сам злодей не сказать какой харизматичный — типичный российский бизнесмен, который сидит в полуподвальном складе и мечтает уничтожить мир. Финал и вовсе склеен по-принципу всё везде и сразу — медленный, гнетущий темп первой половины резко превращается в подобие боевика с магией, погонями и взрывами. Добивает всё это действо концовка, слепленная по-принципу “лишь бы было” — многоточие ради многоточия.

Но нельзя не отметить, что фильм жутковат. Пусть сценарий и не блещет яркими идеями, в деталях он впечатляет. Убийств не много, но сделаны они мастерски — ребенок надевает маску, играет жуткая бредовая мелодия по ТВ (забыть её невозможно), и маска начинает убивать носителя, а из глазниц выползают черви, опарыши и прочие членистоногие.

Много про “Время ведьм” сказать не получится, да и не хочется. Неплохой мистический фильм, который мог бы стать ещё лучше, не будь он таким разнородным и откровенно бредовым. За неплохой интригой скрывается фарс, слепленный из клише и неработающих друг с другом элементов, вроде андройдов и сатанинских ритуалов; за вязкой потусторонней атмосферой кроется далеко не харизматичный злодей и слишком мало по-настоящему жутких моментов.

Фильм рекомендуется к просмотру исключительно ради любопытства, или же какого-нибудь развлечения на вечер; если же его пропустите, то ничего не потеряете.

Продюсеры поняли, что эксперимент с антологией не сработал, и чтобы вернуть серии былую популярность, решили воскресить Майерса. Правда, не сразу, а спустя шесть лет, когда “слэшеры” теряли былую популярность, а их создатели в угоду брутальности плевали на всё, даже на атмосферу. Не избежал этой участи и “Хэллоуин”.

Хэллоуин 4: Возвращение Майкла Майерса, 1988 г.

Хэллоуин 4 — первый, и не единственный случай в серии, когда создатели “обнулят” всю бескомпромиссность финала второго фильма. Ну а как иначе тогда строчить сиквелы? Во втором Хэллоуине Майкл вроде как погибал, но в четвертом фильме выясняется, что он 10 лет овощем лежал в подвале больницы, пока однажды за ним не пришли санитары, чтобы перевести в другую больницу. Но вот беда — во время транспортировки, врачи случайно проговорились, что сестра Майкла — Лори — погибла, и что у неё осталась дочь Джейми. Повернутый на истреблении родственников, маньяк тут же “просыпается” и возвращается в Хэддонфилд, чтобы убить свою десятилетнюю племянницу. За ним по следам отправляется вышедший на пенсию доктор Лумис.

Фильм — олицетворение слэшеров конца 80-х. Всё напряжение и нагнетание первых двух “Хэллоуинов” канули в небытие, уступив место старой-доброй резне, тупой и беспощадной. Майкл отныне превратился в громилу аля Джейсон Вурхиз, который уже в открытую прет на своих жертв и с каждым разом придумывает все более и более изощренные убийства. Считайте: то он пальцами черепа проламывает, то бросает людей на электрические трансформаторы, то использует дробовики в качестве копий, то шеи ломает, то головы отрезает, вообщем, веселится во всю. Стоит ли говорить, то вместе с этим ушел весь пугающий шарм Карпентеровской атмосферы мрака и безысходности.

Кстати, самого Карпентера тут нет. Продюсеры то ли не пригласили его, то ли Джон сам не согласился на этот капустник. Из старой команды остался лишь Дональд Плезенс, да и то если верить слухам, дедушке наврали, мол Карпентер лично одобрил сценарий. Зато на место Джейми Ли Кертис пришла десятилетняя Даниэль Харрис, которая в будущем заслуженно станет Королевой Крика ужастиков категории Ж (поверьте, я знаю, я их смотрел). И хочу сказать, что Харрис чуть ли не самый главный плюс фильма. Несмотря на свою юный возраст, девчонка достоверно отыгрывает страх, настолько, что не сочувствовать ей невозможно. Понимаю, что сценаристы выбрали самый дешевый способ вызывать у зрителя сочувствие (не жалеешь ребенка?! изверг!), но почему-то при просмотре об этом забываешь.

Сам же фильм донельзя противоречив, наверное сильнее, чем “Время ведьм”. Если относится к нему, как в тупому слэшеру, то какое-никакое удовольствие получить можно. Действие практически не провисает, персонажи хоть и клишированные, но раздражения не вызывают, убийств много, крови хватает.

Как и откровенного бреда. Я не знаю в чём причина, может в паршивом монтаже, а может в наплевательском отношений сценаристов, но сцены порой никак не коррелируют друг с другом. Словно кино снимали кусками, без сюжета, в надежде по-быстрому склеить его и отправить в кинотеатры. То Майкл каким-то чудом телепортируется в кузов едущего грузовика, то у него маска меняется, то он практически настигает Джейми, то почему-то в следующей сцене оказывается вдалеке от неё. Персонажи появляются и исчезают. Больше всех “пострадал” доктор Лумис, который носится туда-сюда и пропадает на пол фильма. Кажется, что актеру просто не нашли места, но пригласили ради громкого имени на постере.

Локаций сменяют друг друга в таком бешеном темпе, что проследить за сюжетом практически невозможно. Что происходит, куда все идут, чего они хотят, что я смотрю?! Вопросы вызывает и финал, который по уровню неуместности может поспорить с концовкой “Времени ведьм”. Самое паршивое, что в пятом фильме о ней даже не вспомнят. Да, получилось в какой-то степени эффектно, но… зачем?

Я уже не говорю про то, как авторы намеренно пытались растянуть хронометраж линиями, не имеющими толкового завершения, вроде школьного буллинга Джейми или любовной драмы её сводной сестры. Затравка есть, но почему, зачем и чем всё кончится — никому не интересно.

Вообще, уникальные монтажные решения — эта такая негласная фишка 4-6 фильмов. Правда, здесь это выглядит терпимо, но дальше уж совсем будет кошмар.

Стоит ли смотреть четвертый фильм? Только если вы ярый фанат франшизы и поставили перед собой задачу посмотреть все части. Сюжет не принес каких-то новых ярких деталей, атмосферу оригинала спустили на тормозах, а сам фильм напоминает мозайку из слабо связанных между собой сцен.

Но и плюсы у него есть. Как ни странно, это убийства, игра Даниэль Харрис (восьмилетняя девчонка умудрилась сыграть лучше половины здешнего актерского ансамбля, шок), и вся сцена в доме шерифа, где героини пытаются убежать от маньяка, а тот медленно идет за ними, убивая всех на своем пути. Также врезаются в память перестрелка на кладбище (нет, Майкл ни в кого палить не будет, просто попадет под прицел ярых охотников) и многообещающее начало. Главное помнить, что “Хэллоуин 4” продукт своего времени, и может поэтому вам будет не так обидно смотреть его, попутно вспоминая каким страшным и гнетущим был фильм Карпентера.

Самое смешное, что фильм “выстрелил”. После “Времени ведьм” зрители повелись на возвращение Майерса и сделали фильму кассу. Машина денег закрутилась, и продюсеры дали немедленное добро на пятый фильм. Ждать его пришлось недолго — всего год.

“Хэллоуин 5: Месть Майкла Майерса”, 1989 г.

На этом фильме серия начала свое стремительное падение вниз. Четвертая была толчком, а пятая набрала скорость и помчалась навстречу холодной необъятной бездне. Фанаты оригинала клянут её почем свет, сборы оказались ниже ожидаемых, оценки и рецензий могут посоревноваться даже не с самыми отстойными частями “Поворота не туда” или “Повелителя игрушек”.

Итак, сюжет. Прошел год. После пережитых событий Джейми ошивается в детской психиатрической больнице. Накануне праздника Хэллоуина девочка ловит глюки, в которых видит своего побитого жизнью дядю, который так и не расстался с идеей заколоть свою единственную родственницу. Её трясет, она просит о помощи, но ей никто не верит. Кроме доктора Лумиса, который хочет раз и навсегда положить конец своему бывшему пациенту-маньяку. А тем временем, Майкл снова начинает сезон охоты.

В чем проблема “Хэллоуина 5”? Сказать сложно. В общем смысле — это ненужная попытка повернуть серию в сторону мистики и таинственных заговоров. Казалось, на руках была четвертая часть. Там было всё просто — дядя хочет порешить племянницу и весь фильм гонится за ней. Что мешало сценаристам последовать по этому пути? Желание прыгнуть выше головы и выдать фанатам что-то новое? Что ж, они прыгнули, но пол не выдержал веса их гениальных идей и провалился.

То, что по сюжету раненный Майкл целый год ночевал у бомжа за городом это полбеды. Смешно, конечно, но ладно, после девятой “Пятницы” я готов принять любой откровенный бред. А вот то, что Джейми с какого-то перепугу приобрела телепатическую связь с дядей, это простить невозможно. Потому что сценаристы это даже не стали объяснять. Просто накидали побольше слезливых сцен, где девочка бьется в припадке, кричит и зовет о помощи; а вокруг неё голодным стервятником прыгает доктор Лумис, который почему-то из спокойного бесстрашного врача превратился в параноика-комбинатора и мечтает использовать девочку, как приманку для поимки Майерса.

Потом ещё зачем-то ввели побочную линию с человеком в черном пальто и плаще, который аки G-Man из Half-Life бдит и наблюдает за Майклом. А ещё сценаристы зачем-то решили сделать горе-маньяка… человечнее! То есть раньше он был злом во плоти, а теперь стал убийцей поневоле; то есть, он не хочет никому вредить, просто зло внутри не дает ему покоя. Есть даже сцена, где он снимает с себя маску и плачет о своей горькой судьбе. Или где Лумис его успокаивает, и тот на мгновение даже слушает своего врача. Это что, попытка посочувствовать маньяку? Авторы решили пойти против концепции Карпентера?

И стоит ли говорить, что ничего из вышеперечисленного не выстрелило от слова совсем? То есть, мы имеем набор идей и намеков без каких-либо подвижек к развитию. Может на бумаге и в голове сценаристов всё это выглядело красиво, но в итоге превратилось в каламбур за которым просто не хочется следить.

То Майклом движут сверхъестественные силы, то он просто подвержен неумолимой ярости, то он проклят, то не проклят. Кажется, что сами авторы запутались что они хотели сказать, или же во время финального монтажа потеряли пачку жизненно важных сюжетных сцен, в итоге оставив набор бессмысленных многоточий. Из-за этого пятый Хэллоуин хочется ненавидеть всей душой — это не просто фильм с бредовыми идеями, это насмешка над фанатами и, в первую очередь, над первой частью.

Окончательно не дают ему пасть два фактора — актёры и динамика. Персонаж Дональда Плезенса превратился в некого капитана Ахава из Моби Дика, который намерен остановить Майкла даже ценой своей жизни. Даниэль Харрис по-прежнему трогательно отыгрывает десятилетнюю Джейми, на чью долю выпало нелегкое испытание быть родственницей безумного маньяка. Авторы в буквально смысле топят героиню в пучине драмы, ни на секунду не давая ей расслабиться, ни давая ни малейшего намека на счастливый исход. Финал, где она бегает по дому от Майкла искренне заставляет зрителя переживать за её судьбу. А сама концовка уже прямо говорит о том, что своей участи Джейми не избежит, как бы ни старалась, скольких бы близких она не потеряла, через какой бы ужас она не прошла.

Сюжетная линия с Джейми наверное самое лучшее, что есть фильме. А если пересматривать так вообще можно впасть в депрессию.

Но самое главное, что как слэшер фильм работает. Он не скучен, убийств много, и зачастую они очень жестокие. Майкл окончательно превратился в маньяка-акселерата, который с холодной яростью расправляется со своими жертвами. Его не берут ни пули, ни топоры; он — как Терминатор, который до самого конца будет пытаться убить свою племянницу даже если ради этого нужно будет пройти через весь город. Конечно, авторы окончательно ушли от идей первого фильма, но такой зверский образ вполне подходит для этого фильма.

Опять же, я целиком и полностью хвалю фильм за погоню в доме. Тут есть всё — напряжение, драма, саспенс, непредсказуемый итог. Главное пробиться до него через поток откровенного бреда и очень странных идей, коими “Хэллоуин 5” наполнен по самые уши. Я даже скажу, что оно того стоит.

P.S. Вы думаете, что это дно? О, как бы не так. Хэллоуин ещё не достиг того уровня, когда от одного названия на глаза наворачивались слезы от душевной боли. Потому что есть ещё шестой фильм.

“Хэллоуин 6: Проклятие Майкла Майерса”, 1995 г.

Последний фильм негласной трилогии про Майкла и его бедную племянницу, который будто существует отдельно от всей серии. Хотя, почему будто? После провала с шестым фильмом продюсеры впервые (но не в последний раз) решат перезапустить серию, оставив в качестве канона первые два фильма. С одной стороны, поделом. С другой, немного обидно, потому что “Хэллоуин 6” навел такую сюжетную суету, что без продолжения оно не стоит просмотра даже ради любопытства. А продолжать эпопею про проклятого маньяка всё равно, что закопать себя в навозе.

“Хэллоуин 6” — очень проблемный фильм. Проблемы начались ещё на стадии производства. Продюсеры без конца переделывали сценарий и решали вопросы с актерами. То и дело менялись сценаристы и режиссеры. В какой то момент права на франшизу выкупила Dimensions, и серия перешла в руки братьев Вайнштейн, которые до этого “любовно обхаживали” многострадального “Восставшего из Ада”.

В один момент к проекту чуть не присоединился сам Карпентер, который предложил “гениальную” идею отправить Майерса в космос (и это задолго до “Джейсона Х”). Вслед за ним пришел и Тарантино, который хотел сделать роад-муви с Майклом и “человеком в черном” из пятого фильма. Но в итоге режиссером выбрали Джо Чаппеля, а сценаристом — Дэниела Фаррандса, до этого не имевшего никакого опыта в жанре ужасов.

Плезенс вернулся без проблем — будучи на пенсии, актер был не против заработать ещё пару долларов. А вот с Даниэль Харрис всё оказалось сложнее. Поначалу актриса не хотела возвращаться к роли из-за сценария (а вот пятый фильм её не смутил). Потом, подумав хорошенько, согласилась, но ради бешеного по тем временам гонорара — 5 зеленых лимонов за пятиминутное участие. И когда она пришла в студию с таким предложением, продюсеры ласково указали на дверь и начали искать ей замену.

Когда же фильм кое-как сняли, его немедленно отправили на пересъемки. Причин тому был неугодный сюжет и мало кровопролитных сцен. Масло в огонь подлила и смерть Плезенса. Актера рассчитывали пригласить в седьмой фильм, но раз в дело вмешалась судьба, то было решено убрать любые мало-мальские намеки на его дальнейшее появление.

Теперь о фильме.

С момента событий пятой части прошло шесть лет. Джейми вместе со своим новорожденным сыном (не спрашивайте от кого, не поверите) сбегает из прибежища сектантов, но её вскоре (СПОЙЛЕР!!!) убивает вездесущий Майкл. Младенца же находит некий Томми Дойл — один из детей, за которым присматривала Лори в первом фильме. Томми давно одержим деятельностью Майерса и на пару с доктором Лумисом ищет способ остановить маньяка. Который в свою очередь отправился на поиски новых родственников.

Помните я писал, что четвертый фильм представляет собой смешную нарезку сцен? Так вот, я погорячился. “Хэллоуин 6” не просто пробивает дно, а летит дальше, навстречу бесконечности! Это невозможно назвать полноценным фильмом, скорее это сборник сюжетных линий, идущих из неоткуда и ведущих в никуда, потому что сцены практически никак не коррелируют друг с другом. Сюжет вроде есть, но за ним очень тяжело следить, потому что моментами кажется, что его нет. Герои то и дело мечутся, говорят пространные вещи, от кого-то бегут, от кого-то прячутся, куда-то приходят, откуда-то уходят. У них нет никакой мотиваций, они просто мечутся от локаций к локаций просто потому, что так было написано в, прости Ктулху, сценарий… И разговаривают так, будто знают больше, чем зритель. Смешно и то, в фильме нет концовки от слова совсем — сюжет резко обрывается, а на фоне медленно гаснущего экрана раздаются крики. Мы вроде бы должны быть заинтригованы, но вместо этого лениво поглядываем на часы и идем спать, чтобы утром попытаться вспомнить, а о чём вообще был шестой Хэллоуин?

К тому же авторы зачем-то полезли в рассуждения и попытались в двух словах объяснить сущность Майерса, как будто этого было мало в пятом фильме. Теперь же оказывается бедный маньяк с детства стал жертвой темных сил, и должен во время Хэллоуина истребить всю свою семью ради некого ритуала. А руководит им группа друидов, которые устраивают сходку (шабаш) в подвале местной психушки (я не шучу).

Хуже того — сценаристы окончательно превратили Хэллоуин в Санта-Барбару, ещё сильнее запутав тему с бесконечными родственниками — оказывается, у Лори была сводная сестра, у которой есть родители и сын. И вот теперь горе маньяку и их надо порешить, а иначе никак. Мыльная опера, не хватает только каких-нибудь откровений в духе: “я твой мать”.

Кстати, сюжетку с Джейми, ради которой мы терпели предыдущие два фильма, не просто растоптали, а изничтожили. Мало того, что персонаж появляется буквально на десять минут, так ещё её линия обрывается самым жестоким образом, оставляя после себя горькое послевкусие. Ради чего тогда всё было?! Ещё один прискробный повод не любить шестую часть.

Но главное, фильм очень скучный. Смотреть на то, как Майкл бесцельно бродит по городу и вырезает каких-то мимо крокодилов надоедает уже на середине просмотра. Напомню, что в пятом или четвертом фильме в его действиях была плюс-минус логика. Тут её просто нет. Единственное, что смотрится неплохо — начало. Оно получилось очень бодрым и довольно кровавым; но после фильм резко буксует, как будто в этот момент у сценаристов кончились идеи и они начали клепать сцены как попало. А потом каким-то волшебным образом возникает финальная потасовка, которую не спасает даже массовая резня и рукопашная драка в исполнении главного героя в не дурном исполнении Пола Рада. Кстати, Рад единственный, кто пытался играть в этом фильме. Плезенс уже старенький, а остальные просто зачитывали свои монологи с бумажки.

Убийства? Пожалуй, это единственное, за что можно похвалить шестую часть. Создатели не пожалели ни денег, ни фантазий. Много крови, жестокости. Тут ломают шеи, сворачивают головы, расчленяют, потрошат, насаживают на вилы, собственно, на все сто процентов оправдывают свой рейтинг R. Другое дело, что на фоне остального может возникнуть чувство холодного безразличия. Сложно ценить кровь-кишки, если всё остальное отдает бессмысленной тягомотиной.

Казалось бы, на этом с шестым Хэллоуином можно закончить, но нет. По воле тестовых показов, пересъемок и коварств Самайна существуют аж две версии фильма — театральная, она же итоговая, и продюсерская — первоначальная версия. И это тот уникальный случай, когда два фильма с, казалось бы, почти что одинаковым сюжетом, оказались совершенно разными по смыслу и настроению. То, что я описывал выше — театральная, паршиво смонтированная, с наспех вшитыми в сюжет переснятыми сценами. Продюсерская, как это ни странно звучало, на порядок лучше. И именно её вам надо посмотреть, если решитесь на просмотр шестого фильма.

С точки зрения сюжета, канва осталась практически такой же. Такой же ослиный бред про друидов-психиатров и их марионетки Майерса, который носится по городу в поисках жертв. Такие же пространные объяснения сущности маньяка, такие же “загадочные” рассуждения, такие же непонятные персонажи.

Вот только “продюсерская” версия — это именно фильм. Полноценный, настоящий, с нормальным монтажом и сценами, которые ещё как-то можно связать друг с другом. Недостающие куски наконец-то объяснили (показали, как похитили Джейми в концовке 5-го фильма), в действиях героев появилось подобие логики, Майерс уже не кажется такой бездушной машиной для резни, а нечто действительно запредельным и опасным. Да и персонаж Рада раскрывает себя с более интересной стороны.

Удивительно и то, что в конечной версии полностью отличается финальный сегмент. В оригинале это была бесшовная, практически бесполезная резня ради резни (которую и не покажут толком, потому что почему? Потому что, монтаж!); здесь же зрителя ждут ритуалы, и напряженная беготня, и, наконец, объяснение мотивов друидов. А самое главное — здесь есть настоящий финал. Пусть и бредовый, пусть и непонятный, но он есть. Глядя на него, прекрасно понимаешь намерения продюсеров вырезать все мало-мальские важные моменты с Дональдом Плезенсом; с другой стороны, чертовски обидно за актёра, ведь в театралке его персонаж не несет никакого смысла и едва ли его присутствие было так важно для сюжета.

Резюмируя вышесказанное, скажу, что Хэллоуин 6 — первый худший фильм франшизы. Абсолютно бесполезный, не несущий никакого смысла и полный бредовых идей, который просто невозможно смотреть ни в отрыве от серии, ни в контексте предыдущих частей. От склейки рандомных сцен тянет зевать, резня впечатляет, но не запоминается, сюжет и персонажи вгоняют в тоску. Неудивительно, что создатели забудут о шестом фильме (как и о предыдущих двух) и следующую часть слепят на остатках былых успехов оригинальной дилогии и даже вернут Ли Кертис. Впрочем, так они только оттянут неизбежную смерть серии.

Хэллоуин: 20 лет спустя, 1998 г.

“Хэллоуин” 6 с треском провалился. Помимо ужасного сюжета причиной тому было и то, что слэшеры с бессмертными маньяками уже никого не впечатляли. 80-е прошли, а 90-е началась реконструкция фильмов ужасов. На этом фоне очередные похождения бессмертного Майкла Майерса в поисках семьи смотрелись нелепо. Так бы серия и умерла бесславно, если бы не… “Крик” Уэса Крейвена.

Известно, что “Крик” реинкарнировал слэшеры. В моду вошли фильмы ужасов с глупыми подростками, хитрыми маньяками в масках и полной переработкой устоявшихся канонов жанра. Там, где раньше балом правили бессмертные громилы в хоккейных масках, сейчас убийцами выступали обычные люди, чья личность оставалось главной интригой сюжета. “Городские легенды”, “Я знаю, что вы сделали прошлым летом”, все они выросли на волне успеха творения Уэса Крейвена и старались следовать духу нового времени — и порой успешно. Боссы Miramax знали, куда дул ветер, и делали на этом деньги.

В этот момент они то и задумали воскресить “Хэллоуин”. И не просто воскресить, а сделать его таким же модным, современным, атмосферным, а главное — приземленным. Отныне никакой мистики, никаких друидов, проклятий, знамений. Майкл Майерс снова бы искал свою сестру, но не ради каких-то ритуалов, а по собственным причинам. Звучит обнадеживающе, не правда ли?

Итак, с момента событий второй части прошло 20 лет. Лори чудом не тронулась умом и зажила в другом городе под новым именем. Теперь она директор школы, у неё есть сын. Вроде бы всё хорошо, но женщину не отпускают ночные кошмары, в которых Майкл находит и убивает её. И вот, накануне очередного Дня всех святых, Лори пытается успокоить себя, но напрасно, ибо её страхи оправдались — Майкл действительно выжил после пожара в больнице, и теперь он готов закончить начатое.

Казалось бы, если у руля стоит не абы кто, а зарекомендовавший себя в ужасах Стив Майнер (“Пятница 13-е”, “Чернокнижник”), в сценаристах затесался сам Кевин Уильямсон (автор “Крика”), а среди актеров замечены звезды новой эпохи (Джош Хартнетт, Мишель Уильямс, Джозеф Гордон-Левитт) стоит ожидать как минимум крепкий атмосферный слэшер. И на первых порах “20 лет спустя” действительно таким кажется.

Авторы сделали всё, чтобы отмыться от позора предыдущих фильмов и сделать Майкла не просто Терминатором, а хитрым расчетливым убийцей, как в первых-двух фильмах. Он перестал идти напролом, и снова предпочитает прятаться в тени и наблюдать за своими жертвами, чтобы в самый неожиданный момент нанести удар. Мифологию маньяка фактически свели на нет, вновь превратив его в безмолвное хладнокровное чудовище, но пути потеряли его мотивацию. Кто-то скажет, что она не нужна, кто-то скажет, что после всех друидских историй пусть всё останется, как есть. В конце концов, для Карпентера он был злом, делающего зло ради зла. Но вот сам же маэстро нарушил это правило во второй части, а значит нам нужна “пояснительная бригада”; которой, увы, не будет. Хочет убить сестру, и всё тут. Ну ладно, бывает.

Герои хоть и подростки, но кажутся интересными, со своими характерами и особенностями. Особенно удалась Лори Строуд, которая благодаря умелой игре Ли Кертис превратилась в истеричку, готовой, однако, в самый ответственный момент дать маньяку отпор.

Но проблема вот в чём — если хвататься за все фильмы франшизы подряд, то можно поймать диссонанс. Смотреть “20 лет спустя” сразу же после “Проклятия…” всё равно, что посмотреть “Психо” после какого-нибудь “Топора”, в плохом смысле. Зритель, привыкший к безостановочной изобретательной резне будет вынужден считать овец, ибо семьдесят процентов фильма состоит из диалогов и только диалогов. Казалось бы, спиши всё на нагнетание атмосферы, но нет. Убийств стало в разы меньше (5 или 6 трупов), и половина из них происходит за кадром. Основная локация всего одна, и это школа. Саспенс накручивают прятками, преследованиями и погонями. И если у Карпентера это шло на пользу настроению, то здесь это больше смахивает на намеренное растягивание хронометража, ибо всё из вышеперечисленного впечатляет слабо.

Майнер и правда постарался сделать не хуже, чем в оригинальном фильме, но у него не получилось. Какой смысл снимать эти моменты в стиле: “а кто там в чулане шуршит?”, если зритель прекрасно знает, что будет дальше? Какой смысл раз за разом повторять эти прятки, если итог у них всё равно будет один? И такого тут навалом.

Проблема даже не в том, что снято всё пресно, а в отсутствии изобретательности. Удивительно, но на фоне слэшеров того периода “20 лет спустя” выглядит блеклым и отчасти беззубым ужастиком, где нет ничего запоминающегося. В вакууме это выглядит, как очередной фильм про маньяка с ножом, который медленно вышагивает в поисках жертвы, с обязательным (отчасти) хэппи эндом и бой-бабой в качестве протагониста.

Единственное, что впечатляет, это концовка. Известно, что прежде чем согласиться на съемки, Ли Кертис потребовала, чтобы у фильма был прямой бескомпромиссный финал. Продюсеры кивнули, а сами под шумок сняли пару сцен, которые смогли бы стать крючком к потенциальному продолжению. Сама концовка радует глаз. На лицо уникальная в своей сути попытка поставить жирную точку в биографии Майкла; и если бы не восьмой фильм, перечеркнувший всю её прелесть, “20 лет спустя” запомнили бы именно за это.

В итоге получилось ни туда, ни сюда. “20 лет спустя”, наверное самый лучший фильм серии после шестой и пятой части, но справедливости ради даже “Возвращению Майкла Майерса” было чем удивить. Фильм играет на постоянных ожиданиях каких-нибудь “бу” моментов, но из-за их частых повторов так и хочется крикнуть на всю комнату “да харош!!!”. Убийства стали не такими безумными (в плохом смысле), как например в шестой, но на фоне того же “Крика” слишком неказистые.

Но стоит ли его смотреть? Да, обязательно. Пусть у него ворох недостатков, пусть он одноразовый, пусть ему практически нечем зацепить зрителя, но со своей ролью молодежного слэшера он справляется на ура. Тем более, что после шестой части, даже такому фильму будешь особенно рад. Благо что у него есть приятные мотивы из оригинальной дилогии.

Хэллоуин: Воскрешение, 2002 г.

Когда фильм собирает приличную кассу сложно удержаться от продолжений. Когда Ли Кертис согласилась играть в “20 лет…” её заверили, что никаких новых фильмов не будет. Естественно, продюсеры соврали. Они уже тогда придумали, как обойти финал предыдущего фильма, чтобы заново закрутить эпопею с безумным Майклом и его сестрой. И в 2002 году настало время воплотить их коварный план в реальность.

Ли Кертис снова пригласили на роль Лори. Та согласилась лишь на одном условии — Лори должна умереть. Видимо, актрису уже банально тошнило от того цирка, в который Miramax пытались превратить серию, но и отказываться от денег было глупо. В итоге её персонажа убивают в первых десяти минутах. Нонсенс? Да. Шок? Да! А дальше? А дальше фильм можно не смотреть. Почему? Потому что “Воскрешение” — второй худший фильм серии. Не такое дно дна, как шестая часть, но по своему убогий слэшер, который плюет на всё, за что мы любили эту многострадальный “Хэллоуин”.

Сюжет: группа экстремалов участвует в реалити шоу, суть которого провести ночь в доме Майерса. За актерами будет следовать кинокамера, транслирующая происходящее в режиме реального времени. И всё бы ничего, да только в доме прячется сам Майерс, и он явно не рад незваным гостям.

Если расценивать “Воскрешение”, как глупый слэшер с глупыми похотливыми подростками, то какое-никакое удовольствие от него получить можно. По духу и настроению это стопроцентный продукт начала нулевых, когда ужастики с молодежью начинали приедаться, но ещё старались показать себя с лучшей стороны. Плюс, авторы совершили финт ушами, и привнесли в сюжет элементы мокьюментари. Звучит неплохо, вот только… это вообще не Хэллоуин. Вот совсем.

И дело не в идее, а в связях. Убив Лори в начале фильма, авторы обрубили то немногое, что кое-как связывало между собой все фильмы серии, оставив лишь Майерса, который тупо ходит по дому и безыдейно вырезает молодежь. Раньше у него была четкая цель, а теперь её нет. Поначалу персонажи воспринимают всё, как тупой розыгрыш, а потом мечутся от него на глазах сотни зрителей. Замени Майкла на другого маньяка и фильм бы ничего не потерял.

Что смешное, снимал всё это Ник Розенталь, ответственный за вторую часть. Вот только если там его курировал Карпентер, то тут, оставшийся без надзора режиссер “ушел в отрыв”.

Вот и получается, что “Воскрешение” — филлер, бесполезный обрубок, не несущий в себе ничего нового и оригинального, кроме первых десяти минут. Идея снять фильм в жанре “найденная пленка” тоже не сыграла особой роли в атмосфере. Актёры по ту сторону камеры либо несут ахинею, либо истошно орут. Мы ждем, что в кадре вот-вот появится маньяк, но когда тот появляется нам почему-то всё равно. Прибавьте и то, что смотреть на всё это очень скучно. Убийств мало, никакой брутальной резни тут нет, а сам Майкл… ну это всё тот же Майкл, немой и медленный, как само время.

Ах да, у фильма три концовки. Театральная — открытая, остальные вроде попытались поставить точку, но вспоминая опыт “20 лет спустя” вряд ли бы что из этого получилось что-то толковое. Поэтому и они и остались, как бонусы на DVD.

Как итог, паршивые сборы и критика положили конец планам Dimensions и дальше танцевать на костях “Хэллоуина”. И дело было даже не сколько в самом качестве, а в том, что все устали от Майерса, от слэшеров с тупой молодёжью, от того, что франшиза не развивается, а лавров оригинала она и так никогда не достигнет. Продюсеры это поняли и убрали серию на полку, надеясь нет-нет, да вернуться к ней, а может и прокатить по стопам многострадального “Восставшего из Ада”, то есть начать клепать малобюджетки для DVD. Но этого, к счастью, не произошло.

Первая смерть серии не была долгой. Прошло пять лет, прежде чем миру явилось второе пришествие Майерса в образе буйного психопата за авторством Роба Зомби. Но об этом — во второй части статьи.

#хэллоуин #карпентер #слэшер #ретро.

 

Источник

Читайте также