Чтобы снять интересный полный метр не обязательно иметь бюджет в десятки миллионов долларов — иногда достаточно оседлать интересную идею или снять её нестандартно. Увы, как правило приходится ограничиваться либо камерной фантастикой, либо «реализмом», потому что всё остальное за малый доллар снять тяжело («Ведьма из Блэр» за $60k — как раз такое исключение). Поэтому та подборка как раз фильмов, бюджет которых уместился в миллион долларов, что, по меркам индустрии, больше похоже не на бюджет, а на чаевые от него, состоит именно из этих жанров.
«Связь» («Coherence») — $50k
Чемпион малых бюджетов. Тот самый случай, когда берут хорошую фантастическую идею и реализуют её за пятьдесят тысяч долларов. Нет знаменитых актёров, нет спецэффектов, нет понтов — весь фильм снят в формате разговоров пачки друзей, собравшихся на ужин, когда мимо планеты пролетает редкая комета. Уже после первых десяти минут завязки становится по-настоящему интересно, и развитие сюжета идёт совсем не так, как ожидаешь. После просмотра только две мысли — «вот как хорошо бывает, когда фильмом руководит сценарист, а не большая корпорация», и «блин, ну что они, не могли придумать другие склейки сцен, кроме как чёрный экран на две секунды»?
Последнее — единственная моя претензия к картине.
Понравится, если любите «разговорные» фильмы без драмы, но с интригой.
«Давно Потерянный» («Long Lost») — $500k
Ни одного известного актёра, никому неизвестные оператор и композитор, отсутствие на момент написания рецензии официального перевода названия на русский язык, неудачный официальный постер, и дебютный длинный метр режиссёра. Все признаки, что не стоит тратить полтора часа жизни, но… Внезапно — отличный фильм. Просто жемчужина.
Сюжет невозможно рассказать без спойлеров, и именно он — главный козырь фильма. Какой-то парень под тревожную музыку на арендованной машине приезжает в какое-то богатое поместье, где его встречает какой-то явно незнакомый ему мужчина… Вот реально, кроме того, что это не ужастик, не могу рассказать больше ничего, чтобы не портить удовольствие от раскрытия сюжета. Могу только сказать, что далеко не каждый фильм может, как ни банально, удерживать интерес до конца, а этот — смог. Каждая новая крупица информации, каждая мелочь — всё доставляет оргомное удовольствие. Особенно приятно, что в кои-то веки многое не разжёвывают — от того, что повествование не спотыкается об необходимость пояснять каждую неочевидную мелочь, и зрителю дают возможность самому догадаться, даёт огромную порцию бонусного удовольствия.
Актёры — просто бомба. Когда человек смотрит так, что невозможно понять, он тебя сейчас убьёт или поцелует, невозможно понять шутит он или серьёзно — это много стоит с правильным контекстом. Заставить сомневаться во всём — редкий талант.
Музыка и звук дадут фору большинству «взрослых» фильмов, создавая атмосферу, которая погружает в фильм.
Вот ещё бы немного бюджета фильму, и было бы просто шикарно. Не удивлюсь, если права на сценарий выкупят и переснимут покадрово со знаменитостями.
Запомните имена Эрика и Карсона Блумквистов — мы точно ещё не раз о них услышим.
К сожалению, не могу раскрыть ни одного похожего фильма (их как минимум пять) чтобы не пускать ни по явному, ни по ложному следу.
Если вы любите, чтобы вас держали в напряжении и интересе весь фильм, и при этом финал бы всё объяснял — это точно ваш фильм.
Обязательно смотреть, если вы любите когда из мизерного бюджета за уши вытаскивают шикарный фильм, как фокусник — зайца из шляпы.
Не стоит тратить время, если гадать «что за фигня тут творится» полтора часа вам нафиг не упало.
«Паранормальное» («The Endless») — $1m
«Инди-фантастика». Теперь именно так я буду называть всё, что снято на малый бюджет но с классной идеей. Нет, этот фильм — не «Паранормальное Явление», это нечто совершенно другое — огромное спасибо локализаторам, как всегда решившим, что надо перевести название так, чтобы сгрести максимальную кассу.
Сюжет — о двух братьях, приехавших навестить некую религиозную общину, из которой один из них вытащил второго за десять лет до этого. Совершенно непонятно, откуда вдруг у тех, кто это посмотрел, возникла идея, что здесь пахнет хоррором. Его здесь и близко нет — это мистическая картина о некоей чертовщине. Красота кадра — непередаваемая.
Такое ощущение, что оператор согласился в этом участвовать только при условии, что ему дадут реализовать свои амбиции несправедливо отвергнутого на кастинге конкурсанта на фильмы БиБиСи или «National Geographic», вставляя посреди истории такие кадры и секвенции, что иногда жар степи аж пышет с экрана.
Если бы ещё подвезли хороших актёров, то цене бы картине не было в своей нише. Но и так вышло очень неплохо.
«Идеальный Хозяин» («Perfect Host») — $500k
Сколько раз за фильм вы обычно удивляетесь сюжету? Не «удивительно, что кто-то рассчитывал этим поразить», а по-настоящему, когда вы правда не догадывались, что же будет, а когда показали — вы не плевались, а сказали «ну ничего себе». Например, «Шестое Чувство» — один раз. «Семь» — раза три. «Побег из Шоушенка» — ну два с натяжкой… Итого в среднем — полтора раза при удачном раскладе?
Этот никому не известный фильм, снятый на деньги из двух разбитых детских копилок (всего-то пол-ляма долларов — смешно по меркам Голливуда), смог удивить меня пять чёртовых раз! И только один из них я сказал «ахаха, ребята, ну сову-то глобусом не порвите», хотя это уже, если быть честным, придирки — в конце концов большинство фильмов в общем-то строятся на невероятных вещах (кто же будет смотреть про обычное?). А вот остальные четыре поворота истории — самые натуральные расширители глаз. История о том, как пораненный грабитель банка пытается всего лишь переждать ночь в чужом доме, притворяясь близким другом знакомой хозяина, выжата на все сто сорок шесть процентов.
Да, не всё идеально. Этот режиссёр (Николас Томнэй) за всю жизнь снял только два фильма. Это первый и последний (учитывая, что дело снято было почти десять лет назад) сценарий сценариста. Поэтому, даже несмотря на то, что в каждый из двух с половиной незнакомцев в главных ролях заслуживают минимум по половинке «Оскара», картина в прокате провалилась — ей не хватило веса.
Также, наверное, сыграло роль то, что действие разгоняется очень медленно — первые двадцать минут я смог осилить только с третьего захода, о чём теперь жалею — настолько освежающие по оригинальности ленты в наше время мало кто снимает, и из-за тяжкого начала не все смогут дотерпеть до мякотки. Но вы-то теперь в курсе, и не пропустите хороший фильм из-за такой мелочи?
Отлично подойдёт любителям интересных сюжетов и камерных малобюджетных историй — таких как»Резня» Полански. А если врубить фантазию на полную катушку, то можно даже условно назвать вдохновителем данного опуса «Бешеных Псов» и «Мизери».
Вместо эпилога
Увы, «Сигнал», «Не в Себе», «ДругаяЖизнь», «ARQ», «2036, происхождение неизвестно» и, самое главное, «Хроника» не влезли — у них бюджеты либо больше, либо неизвестны.
Если вы можете посоветовать ещё хорошие низкобюджетники — буду рад прочитать про них в комментариях!