Почему «Южный парк» испортился как сериал (и что с этим делать)

Почему «Южный парк» испортился как сериал (и что с этим делать)

13 сентября вышла 1 серия 21 сезона «Южного парка», и в отличие от предыдущих сезонов, старт нового оказался не таким ярким, как прежде. Наши авторы Александр Башкиров и Денис Варков объединились, чтобы рассказать, что не так с возвращением «Южного парка».

Осторожно, спойлеры!

Денис Варков

«Южный парк» существует с 1997 года. За это время в нем несколько раз изменилась анимация, в США сменилось несколько президентов, а городок в Колорадо стал походить на нормальный населенный пункт. Различные ситуации из 19 и 20 сезонов (например, информация из браузеров, попавшая в общий доступ) могут произойти с каждым. В то же время некоторые элементы ранних сезонов (например, угроза Конца света от гигантских морских свинок) — едва ли.

Заметно изменился юмор — с шуток про анальные зонды в ранних сезонах Мэтт Стоун и Трей Паркер пришли к тонкой актуальной политической и, что очень важно, злободневной сатире.

В 19 и 20 сезонах все серии стали объединены общим сюжетом — но изменения в «Парке» переходили из серии в серию и прежде. Например, в 13 серии 1 сезона и 2 серии 2 сезона Эрик Картман пытался узнать, кто на самом деле его отец.

Еще пример: в 6 сезоне Кенни Маккормик умер, а Картман по ошибке выпил его прах, думая, что это какао. С тех пор его душа поселилась внутри Эрика. И эта линия использовалась во многих сериях в 6 сезоне.

Затем появились официально объединенные серии. Например, «Мультипликационные войны» в 10 сезоне (3 и 4 серии) и «Вперед, Бог, вперед» (12 и 13 серии) в том же сезоне, «Воображляндия» в 11 сезоне (серии 10-12), «Пандемия» в 12 сезоне (10 и 11 серии), знаменитый 200 эпизод в 14 сезоне (5 и 6 серии).

Самой знаменитой попыткой объединения серий стала пародия на сериал «Игра престолов», которая продолжалась три серии в 17 сезоне — «Черная пятница», «Песнь зада и пламени» и «Сиськи и драконы» (серии 7-9).

Представленная в этих сериях история легла в основу игры South Park: The Stick of Truth.

Другой яркий пример — «Енот и его друзья». Это общий мотив 2 серии 13 сезона и трех серий в 14 сезоне (11-13). По сюжету, дети, играя в супергероев, разделяются на две команды, и Картману удается привлечь на свою сторону пробудившегося Ктулху. Новая игра по «Южному парку» — South Park: The Fractured but Whole — будет основываться на этом сюжете.

Некоторые из этих серий были более удачны, некоторые менее. Не всем зрителям пришлась по вкусу инициатива Паркера и Стоуна по объединению серий. Но вам об этом чуть позже отдельно расскажет Александр Башкиров.

Ранние сезоны «Южного парка» заметно отличаются анимацией от новых сезонов, и поэтому многие люди начинают смотреть мультсериал примерно с 5 сезона. Они считают, что не упустят ничего важного, ведь там отдельные серии, которые никак не связаны друг с другом. И это серьезное заблуждение.

Несмотря на то, что общей сюжетной линии не было до 19 сезона, в «Южном парке», тем не менее, были какие-то события, которые сказывались на всех главных героях или на ряде ключевых второстепенных героев. Например, принятие гомосексуализма мистером Гаррисоном и его смена пола, которая протекала в течение нескольких сезонов.

Еще пример — «смерть Кенни». Эта фишка ранних сезонов, которая была очень популярна, но со временем приелась фанатам, и Маккормик перестал умирать в финале каждой серии.

Но с 19 сезона все изменилось. Главной темой стала политкорректность. В школе появился новый директор, который поставил себе цель — искоренить любые формы расизма и предубеждений.

Это было только началом. Южный парк стал облагораживаться, в городе построили современный район с модными магазинами. Начинают набирать популярность различные актуальные тренды вроде пользовательских отзывов на Yelp, борьбы с назойливой интернет-рекламой и Фестиваля толерантности.

А главное изменение происходит в жизни второстепенного персонажа мистера Гаррисона. Он становится успешным политиком и в 20 сезоне участвует в предвыборной гонке, чтобы стать новым президентом США (Гаррисон в «Южном парке» становится Дональдом Трампом).

В 20 сезоне главной темой стали даже не выборы, а борьба с интернет-троллингом, который правительство и СМИ приравнивают к терроризму. Все сюжетные линии оказались связаны, и даже Гаррисон, поздно осознавший, что он на самом деле не хочет быть президентом, оказывается втянут в разборки с троллями

И все это подается уже не только глазами четырех детей-главных героев «Южного парка», а с помощью других персонажей второго плана, которые начинают выходит на передний план, показывая на своем примере, как меняется мир вокруг.

Александр Башкиров

На телевидении существует две основных формулы рассказывания историй: standalone (или procedural) и serialized (или serial).

Первая — сериалы, состоящие из независящих друг от друга эпизодов, где в конце каждой серии все обнуляется, возвращается к статусу кво. К таким сериалам относится большинство низкопробных полицейских, медицинских и адвокатских драм, построенных по схеме «одна серия — одно дело» (пациент, тяжба), снова и снова показывающих одну и ту же ПРОЦЕДУРУ ареста преступника, поиска правильного диагноза или справедливого вердикта. «Cерийные» сериалы — более сложная форма, где информация копится от эпизода к эпизоду, герои развиваются, а сюжет рассчитан на знание ключевой информации из предыдущих серий.

Примеров того и другого формата я называть не буду: вы и сами узнаете «Симпсонов» или «Прослушку» в вышеприведенных описаниях. Но есть и некоторые долгоиграющие успешные сериалы-гибриды вроде «Хауса» или «Секретных материалов», где процедурные эпизоды мастерски переплетены с сюжетными.

Но за всю историю телевидения был только один сериал, который после десятков (!!!) лет работы в процедурном формате вдруг решил переродиться в сериал с единым сюжетом… Речь, конечно же, о «Южном парке» и о том, что там творится в последней паре-тройке сезонов.

Каждую серию «Южного парка» пишет Трей Паркер — с помощью Мэтта Стоуна и небольшой группы (или «комнаты») сценаристов. Он же со Стоуном озвучивает большинство ролей и выступает режиссером всех эпизодов. Вместе с нарочито-примитивной компьютерной анимацией это позволяет делать новые серии очень быстро: за неделю, в самых критических случаях — 3-4 дня.

Несмотря на такое канатоходство, Паркер и компания всего один раз не успели к дедлайну (в 17 сезоне!), завалив производство эпизода Goth Kids (4 серия) из-за внезапного отключения электричества.

Столь своеобразные условия производства дают «Южному парку» главное преимущество — злободневность, с которой не сравнится ни один другой сюжетный сериал (неважно, рисованный или нет). Начиная с четвертого сезона, сценаристы шоу оперативно реагировали на многие скандальные ситуации в жизни США (и мира в целом), а то, что вторая половина каждого сезона приходится на осень, позволяет очень удачно подытожить отдельные сезоны реальными результатами президентских выборов.

Но эти же безумные сроки производства сказываются на качестве эпизодов — ведь их все-таки «выстреливает» один человек, меньше чем за неделю, на автопилоте, лихорадочно набирая нужное рекламное время через подсказанные другими сценаристами случайные шутки, жизненные наблюдения и идеи, не имеющие отношения к основной сатирической теме эпизода.

О таланте Паркера многое говорит то, что ему все это двадцать с лишним лет сходило с рук.

1 серия 21 сезона, White People Renovating Houses, собрана из сатиры на недавнее августовское поведение белых американских супремасистов в городе Шарлоттсвилл, явно случайно подвернувшейся под руку шутки про отношения Картмана со смарт-колонкой Amazon и не менее явно подсмотренного кем-то из сценаристов во время летних каникул повального американского увлечения реалити-шоу про благоустройство жилищ.

Релевантна в эпизоде только первая тема. Вместо Alexa объектом гнева реднеков можно было сделать любой случайный объект, новая профессия Рэнди Марша и связанная с ней тяжеловесная аллегория в финале эпизода тоже могла быть абсолютно любой.

По структуре South Park мало чем отличается от нелюбимого Стоуном и Паркером мультсериала Family Guy (или «Гриффины»), где по версии «Южного парка» сюжет строится так: ламантины в аквариуме выбирают из огромной кучи шары со случайными шутками и вручают их сценаристу. В «Южном парке» все точно также, только с гуманоидной сценарной группой вместо ламантинов.

Но болезненно-очевидными все недостатки «Южного парка» стали для меня лишь в последней паре сезонов — в отличие от Family Guy, где ничего не меняется с первой серии.

Лучшим (или во всяком случае — самым известным) сатирическим сериалом «Южный парк» делала оперативность и жесткость реакции на события, лишь изредка перемежавшаяся замкнутыми в себе милыми, но мало что претендующими эпизодами в духе Awesom-O.

Это продолжалось до 19 сезона, в котором «Южный парк» вдруг отказался от процедурной модели отдельных, независимых эпизодов в пользу сквозной сериальной модели развития сюжета.

События одной серии начали переходить в события другой, город Южный парк впервые за 18 лет начал меняться, изменился и жизненный уклад некоторых героев.

То ли Трей Паркер захотел расти, как автор… то ли это был единственный способ не сойти с ума после того, как Паркер узнал, что «Южный парк» продлили до 2019 года, и что ему предстоит написать еще порядка пятидесяти эпизодов.

Денис Варков рассказал вам, как в Южный Парк пришла политкорректность, и какие изменения произошли в жизненном укладе горожан. С точки зрения драматургии те персонажи «Южного парка», которые меняться оказались не в состоянии, задвинуты на второй (Стэн, Кайл), а то и на третий (где ты, Кенни?) план.

На первый план вышли Рэнди Марш, мистер Гаррисон и Эрик Картман — самые неоднозначные, сложные и чутко реагирующие на малейшие изменения в окружающей обстановке герои.

Рэнди Марш полностью вытеснил своего сына Стэна и стал главным героем сериала, большинство событий (в том числе и в новой серии) мы наблюдаем его глазами. Он же теперь работает рупором авторов в финале серий, когда нужно довести до зрителей какую-то вымученную за 3-4 дня мораль. Мистер Гаррисон стал президентом США. У Эрика появилась постоянная подружка.

Это не первое серьезное изменение в формате «Южного парка» — ведь сериал начинался как клон «Симпсонов», с усредненно-провинциальным карикатурным городом и ансамблем не менее карикатурных героев. Постепенно Паркер избавился от самых нелепых, самых ВЫДУМАННЫХ, самых мультипликационных персонажей: помните Большого Гея Эла? А Альфонса Мефисто? Сериал стал рассказывать совсем другие, более простые и реалистичные истории с опорой на небольшую группу героев, которых вполне можно встретить в реальной жизни.

Но переход на сквозной сериальный формат — первое изменение в структуре «Южного парка», после которого лично мне стало тяжело смотреть это шоу.

Паркер теперь играет на совсем другом поле: на поле сериалов, структура сезонов и арки персонажей которых продумываются годами. При этом сам Паркер продолжает писать серии за 3-4 дня.

Вот почему в первой серии двадцать первого сезона все настолько плоско и очевидно: сатира на злобу дня не такая уж и едкая, дополнительные сюжетные линии — столь водянистые и нелепые.

За ту несчастную неделю, которую делается серия, Паркеру нужно проделать тройной объем работы: написать эпизод на злобу дня, учесть в нем наработки предыдущих двух сезонов, продумать хоть какой-то путь на будущее (без этого не сделаешь концовку эпизода).

И ведь совокупная сюжетная тяжесть прошлых эпизодов будет только продолжать расти!

Мне кажется, качество эпизодов «Южного парка» может увеличиться только в одном случае: если Паркер перейдет на гибридную модель в духе «Рика и Морти», где большинство эпизодов даже не вспоминает о существовании других серий, но зато когда сценаристы что-то вспоминают, это сотрясает всю мифологию. Общая сюжетная канва в «Южном парке» вполне может быть — просто не нужно напоминать о ней в каждой серии!

Оставшиеся эпизоды двадцать первого сезона покажут, решил ли Паркер поступить благоразумно и вернуться к процедурному формату (хотя бы в большинстве эпизодов) или же он и дальше будет гнать криво прибитую на гвоздь сатиры псевдосюжетную халтуру.
 
Источник

Кино и сериалы

Читайте также