Когда вышел диско элизиум, все говорили о его схожести с planescape: torment так как в сам диско элизиум я поиграть не могу из за языкового барьера. Я решил сначала пройти её ближайший аналог, и вот спустя почти 30 часов прохождения, в конце второго акта, желание проходит иру дальше у меня уже не осталось. Я удалил игру, о причинах побудивших меня это сделать, я вас сейчас расскажу.
Внимание! В статье присутствуют спойлеры к игре, и огромное количество субъективного мнения
planescape был не первым моим старым изометрическим РПГ, я с удовольствием прошёл и Арканум и второй фоллаут (хотя с ним у меня тоже возникли некоторые проблемы но об этом как нибудь в другой раз). Так что неудобная боёвка, куча текста с экспозицией в начале, и не самый удобный интерфейс не стали для меня большой проблемой, Проблемой для меня стало основное занятие в игре после чтения текстов, квесты. Но обо всё по порядку:
Персонажи которые бесполезны до взятие квеста, нередкая проблема для РПГ. И к сожалению для планескейп тоже
В их дома можно зайти, с ними можно перекинуться парой фраз, но и дураку понятно что дом с одинокой волшебницей, дом переводчика с древних языков или хижина мага посреди развалит стоит не просто так, и если они не дают квест то значит связанный с ними квест даёт кто то другой..
И тут следует другая проблема, большинство квестов можно найти только перекрикиванием персонажей. Например надо отвлечь тленного что бы покопаться в его вещах, при этом нам не говорят как это сделать. Что я только не перепробовал пытался и уговорить его, и прокрасться мимо. Но нет оказывается для решения этого квеста нужно найти одного конкретного именного скелета в куче других скелетов на нескольких локациях.
И если в тот раз я прошёл квест сам то в следующих двух примерах мне пришлось прибегнуть к прохождению. Первый пример: Что бы найти сюжетно важную кузню хауса, нужно пройти один конкретный диалог, с именным НПС на рынке, который внешне опять от других не чем не отличается, и тогда глав герою вдруг причудиться ведение как попасть в эту кузню, при чём о кузне можно говорить и с другими персонажами, но воспоминание спровоцирует конкретно этот диалог, причём ни каким другим способом кузню открыть нельзя (нет я серьёзно не понимаю, почему волшебнице которая нужна для выполнения одного квеста дали отдельный дом, а персонажа необходимого для открытия одной из важнейших локаций поместили на рынок среди кучи других похожих на него НПС). Второй пример: волшебница работающая учителем магии, вместо своих обязанностей, постоянно торчит в сенсориуме рассматривая чужие воспоминания, и нужно её как то заставить её вернуться к своим обязанностям.
Что я только не делал: и пытался найти начальство, или лекарства от зависимости к воспоминаниям, и просто уговорить её. Но нееет, оказывается я должен был вспомнить что в одном из тысяч диалогов с сотней НПС, один из магов стоящих у входа хотел занять её место, поговорить с ним
И только тогда игра любезно подскажет что надо вернуться к волшебнице, спасибо игра твои подсказки всегда вовремя
Это одна сторона проблемы, но ещё пример: Для заклинания нужно добыть кровь ведьмы Равель или её родственницы, когда спрашиваешь о неё одну из работниц отеля, (с красными глазами и фиолетовой кожей!) следует следующих диалог:
И дурак бы догадался что именно она и является родственницей равель, но что бы это доказать нужно сделать длииинющий квест, несколько раз обежать весь бордель, поговорить с кучей персонажей и сделать кучу дел, и только тогда, поговорив с отцом, она наконец признает что дочь Равель. И единственный способ скипнуть этот бесполезный квест это прикончить её и тогда на её теле найдется нужная кровь. Почему нельзя дать этой дуре в нос, собрать кровь и проверить работает ли она, непонятно.
Ну то есть вы понимаете? Игра вынуждает вас постоянно бегать по городу и говорить со всеми персонажами по несколько раз (а я напоминаю что там есть куча персонажей от которых нет вообще никакой пользы до получения квеста).
Можно конечно сказать что это такой олдскульный хардкор, и надо думать, но чёрт возьми почему тогда не добавить альтернативных способов решения квеста? Когда я запускал Планескейп я думал что буду играть в РПГ, а не в изометрический поин энд клик квест.
Ладно прежде чем закончить мою историю, и рассказать квесте который окончательно сломал меня, я пройдусь по другим раздражающим аспектам планескейп.
Странная система опыта
Одним из плюсов игры указывают то что там из диалогов и квестов можно получить опыта больше чем убив всех врагов вместе с НПС, но иногда это доходит до абсурда: убили демона группа из которых может запросто уничтожить всю вашу компанию? Вот вам 1400 опыта.
Помогли купить костюм? вон вам 8000 опыта! помогли купить новый так как старый у всех есть? вот вам ещё 6000! Как то это странно не находите? причём покупателя можно ещё и нагреть на целых 40 монет, учитывая сколько у нас на тот момент денег это вообще не имеет никакого смысла, кроме отыгрыша мелочного жадины.
Отсутствие серьёзных моральных выборов
Ладно тут чистейшее ИМХО но мне почти никогда не приходилось колебаться в выборе стороны, серо-серые выборы когда хорошо одним неплохим парням но плохо другим практически отсутствуют. Вот пример когда мне казалась что выбор сложный в подземельях существует две противоборствующие стороны мёртвые народы которые заботятся о своих ещё более мёртвых собратьях, и разум черепных крыс который хочет их всех сожрать, я уж подумал вот он неоднозначный выбор! Помочь новой форме жизни не умереть от голода или помочь мертвецам которые просто хотят что бы их никто не трогал, но нет оказалась крысы от голода не страдают и даже если ты им поможешь, дадут тебе опыт, а потам прогонят куда подальше ещё и нападут если ты с ними снова заговоришь, ну и зачем таким помогать?
Неудобная боёвка
Ну тут как говориться лучше один раз попробовать чем сто раз услышать, персонажами управлять тяжело, нужные спелы выбирать тяжело, бои быстрые и исключительно реалтаймовые. Но и качаться можно исключительно в мага потому что во-первых: его навыки помогут в диалогов главной части игры. А во-вторых магию тут самая мощная не зря только её из всех боевых навыков анимировали.
Финал
Добил же меня затуп в основном квесте, нужный портал по журналу находиться в кузнеце, в которую просто так не пускают, сначала я пытался пройти через стражу охраняющих вход в кузнецу.
Я думал её надо подкупить, или отвлечь, или найти какой то тайных проход, Но в итоге мне просто открыли, когда я намотав пару кругов по городу, взял квест в печати. В этой кузнеце была секретная секция в которую не пускали, я почему то решил что нужный портал именно в ней. Но что бы в неё проникнуть нужно было стать членом этой самой кузницы, никаким членом мне становиться не хотелось но мне так надоело шастать по городу и искать другой вариант решения, что я думаю хрен бы с ним. в итоге после выполнения всех квестов данной группы никакого портал в секретной секции не оказалось. Оказывается что бы взять нужный портал нужно было расшифровать кристал (который у меня всё это время был но я про него просто забыл замотавшись по другим квестам). После чего меня бы и кузню пропустили и портал бы дали, но узнал я это только из прохождения как и решение тех двух предыдущих квестов, я ещё прошёл по инерции локацию с Равель. Но когда я увидел новый город где опять будет куча беготни по кругу, куча текста и нелогичные квесты, сознание моё помутилось и я в исступлении удалил игру.
О хорошем
Но не смотря на все перечисленные выше минусы, я всё равно получил немало удовольствия от игры. Тут тоже не обойтись без примера: по основному квесту вам дается заклинание разговоров с мёртвыми (ну или, вернее, с их душами). Конечно же, первым делом я побежал в морг и не прогадал – у чуть ли не половины местных мертвецов есть интересные истории и о них самих, и о том месте, где они сейчас обитают: от балагура, пребывающего на вечном пире, до монаха-попаданца, которому требуется проверить несколько миллионов комнат, чтобы наконец попасть в загробный мир.
Если вас не пугают перечисленные мной проблемы, и вы любите стены неплохо написанного текста, это игра для вас. С меня же пока достаточно, но кто знает, может я когда нибудь к ней вернусь?