Почему Ведьмак 3 далеко не шедевр и причём тут первая часть. Часть 2

Пытаясь ответить на вопрос, чем плох сценарий Ведьмака 3 кроме сюжетных дыр (о них вы можете прочитать здесь), я проанализировал первую часть и пришёл ко вполне определённым выводам. Основные проблемы заключаются в том, что он криво написан, слишком растянут, плохо держит эмоциональное напряжение и несколько раз меняет конечные цели, что опять же разрушает вовлеченность в происходящее. Каждое из этих обвинений я постараюсь обосновать ниже.

Сюжет первого Ведьмака многие хвалили, хотя масштабным его не назовёшь – всё действие происходит в Вызиме и её окрестностях, не считая пролога. При сравнении с Ведьмаком 3 это лишний раз доказывает, что качественно поданный сюжет не нуждается в огромном открытом мире, а тот, в свою очередь, не может компенсировать сценарной кривизны. Сценарий первой части грамотно рассказывает историю, постоянно подкармливая игрока новой информацией и постепенно, шаг за шагом, раскрывая хитросплетения сюжета. Эти вехи равномерно рассыпаны по всем главам, а сами главы непременно заканчиваются каким-то важным событием, которое зачастую эмоционально подводит черту под пройденный отрезок, проталкивает сюжет вперёд, меняет место действия и вносит серьёзные изменения в состояние Геральта и его расследования. Давайте вспомним.

Первая глава

Ведьмак прибывает в Предместья и вынужден помогать местным в борьбе с демоническим Зверем, чтобы пройти в закрытую на карантин Вызиму. Попутно он ищет следы своих обидчиков Саламандр. Сюжет делает кувырок с ног на голову, когда оказывается, что местные сотрудничали с Саламандрами и непосредственно повинны в появлении Зверя. Но во всех своих бедах они обвиняют местную ведьму-изгоя. Для пикантности сценаристы вывели её неоднозначным персонажем, т. е. нельзя сказать, что она совсем уж невиновна. И вот ведьмак внезапно оказывается один против всех. Сражается со Зверем, а потом с местными. Либо не сражается – вопрос в том, что ему важнее: поступить по правде или доказать толпе, что он один из них, а не прокажённый мутант. В этот момент глава достигает своего катарсиса. Когда мы бежим с Геральтом по пылающим Предместьям, вместе с домами селян сгорают наши эмоции, накопившиеся за главу и достигшие своего пика в сцене с попыткой самосуда. Это очень красиво и вызывает отклик внутри. И вдруг – поворот! – Геральта арестовывают.

Вторая глава

Геральт в темнице! Чтобы легализоваться в городе, ему нужно ответить на брошенный ему вызов и выполнить контракт. Наконец, ведьмак выходит в город и на него сразу же сваливается целый список из подозреваемых, каждый из которых может привести его к Саламандрам. Он мечется между ними. А потом – поворот! – и Саламандры наносят ответный удар, напав на детектива Реймонда, который помогает Геральту. Детектив прячется в укрытии. Затем – ещё один поворот! – и мы находим труп Реймонда. Оказывается, все подозреваемые невиновны, а главный злодей Азар Явед принял облик Реймонда и хочет завлечь ведьмака в ловушку. И тогда Геральт начинает подыгрывать ему с помощью алхимика Калькштейна, чтобы ловушка для ведьмака превратилась в ловушку для самого Азара. И пускай в финальной сцене ничего кардинально не меняется (на кону содержимое сундуков в башне), но мы либо охотник, либо жертва – и это выведено чётко.

Третья глава

Геральт восстанавливается после тяжелой битвы с Азаром, он опять слаб, как в начале второй главы, но теперь он не в темнице, а в постели у своей любовницы Трисс. Теперь он – поворот! – переходит в наступление. Он заручился помощью всех нужных ему людей и начинает громить подполье Саламандр, уничтожая их базы на болотах, где они собирают наркотики, и лабораторию в самой Вызиме. Наконец, пришло время сойтись с главными говнюками. Ведьмак побеждает Профессора – правую руку Азара. Убивает Королеву Кикимор. Но в самом финале внезапно выясняется, что всё это время Саламандрам покровительствовала… дочка короля Темерии Адда! Опять поворот, который всё переворачивает с ног на голову. Адда хочет казнить ведьмака.

Четвёртая глава

Геральт победил Саламандр в городе, разнёс их базу, нейтрализовал Профессора, но и сам получил очередной удар – Адда едва не убила его. Трисс вовремя перенесла ведьмака в идиллическую деревушку Темноводье в окрестностях Вызимы. Сюжет снова вильнул от победы к почти поражению, а затем снова к победе – ведьмак избежал казни, но вынужден ориентироваться на новом месте. Здесь небольшой деревенский детектив с трагичной концовкой, в которой “все умерли” – обе дочери солтыса, половина деревни, – и выбор между эльфами, людьми и нейтралитетом, к которому нас подводили все прошлые главы, заставляя метаться между Орденом и Белками. Побоище в Темноводье проводит черту под четвёртую главу, и мы снова отправляемся в Вызиму.

Пятая глава

И снова всё меняется. Только что была залитая солнцем деревня как с открытки, а теперь пылающая пожарами Вызима, погромы и смерть. И новый поворот: главным обидчиком оказывается не Адда, не Азар, который всего лишь исполнитель, один из боссов, но не самый главный – а глава Ордена рыцарей, помощник короля Фольтеста. И – новое открытие! – это не просто “какой-то мужик на рояле из кустов”, а наш подопечный Альвин, который прошёл с Геральтом через всю игру, а потом улетел в прошлое и стал расчётливым фанатиком, для которого цель оправдывает средства.

Видите, как игра жонглирует местами, информацией и контрастами, скармливая их нам по мере прохождения сюжета? Как в конце каждый главы подводит жирную черту, которая завершает мини-сюжет этой главы? Это, друзья мои, тот самый “устаревший подход”, та самая “классическая схема построения сюжета”, от которой разработчики игр недавно громогласно решили отказаться в пользу новых решений и экспериментов уровня Far Cry 5 с его хаотической кашей из событий. Вкупе с атмосферой и геймплеем вышел маленький шедевр.

А теперь обратимся к Ведьмаку 3.

Пролог хорош. Мы ищем Йеннифэр – нас к этому готовили, начиная со второй игры. Целый трейлер был посвящён её поискам. Оказывается, Йен известна, как Вестница войны, потому что за ней по пятам следует армия Эмгыра, сея смерть и разрушение. И в трейлере видно, что ей грозит опасность: она оказывается между двух сражающихся армий и, кажется, каждый готов её убить. Спасаясь, Йеннифэр убивает сначала нильфского офицера, а затем губит несколько нильфгаардских кавалеристов.

В деревушке Белый Сад мы выполняем заказ от коменданта местного нильфгаардского гарнизона, чтобы получить новую зацепку. Это обычная охота на чудовище, но через неё раскрывается природа человеческой жестокости по отношению к другим людям и к окружающей природе. Люди убили самку грифона и его птенцов, и теперь он мстит!

Мы победили зверя, но – поворот! – вместо благодарности получаем ненависть со стороны местных партизан. Невинное вмешательство ведьмаков в обычную бытовую ссору приводит к настоящей кровавой бойне. Отбились, и – новый поворот! – неожиданно появляется Йеннифэр собственной персоной и сообщает, что нам нужно найти Цири. И не просто найти, а по просьбе императора. А потом – внезапно! – по пути в Вызиму на нас нападает Дикая Охота. И вот здесь с сюжетом начинается полная херня.

Прежде всего, линия с поисками Йеннифэр оказывается как-то невнятно слита. Возможно, я слишком суров к сценаристам, но посудите сами: на протяжении всего Ведьмака 2 нам рассказывали о том, как Геральт искал свою женщину и как он пожертвовал собой ради неё. Потом эффектный и красивый трейлер подтвердил, что она в беде. И вот теперь внезапно выясняется, что Йеннифэр всё это время прекрасно себя чувствовала – она устроилась на подработки к императору, тихо-мирно путешествует с конвоем и вообще “не хотела мешать отношениям Геральта с Трисс”. Вестница войны, говорите?

Идём дальше. Первый акт игры чудовищно растянут и от этого все его проблемы. В идеале его следовало разделить на три главы, по одной на каждую локацию – Велен, Новиград и Скеллиге. Кстати, я верю, что кроме чисто сценарной сепарации здесь не помешала бы и физическая, поскольку обособленность этих мест друг от друга, как ни странно, пошла бы на пользу восприятию мира игры, который за счёт фантазии стал бы в несколько раз больше. А так, довольно трудно поверить в большой мир, когда от Велена до Новиграда можно доехать за пару минут.

С Веленом всё в порядке: мы снова вынуждены менять свои ведьмачьи навыки на нужную нам информацию. Теперь Геральту требуется разрешить семейную трагедию Барона, посвятившись в мрачные тайны этого края. Нерв натянут очень качественно, а битва на Кривоуховых топях с ведьминым зверинцем и последующее драматичное воссоединение Бароновой семьи становятся той самой чертой, которая завершает эту условную главу, хотя данный квест в линейке Барона и не является обязательным для поисков Цири.

А вот Новиград и Скеллиге удивительно пусты в концептуальном плане. Проходя их, я всё чаще спрашивал себя, а что я, собственно, делаю и зачем. Сюжетные квесты в этих регионах не нанизаны на нить какой-то определённой истории, которая могла бы претендовать на роль основной для каждой локации. Да, они помогают нам в продвижении поисков Цири, но не образуют стройной картины, в отличие от Велена, и сложно определить, где там проходит завершающая черта и проходит ли. Тщедушный Ублюдок не тянет на главного антагониста в локации Новиград, а предвыборная гонка детишек Ан Крайта вообще не относится к главному сюжету, поскольку вылазит за пределы первого акта и может быть благополучно запорота. Правильно говорили те, кто задним числом предлагал сделать Скеллиге загружаемым дополнением. Обе этих локации не имеют какого-либо эмоционального итога, который дал бы нам пинка под зад и сказал: “Твоя принцесса в следующем замке”. Вместо этого – фейерверк разномастных квестов (вычисление Дуду, спасение Лютика, поиск Ублюдка) и блеклый вывод о том, что дочка Геральта и Йен где-то в другом месте.

Наконец, первый акт заканчивается. В качестве подводящей черты морально выступает воссоединение на Острове Туманов и возвращение в Каэр Морхен. Можно умилиться и сбросить тяжесть замедлившегося, тягомотного сюжета. Но официально (!) это уже второй акт, поскольку квесты с Умой и Островом Туманов к первому не относятся.

Далее бросается в глаза вышеупомянутая кривизна сценария: если первый акт был гигантским, то второй – совсем маленький. Мы побеждаем Охоту и из атакуемой стороны становимся атакующей. Битва выступает водоразделом и серединой игры, хотя по факту, она происходит на излёте трёх четвертей. Какого-то катарсиса не испытываешь, поскольку победа даётся – да простит меня Весемир – довольно легко, а в первом акте от Охоты не исходит почти никакой угрозы. Да, она гоняется за Цири, но о себе почти не напоминает, а то, что было в Прологе и Велене, остаётся далеко позади и после Новиграда со Скеллиге успевает забыться. Не успев посмаковать противника при личной встрече, мы сами начинаем охотиться за ним. Здесь становится ясно, что особых проблем с окончательным разгромом Охоты не будет, ведь с нами Ложа и армия Эмгыра. Мы дали ей решительный отпор и с меньшим числом союзников, а значит предвкушать драматичной развязки не приходится.

В третьем акте галопом по Северным королевствам собираем чародеек Ложи. Наконец-то начинается динамика и перемещение тел в пространстве – в коллективном путешествии из Каэр Морхена в Новиград, а затем на Скеллиге есть что-то от дорожного приключения. Это радует после относительной статики прошлых актов.

Наконец, герои побеждают Охоту. И вот тут выезжает настоящий рояль. Оказывается, главным врагом был не Эредин, а… Белый Хлад! Явление, о котором мы слышали краем уха, где-то на задворках сюжета, фоновый аттракцион в одном из миров по дороге в мир Аэн Элле. Отправление Цири в мир с источником Хлада и становится финишной чертой основного сюжета. Но сценаристам было мало рояля, и они, простите за каламбур, до кучи спрятали ноты – совершенно позорнейшим образом нас оставляют додумывать всё, что произошло с Цири по ту сторону портала, ведь это “её история”, и ничего, что она как бы завершает нашу в качестве главного события. Не знаю, что это – ода феминизму, когда “женщина лучше знает, как надо” или нехватка времени на разработку. Во всяком случае, по динамике, красоте и эмоциям это всё-таки работает – но только если не вдумываться и не пытаться анализировать. Потом неизменно возникает недоумённый вопрос «А что это было?».

И здесь обнажается последний минус сценария – отсутствие фокусировки на какой-то одной цели.

Если вас спросят, сколько противников было в первом Ведьмаке, вы можете начать загибать пальцы: Саламандры, Азар Явед, Альвин-Яков, Профессор… Но на самом деле это всё один враг – тот самый, который ответственен за нападение на Каэр Морхен и похищение ведьмачьих рецептов. Все перечисленные противники представляют собой всего лишь разные звенья одной цепи, которую мы планомерно, шаг за шагом, нейтрализуем в течение всей игры. Саламандры – шестёрки, Азар – босс, Яков – главный злодей. Мы боремся с одним злом и помним об этом с первой до последней сцены.

Ведьмак 3 – совсем другое дело. Здесь противников трое. И это расхолаживает внимание.

Первый – Неопределённость, которую мы испытываем, когда ищем Цири. Самый тяжёлый противник, потому что таскаться по трём разным локациям в течение самого длинного, первого акта в конечном счёте оказалось не так уж интересно, об этом я писал выше.

Второй – непосредственно Дикая Охота, которая начинает нормально участвовать в сюжете лишь начиная со второго акта и быстро сходит на нет. Как я уже говорил, противник совсем не страшный, если считать не трудность боёв с генералами, а его роль и количество действий, которое нам понадобилось, чтобы оклематься после битвы, перейти в контрнаступление и разбить его. По сравнению с Охотой даже Азар Явед требовал больших усилий – тогда нам пришлось провести целое детективное расследование и серию спецопераций. Что интересно, близость Охоты явственно ощущается в высоко оценённых мною Прологе (сцена погони) и Велене (встреча в подземелье, в квесте «На ощупь»), а затем она на целую треть игры пропадает из поля зрения, появившись только во флэш-беке на Скеллиге. Это лишний раз доказывает, насколько части с Белым Садом и Веленом лучше прописаны.

Ну и последний враг заключительной части трилогии – пресловутый Белый Хлад, который появляется в самом конце и бесславно, без единой строчки, оказывается побеждён.

Вот, собственно, и всё. В течение игры нас прогоняют по сценарию, отдельные части которого очень длинные, а другие наоборот слишком короткие – прямо как конечности Умы (криво написан и слишком растянут). Эти части не могут похвастаться грамотной подачей, поскольку лишены чётких выводов и ярко выраженных сюжетных поворотов (мини-финалов) в Новиграде и Скеллиге и заставляют игрока скучать (плохо держит эмоциональное напряжение). Ну и наконец, в довершение ко всему перечисленному, нам трижды за всю игру подсовывают совершенно разных врагов, не позволяя толком привыкнуть ни к одному из них, кроме, разве что, аморфной Неопределённости в поисках Цири, которая перерастает в скуку. Из-за всего этого теряется чувство целостности истории и не развивается столь необходимая эмоциональная вовлеченность, которой мог похвастаться первый ведьмак.

 

Источник

Читайте также