«Убивая Еву» — один из тех сериалов, который ломает стереотипы. Как жанровые, так и сценарные — здесь все контрастирует с привычными фильмами и тв-шоу о шпионах, шаблонов по которым, наверное, наплодилось уже сотни.
Дисклеймер: это сериал эпохи #MeToo, где много феминизма, а большая часть ключевых персонажей, очевидно, женщины. В этом заключается уникальность «Убивая Еву» — шоу позволяет взглянуть на шпионские драмы с совсем иной стороны, без пафосных Джеймс Бондов и харизматичных известных актеров-красавчиков на главной роли.
Напротив, в «Убивая Еву» сыграли малоизвестные британские актрисы, а сериал полагался исключительно на свой (довольно радикальный) концепт.
Иронично, что шоу снято по мотивом серии романов британца Люка Дженнингса, однако для телевидения его (довольно сильно) адаптировала Фиби Уоллер-Бридж — автор сериала «Дрянь» (Fleabag), тоже в свое время получившего немало наград.
В роли главной героини «Убивая Еву» выступает Ева Поластри (британка с азиатскими корнями Сандра О, уже получившая «Золотой глобус» за эту роль) — интровертная агент MI5, в размеренной жизни которой практически ничего не происходит. В это время в ряде стран совершаются довольно крупные политические убийства, за которые Ева от скуки цепляется — и делает предположение, что за всем стоит женщина.
И оказывается права — пускай ей никто не верит, а после даже увольняют (что не мешает героини продолжить собственное расследование, уже в рядах единомышленников из MI6). Киллершу зовут Вилланель (Джоди Комер) — она, в отличие от Евы, экстравертка, да еще и с явными психическими проблемами. Вилланель не столько хладнокровно исполняет контракты, сколько играет со своими жертвами и в принципе убивает только от скуки — постоянно меняя свой образ, имидж и выдумывая что-то изощренное.
То же она делает и с Евой — пока та отчаянно пытается выполнить свою работу, Вилланель буквально становится одержима своей преследовательницей. Больше всего их связь похожа на отношения Шерлока и Мориарти из сериала BBC — разве что с гораздо более выраженным эротическим подтекстом.
В одной сцене Вилланель прокрадывается в дом к Еве, а после обнаружения насильно успокаивает ее холодным душем — и все ради того, чтобы пригласить на ужин при свечах. Емкая сцена, характеризующая почти все аспекты нездоровых отношений между героинями.
При этом «Убивая Еву» — еще и довольно жестокая (но смешная!) черная комедия. Отражается это как в неловком поведении и острых репликах Евы, так и заскоках Вилланель — причем Джоди Комер настолько переигрывает свою коллегу, что удивляешься, как актриса умудрилась уступить ей «Глобус».
Юмор в «Убивая Еву» ненавязчив и, вместе с тем, его никогда не ожидаешь — в один момент Вилланель может вести себя мило и даже трогательно, а уже в следующий измазать случайного ребенка мороженым или с улыбкой сломать чью-то шею. Порой сцены выходят даже слишком противоречивыми — где черный юмор приобретает совсем уж мрачный оттенок.
Впрочем, образ главной героини сглаживает спорные углы. Если социопатов обычно изображают просто безумными или противно-гениальными, то из Вилланель злодейка получилась на редкость притягательной — этакая Алиса-Дюймовочка в пышном розовом платье, которой легче убить человека, чем попробовать завести с ним нормальные отношения.
И лишь с Евой она хочет то ли подружиться, то ли намекнуть на любовный интерес. Потому что это, видимо, первый человек, которого Вилланель ощутила «своим» — отчего неловкие попытки наладить связь выглядит одновременно уморительно и мило. Пускай и с долей насилия.
Сама Ева, как уже можно было догадаться, лишь сопутствует Вилланель — пускай Сандру О и отметило большинство критиков, ее персонаж выделяется не сильно. Да, Ева неловкая и простодушная, но на фоне своего антипода она блекнет в считанные секунды. Поступки героини, скорее, служат топливом для ответных колких действий Вилланель — но никак не тягаются с ними по качеству прописанности, и тем более исполнения.
Второй сезон пока продолжает тенденцию, заданную в первом — все тот же спонтанный юмор и притягательная одержимость двух героинь.
На днях сериал продлили на третий сезон — буквально через сутки после выхода первого эпизода, что уже внушает оптимизм. Ведь, как часто бывает, после первого сезона британские сериалы сдуваются, выдавая нечто второстортное и блеклое. В то время как «Убивая Еву» только набирает обороты — и, судя по завязке новой серии, все самое интересное еще впереди. По крайней мере, в это очень хочется верить.
Источник