Почему у Оксимирона не было шансов на победу

Этот день настал — чемпиона свергли. Оксимирон проиграл главный баттл в своей жизни всухую. Слухи о результате появились в интернете моментально, но многие отказывались верить в победу Гнойного. Как это так, 5-0?! Может, что-то напутали? И все-таки все пятеро судей отдали голоса за Гнойного. И иначе быть не могло. Разбираемся вместе, почему Оксимирон никак не мог победить на этом баттле.

Забавно сложилось, как судейское решение всегда определяло исход поединков на Versus. Никого никогда не волновало, кто отдает голос — пьяный видеоблогер, комик или коллекционер кроссовок. Жюри присудило победу одному участнику — значит, официально он выиграл. Все поздравляют победителя и сочувствуют проигравшему. И это, разумеется, абсолютно идиотская система и вот почему.

Если вы смотрели западные рэп-баттлы, то наверняка заметили одно их важное отличие с российскими — на зарубежных баттлах нет судейства. Почему? Да потому что баттл-рэп это не спорт, а творческий перформанс. 

В футболе, например, есть четкий счет забитых голов, а в баскетболе подсчитывают количество заброшенных мячей в кольцо. В спорте есть итог, с которым невозможно спорить — если один бегун пробежал до финиша на 10 секунд быстрее другого, то никто не будет сомневаться в его победе. 

Dizaster, один из лучших баттл-МС планеты и следующий соперник Оксимирона

Dizaster, один из лучших баттл-МС планеты и следующий соперник Оксимирона

В баттл-рэпе нет абсолютных величин, фиксированного результата — люди выходят и читают по очереди стихи, это творческий конкурс. А творчество — штука субъективная. Тут либо нравится, либо нет. 

Именно поэтому судейство на баттлах есть только в России. Во всем остальном мире организаторы и зрители понимают, что однозначного вердикта в такой вещи быть просто не может.

Если же предположить, что выступления участников все-таки можно оценивать объективно, то кто и как это должен делать? За примерами далеко ходить не нужно, посмотрите хоть на то же шоу Танцы на ТНТ. 

Кто сидит в жюри? Опытные профессиональные танцоры, не первый год занимающиеся своим делом. Только танцор может по достоинству оценить танцора, разобрать его технику, прочувствовать его стиль. 

А если бы в судьях сидели три КВН-щика?

И если уж судить рэп-баттлы, то жюри нужно составлять из других баттл-рэперов — не просто рэп-исполнителей, а именно баттловых МС. Ведь только человек, не раз побывавший на этом ринге, может по достоинству оценить выступление другого баттл-рэпера. Оценить структуру текста, рифмы, флоу, технику. Заметить чужие фишки, которые рэперы часто воруют из западных баттлов. 

Разве может условный барабанщик группы Amatory, который ранее часто судил Versus, увидеть, что один из рэперов нагло украл половину своего текста из популярного канадского баттла?

Один из лучших баттлов прошлого года прошел на канадской лиге King of The Dot — Pat Stay и Hollow Da Don показали невероятный уровень. Судей, опять же, нет — каждый зритель сам решает кто победил

Перейдем ближе к теме — победа Гнойного со счетом 5-0. Все так носятся с этим сухим счетом, как будто это реально что-то значит. В этот раз в жюри был битмейкер 4eu3, коллекционер кроссовок Габонская Гадюка, комик из Камеди Клаба Андрей Белый, видеоблогер BadComedian и *. 

4eu3, очевидно, отлично шарит в саундпродакшене, а Гадюка с закрытыми глазами на ощупь определит модель кроссовок, но какой в этом смысл на Versus? Что эти люди понимают именно в баттл-рэпе.

И раз мы пришли к тому, что судьи оценивали баттл не по теоретическим объективным критериям, а по шкале «нравится — не нравится», то давайте попробуем разобраться, почему по этой системе оценки у Мирона не было шансов изначально.

Баженов — гений своего дела, я обожаю его видео. Но как он может судить рэп-баттл?

Баженов — гений своего дела, я обожаю его видео. Но как он может судить рэп-баттл?

Оксимирон сегодня повсюду — в плане коммерческого успеха он второй рэпер в стране после Басты. СТС снимали сериал о его жизни («Лондонград» был основан именно на приключениях Мирона в Лондоне), альбом «Горгород» обсуждали все русскоязычные СМИ, а любой баттл с его участием всегда заканчивался победой в одну калитку. У любого нормального человека такие успехи начнут вызывать скуку — да-да, Оксимирон, самый крутой рэпер, понятно. Все баттлы выиграл, все концерты отыграл с солд-аутом. 

Такая череда бесконечных успехов заставляет выжидать хоть одного промаха — такой ли он непобедимый чемпион? Он вообще человек? Он должен оступаться, как и мы все.

Гнойный — первый серьезный соперник Мирона, ведь до этого на Versus он соревновался только с неопытными баттл-MC. Дуня, Крип-А-Крип, ST, Johnyboy — из них только последние двое пару раз баттлили до битвы с Мироном. А сколько баттлов у Гнойного? Десятки, он живет этим. И что куда важнее — ярких успехов у Гнойного не так много, чтобы мы от них устали. Он — темная лошадка, андердог, который вышел против надоевшего всем фаворита.

Оксимирон мог бесконечно сложно рифмовать, раскрывать любые тайны и разбирать соперника на детали, но мы это уже видели и слышали в его предыдущих баттлах. Все его выступления шикарны — это уже норма. А вот Гнойному, на фоне такого соперника, достаточно было выступить просто нормально, чтобы удивить и впечатлить нас. Он не забыл текст, как Крипл; не мямлил под нос, как ST; не пытался сделать селфи, как Johnyboy. Впрочем, о чем я — Мирон сам прекрасно все это описал в своем предыдущем баттле:

Скажи мне, чем сегодня ты рискуешь, друже, быстрей!

А ни чем. Он вышел против фаворита, его рэп вообще другой по габаритам.

Он поет и говорит, ему достаточно разок прыгнуть выше головы,

И сразу сто очков вперед, у нас новый царь горы.

А мне хоть раз просчитаться, не дожать,

Оступиться стоит, что б меня распяв бросили на плащаницу.

Людям в радость, коль ты как они бессилен и слаб.

Извините меня за пафос, тут все именно так.

Габонская Гадюка, один из постоянных членов жюри Versus 

Габонская Гадюка, один из постоянных членов жюри Versus 

Если вам больше понравилось выступление Гнойного, то это нормально — Оксимирон и правда уже не выдерживает собственного медиавеса. Он уже не всегда в состоянии оправдать ожидания общественности — они заоблачные. А какие ожидания были от Гнойного? Никаких, к нему нет претензий, он просто баттл-рэпер. Он может плохо рифмовать, не менять флоу на протяжении трех раундов и все еще выглядеть нормально, ведь мы и не ждали от него ничего особенного. 

Мы почти всегда болеем за андердога-новичка. Именно в нем мы видим себя, а вовсе не в могущественном противнике.

Люди желают победы Гнойному, ведь если получится у него, то и у нас все сложится — в наших ежедневных битвах. Коммерчески успешный популярный рэпер или голодная и непризнанная надежда андерграунда? Очевидно, нас всех тянет ко второму. 

Мы прощаем Гнойному проходные строчки и сильнее восторгаемся любыми удачными метафорами, ведь он простой пацан, как все мы. Оксимирону мы не простим даже малейшие фэйлы, а удачные рифмы нас удивляют не так уж и сильно. Мирон проиграл не Гнойному, а самому себе. 

Но если вы хотите оценить этот баттл с точки зрения именно баттл-рэпа, то попробуйте ответить на вопрос — кто в России смог бы написать текст, как у Гнойного? Подсказка: любой опытный русскоязычный баттл-рэпер: от Rickey F до Чейни, от Drago до Галата. А кто бы смог написать текст, как у Оксимирона в этом баттле?

Ответ, думаю, вы знаете сами.

 
Источник

Музыка

Читайте также