Недавно посмотрел новый фильм из франшизы «Техасская резня бензопилой», получил довольно смешанные впечатления и хотел написать рецензию именно на него, но вдруг осознал…что мне нечего сказать об этом фильме. Кровавый ли он? Да. Герои нещадно тупят? Отчасти, но да. Этот фильм настолько стандартен для жанра слэшеров, насколько нестандартны к примеру Крик или Хижина в лесу, но с поправкой что это Нетфликс – а это значит, что все в тренде. BLM, проблема шутинга в школах, культура отмены, все это размазано по фильму, но настолько неуместно, что жуть и смотрится карикатурно (надо признать шутка, где герои угрожают отменой Кожаному Лицу, это смешно, да).
И вот вы наверное думаете, что Нетфликс опять не смог и снял средний фильм по культовой франшизе? А дело не в этом. Не в Нетфликсе, не в посредственных актерах или в чем то таком. Проблема в жанре слэшеров. А именно, что он уже давно мертв, ну или как минимум в состоянии деменции. Почему так? Об этом мы сейчас и поговорим.
Экскурс в историю становления жанра
Первые картины подобного жанра начали выходить еще в далекие 1950-1960ые, тогда на экраны вышел знаменитый фильм Альфреда Хичкока «Психо», и хоть он и не является слэшером, но определенные нотки в только рождающийся жанр он внес. Были использованы визуальные эффекты, которые киностудии сочли неприемлемыми. В числе них сцены насилия, секса и даже сцена смыва в туалете. В том же году Майкл Пауэлл выпустил свою картину «Подглядывающий», показав поджанр с точки зрения убийцы.
В начале 1970ых годов стали популярны эксплуатационные фильмы (фильмы, выпускавшиеся специально для того, чтобы заработать денег на какой либо популярной теме), заманивающие зрителей сексом и насилием на киноэкраны. И вот, в 1974 и 1977 выходят самые знаковые после Хэллоуина фильмы в жанре слэшер — «Техасская резня бензопилой» (1974), «Черное рождество» (1974) и «У холмов есть глаза» (1977)
«Черное рождество» использовало ужас как предмет для обсуждения социальных тем своего времени, включая феминизм, аборты и алкоголизм. Критики говорили про то что «Чёрное Рождество» — «кровавый, бессмысленный фильм». Однако позднее картина получила критическую переоценку и получила звание культового фильма. А «Техасская резня бензопилой» и вовсе признается многими как самый первый истинный слэшер. Но дальше было больше.
В 1978 выходит знаменитый «Хэллоуин» Джона Карпентера и тут же начинает золотой век слэшеров.
В последующие годы появилось около 100 различных фильмов в этом жанре, но основа у всех была зачастую одна — маньяк или группа маньяков, что охотится за людьми (чаще всего подростками или студентами) и убивает их в изощренной манере (более кроваво в сплэттерах). И все это щедро справлено сексом, хотя к чему я это рассказываю – Крик это более качественно сделал до меня, разложив по полочкам все основы подобных фильмов (к слову неожиданно понял, что пока искал информацию по данной теме, нашел как минимум 3 статьи на дтф по схожей тематике, эх). Несмотря на то, что большинство фильмов получили негативные отзывы, многие фильмы «Золотого века» были чрезвычайно прибыльными и оставили культовые следы в истории кино. Да и вообще, 5/10 для слэшера это как 10/10 для качественного кино, жанр позволяет.
В 1980-1990 вышли такие культовые и знаменитые картины как: Пятница, 13ое, Туман, Бугимэн, Ужасы Аммитивиля, Мой кровавый Валентин, Ночное предупреждение, Кошмар на улице Вязов.
Вплоть до 2003 года шли века Серебряный и Бронзовый — зрители потихоньку наедались данным жанром в связи с его количеством, а студии клепали продолжения как горячие пирожки, ведь так или иначе, но каждый фильм окупал свой бюджет. В эти годы я бы выделил фильмы Детские игры, Я знаю что вы сделали прошлым летом и Городские легенды, если бы не одно НО: в 1996 году выходит «Крик» Уэса Крэвена — да, от того самого режиссера, что выпускал ранее слэшеры в чистом виде, неожиданно выходит слэшер, который начинает высмеивать жанровые штампы.
Фильм играл на ностальгии по Золотому веку слэшеров, но был обращён к молодой аудитории. Были созданы персонажи, хорошо разбирающиеся в фильмах ужасов и знающих все клише жанра. Фильм продал более 22,5 миллионов билетов в Северной Америке и стал самым кассовым фильмом в жанре слэшер за всё время. Во время продвижения фильма, было решено дистанцироваться от жанра слэшер и подавали «Крик» как «новый триллер».
Далее вышел Пункт назначения, Джиперс-Криперс и Поворот не туда — и если первые два еще несли в себе оригинальные идеи, то Поворот не туда скорее запомнится фразой «Это норка», чем чем либо еще.
В начале 2000ых в жанр слэшеров врывается Майкл Бэй и начинает клепать ремейки старых картин — некоторые были вполне успешны, некоторые нет. Но в любом случае жанр начал стагнировать.
Собственно мои мысли
Многие слэшеры я не застал (родился собственно только в год выпуска Крика), многие не хочется смотреть, так как не проходят проверку временем (те же Кошмары, Пятницы, Хэллоуины сейчас смотрятся довольно глупо и смешно — тем не менее я их посмотрел, но чтобы пересматривать, о, нет), но и ремейки зачастую вызывают пренебрежение. Слишком уж все эти фильмы похожи друг на друга. Вот и остается восхищаться пародийными слэшерами (Крик, Убойные каникулы, Хижина в лесу), да изредка находить самородки навроде Ужасающего.