История, которая не может быть ни каноном, ни фильмом Питера Джексона.
Приквел «Властелина колец» стартовал всего два дня назад, но вокруг него уже множество скандалов. Как среди зрителей, так и среди критиков появляются полярные отзывы: от восторгов (чаще связанных с продакшеном) до полного разноса.
Первые эпизоды уже поставили рекорд на Amazon Prime Video — в день премьеры сериал посмотрело около 25 миллионов зрителей. При этом сервис уже отключил дизлайки и вычищает негативные отзывы на IMDb из-за наплыва недовольных.
Такая радикальность мнений вполне ожидаема. Про «Кольца власти» говорили годами, озвучивая астрономический бюджет, и зрители уже заранее представили себе грандиозную экранизацию текстов Толкина.
Но сериал изначально и не мог быть каноничным. Поэтому уже после появления первых трейлеров многие заранее осудили проект, а первые серии только подтвердили недовольства.
Писать какой-то обзор сериала сейчас уже нет смысла. Я просто постарался сформулировать для себя и других, почему «Кольца власти» изначально обречены на то, что их будут ругать. Но это не делает сам сериал плохим.
История, которой запретили быть каноном
Это, пожалуй, самый необычный пункт, с него и начну. Многие, разумеется, ругают «Кольца власти» за то, что они не соответствуют событиям «Сильмариллиона» и других текстов Толкина.
Но ирония в том, что авторам, фактически, запрещено им следовать. Создатели сериала не смогли выкупить права на «Сильмариллион», «Неоконченные предания Нуменора и Средиземья» и «Историю Средиземья». Они не имеют права упоминать практически ничего о Первой эпохе.
Основу сюжета взяли из разных флэшбеков и отсылок из «Властелина колец». Например, глав «Тени прошлого» и «Совет у Элронда», баллады «Падение Гил-Галада». А уже запланировано аж пять сезонов сериала. То есть авторы должны создать многочасовую историю, которая, с одной стороны, не будет противоречить «Властелину колец», с другой, не должна следовать «Сильмариллиону», иначе их засудят.
Поэтому подавляющая часть сюжета — выдумка сценаристов. Здесь есть основные персонажи: Галадриэль, Элронд, кузнец Келебримбор, Саурон и прочие. Но их взаимоотношения и основную часть приключений придумывают с нуля.
Меня это не смущает: я читал «Властелина колец» много лет назад, а «Сильмариллион» не читал вовсе — знаю только общие детали. Так что мне достаточно, чтобы сериал не противоречил фильмам. Но те, кто ждал именно каноничную историю Толкина, должны заранее смириться — этого не будет.
Персонажи, которые должны быть странными
Пока что больше всего времени уделяют эльфам. Это логично, ведь именно они влияют на будущее Средиземья. Галадриэль выслеживает Саурона, а Элронд и Келебримбор создают кольца.
Но из-за этого сериал отчасти сложновато смотреть. Во «Властелине колец» Джексона именно жизнь эльфов показывали не слишком много. И эти сдержанные, пафосные и немного «не от мира сего» персонажи отлично контрастировали с живыми и эмоциональными хоббитами, людьми и гномами.
Здесь же много сцен именно про эльфов. И они всё такие же странные и необычные. Отчасти в этом их прелесть — создатели сериала как специально подбирали актёров с нестандартной внешностью. Наиболее «простая» как раз Галадриэль, которая и эмоционально отличается от сородичей.
Но в этом же и минус — эльфы медлительные и спокойные, они часто просто стоят и разговаривают. Ну а куда спешить существам, живущим чуть ли не вечно? Однако обилие таких сцен делает их линию совсем уж «ползучей». Тем более, что с диалогами пока что всё очень плохо. Эльфы говорят поговорками и бессмысленными фразами, которые должны звучать красиво, но не звучат.
И поэтому сериал расцветает когда появляются харфуты (или мохноноги, как хотите), гномы, люди. Чувствуется, что они живут намного «быстрее», проявляют больше эмоций, смешат и друг друга, и зрителей. Их линии как раз разбавляют основной сюжет, чтобы было не так скучно.
Здесь, видимо, нужно что-то сказать о расовом разнообразии в сериале. Но толком говорить и нечего. На самом деле пока что на хоть сколько-то важных ролях всего три темнокожих актёра (из нескольких десятков). Софиа Номвете, играющая жену Дурина, появляется в чисто комедийной роли и отлично вписывается в атмосферу. Ленни Генри в образе старейшины мохноногов вообще мало влияет на сюжет.
Остаётся лишь Исмаэль Крус Кордова в роли эльфа Арондира. Говорите что хотите, но в таком выборе есть своя ирония. Его персонаж влюблён в женщину из расы людей, что не одобряют ни его, ни её сородичи. Ну почему бы в истории запретной любви не сделать героев ещё и с разным цветом кожи — неплохая параллель с проблемами реального мира.
Ну, а кто не может принять такой выбор, что ж, смотрите предыдущий подзаголовок.
Это не фильм-путешествие
Что «Властелин колец», что «Хоббит» — очень простые истории. Да, в первом много сюжетных линий и персонажей, красиво и сложно прописан мир. Но, по сути, это фильм-путешествие (если говорить об экранизациях). Все герои идут из точки А в точку Б, сталкиваясь по дороге со всевозможными трудностями.
Такие истории очень легко сделать захватывающими и динамичными, в их основе — движение. А вот «Кольца власти» принципиально иные. Здесь разве что Галадриэль куда-то постоянно идёт.
Сериал знакомит сразу со всем миром Средиземья, здесь четыре сюжетные линии, и все разные. Красота в том, что они отличаются даже по жанру, хоть и остаются приключенческим фэнтези. В истории Элронда много политики, в линии Арондира — романтика, Нори, видимо, будет отвечать за комедию.
Но и такой подход наверняка многих напряжёт. Действие кажется слишком разрозненным, и получается, что каждый сюжет будет развиваться медленно. Вот только если задаться вопросом, как было бы сделать лучше, ответа не найти. Ведь если посвящать целые эпизоды одной истории, то за месяц зрители просто забудут об остальных.
Отличное качество, которое трудно увидеть
Точнее всех об эмоциях от просмотра «Колец власти» написал журналист The Hollywood Reporter. На премьере в кинотеатре его поразило сочетание графики, практических эффектов и саундтрека.
А при повторном просмотре дома стало заметно, что диалоги слишком затянуты, а отдельные сцены пересвечены и выглядят неестественно.
Чего скрывать, у значительной части зрителей нет ни 4К-телевизоров, ни хороших проекторов с качественным звуком, а в кино «Кольца власти» не показывают. Поэтому они скорее будут относиться ко второй категории.
Получается странная ситуация, когда вложения авторов оценит далеко на вся аудитория. Хуже было только с «Гемини», который сняли в 4К с частотой 120 кадров в секунду, а потом оказалось, что такие кинотеатры есть лишь в Китае.
Но если всё-таки удастся включить сериал на большом экране, отдельные сцены просто поразят. Здесь прекрасные съёмки на натуре и множество мелких деталей в каждом кадре: растения, узоры, надписи.
Да, провалы в постановке и графике есть — меня очень смутили сцены «в море», где фон как-то очень уж бросается в глаза. Но потом сцена меняется, и о недостатках забываешь, рассматривая очередную крутую декорацию.
Есть, конечно, и те, кто говорит, что весь визуальный ряд в сериале плох, а графика — и вовсе ужасна. Честно говоря, мне в эти моменты вспоминается релиз первого ролика по «Кольцам власти», когда показали заголовок сериала. Тогда тоже многие говорили, что CGI получился совершенно нереалистичный. А потом оказалось, что в кадре не было никакой графики. Как сказала одна моя знакомая: «Мы дожили до момента, когда для некоторых сама жизнь стала недостаточно правдоподобной».
Так что же получается, почему «Кольца власти» изначально обречены на критику? Давайте разберёмся. Фанаты Толкина и просто ценители канонов ждали от сериала пересказа «Сильмариллиона» и прочих важных текстов — а их здесь нет и быть не может.
Те, кто любит фильмы Питера Джексона, хотели увидеть нечто похожее. Но сериал не может и не должен быть путешествием. Он даже не совсем про противостояние добра и зла. То есть совсем другой темп повествования и атмосфера.
А дороговизну и качество «Колец власти» увидеть непросто, на обычном мониторе и телевизоре потеряется половина «манишотов», и он будет выглядеть просто чуть лучше, чем другие дорогие фэнтезийные сериалы.
Но всё же, если брать его как отдельное произведение, которое просто существует в мире «Властелина колец» (скорее экранного, чем книжного), это просто… очень неплохой сериал. Который умудряется быстро, но без хаоса знакомить с необычным миром и десятком персонажей, который показывает разных необычных героев и даёт каждому из них свою интересную линию.
Сообщество развивается при поддержке «Кинопоиска»