Почему сделка Microsoft и EA почти невозможна в текущих реалиях

Теория об объединении Xbox и крупного издательства звучит убедительно только на первый взгляд.

Почему об этом вообще заговорили

Информация об интересе Microsoft к покупке EA появилась в большом аналитическом материале Polygon. Издание не стало акцентировать на этой детали внимание. Однако инсайд оказался единственной новой информацией в тексте, поэтому конкурирующие СМИ вынесли его в заголовки.

«Новость» о возможной покупке EA быстро разошлась в соцсетях. Она стала благодатной почвой для дискуссий, ведь, на первый взгляд, в подобной сделке есть смысл.

В начале прошлого поколения консолей Microsoft и Electronic Arts были полноценными партнёрами. Первая часть Mass Effect вышла на Xbox 360 и только спустя несколько месяцев появилась на ПК.

Кроме того, две компании совместно продвигали спортивную линейку EA. Бренды Xbox и FIFA были настолько тесно связаны в сознании пользователей, что можно было даже забыть, что игры серии выходили и на PS3.

И несмотря на то, что Xbox резко потеряла своё влияние на рынке, аудитория консоли до сих пор тесно пересекается с аудиторией EA.

Обсуждения подогрели и недавние слова Фила Спенсера о том, что Microsoft собирается вложить большие деньги в разработку собственных игр. И более 130 миллиардов долларов на счетах компании позволяют ей думать о приобретении даже «крупных рыб» уровня EA, чья рыночная капитализация составляет 35 миллиардов долларов.

При помощи Electronic Arts подразделение Xbox могло бы разом заполучить множество студий, чью деятельность можно направить на создание эксклюзивов.

Более того, компании могли бы объединить EA Access и Xbox Game Pass в одну подписку — недоступную на PlayStation 4. А Microsoft получила бы в своё распоряжение Origin — цифровой магазин на ПК, чья репутация среди геймеров намного лучше таковой у Windows Store.

В то же время у самой EA есть проблемы. 2017 год показал, что за пределами Battlefield и своей спортивной линейки компания так и не научилась создавать и поддерживать успешные франшизы.

Список неудач издателя всё длиннее — чего стоят только продолжения Mirror’s Edge, Need for Speed и Mass Effect. Battlefront II разошлась внушительным тиражом в 9 миллионов копий, но это всё равно в полтора раза меньше, чем у первой части. Кроме того, EA потеряла всю выручку с микротранзакций, так как их пришлось отключить со дня релиза.

А 2018-й у EA, похоже, будет ещё хуже — на весну запланированы только инди (Fe, A Way Out), Anthem «переехала» на 2019-й, а осенью за всех будет отдуваться следующая часть Battlefield.

Главный источник стабильности для Electronic Arts — спортивные симуляторы.

Почему шансов на сделку Microsoft с EA почти нет

Как ни странно, отчёт Polygon вполне правдоподобен. Но это мало что значит. Редактор Kotaku Джейсон Шрейер отметил, что все большие компании, имеющие в запасе миллиарды долларов, постоянно ищут, кого бы купить. С таким же успехом Microsoft могла присматриваться и к Ubisoft, но это не значит, что такая сделка была бы возможна в принципе.

Аналитик Майкл Пактер обратил внимание и на другой фактор: EA сейчас зарабатывает больше денег с PlayStation, чем с Xbox. Поэтому после превращения в «кузницу эксклюзивов» издательство бы потеряло солидную часть прибыли. Это значит, что Microsoft резко понизила бы стоимость компании, которую только что купила. С точки зрения бизнеса в этом нет никакого смысла.

Да, Microsoft могла бы позволить EA продолжать выпускать игры для PlayStation, но зачем тогда Xbox вообще приобретать именно это издательство? Ведь цель Фила Спенсера — больше игр, которые не выходят на консоли Sony.

У EA есть и другая важная особенность — почти вся работа издательства завязана на использовании лицензий. Disney и FIFA важно, чтобы их игры выходили на максимальном количестве платформ и увеличивали узнаваемость бренда.

В конце концов, покупка EA — это слишком масштабно даже для Microsoft. На слухах о потенциальной сделке акции издательства наверняка бы сильно подорожали, так что даже о 35 миллиардах долларов речи не идёт. Сумма была бы намного больше.

Да и сделка не привела бы к сиюминутному решению проблем Microsoft. Что действительно нужно Xbox, так это большие независимые студии, способные производить игры AAA-класса.

Кого Microsoft действительно стоит купить

Блогеры и СМИ начали обсуждать сделку с EA как самую вероятную из трёх упомянутых в статье Polygon, однако на самом деле Valve — куда более подходящий вариант. Это было бы удобно даже с точки зрения организации, ведь обе компании расположены в Сиэтле.

Кроме того, покупка Valve помогла бы Microsoft взять под контроль ПК как игровую платформу, а также получить в своё распоряжение множество громких франшиз, включая Half-Life, Portal и Left 4 Dead.

Однако все эти рассуждения разбиваются о позицию Гейба Ньюэлла, который не раз говорил о том, как ценит независимость своей компании. Да и Valve при её нынешней структуре — не лучшее место для разработки игр.

Microsoft вряд ли сможет купить не только EA, но и любое другое крупное издательство. Take-Two и Activision — это слишком дорого, а Bethesda находится в распоряжении ZeniMax. Ubisoft на текущий момент купить почти почти нереально — компания доказывает это, избегая поглощения Vivendi. Сделка со Square Enix тоже маловероятна — влияние в Японии у Xbox почти нулевое.

Лучший вариант для Microsoft — это студии вроде IO Interactive, Remedy или Klei, а также небольшие издатели вроде Starbreeze. Разработчики Hitman после расставания со Square Enix наверняка нуждаются в поддержке, а у Starbreeze как раз наметились финансовые проблемы из-за провала Raid: World War II. При этом у компании в обойме два громких проекта — Payday 3 и Overkill’s The Walking Dead.

Судя по недавней сделке EA и Respawn, Microsoft может купить себе первостатейную студию за 500 миллионов долларов, и это куда более реалистично, чем многомиллиардное поглощение.

Что в итоге

Трудно понять, как Microsoft загнала себя в текущую ситуацию, но если она хочет сохранить влияние на игровом рынке, ей нужно действовать как можно быстрее. Даже если она сейчас купит крупное издательство или большую студию, эффект от сделки мы увидим только к началу следующего консольного цикла.

Чтобы исправить ситуацию в текущем поколении, Microsoft нужны почти готовые игры, а у них, само собой, есть владельцы. Если судить по PUBG, то в ближайшие 2-3 года компания может вновь вернуться к временной эксклюзивности. Но теперь её достигнуть будет ещё сложнее, чем в эпоху Tomb Raider. Чем больше у Sony проданных консолей, тем меньше у разработчиков желания её игнорировать.

С другой стороны, образ Microsoft, бегающей за крупными разработчиками с чековой книжкой, в целом может быть ошибочным. Мы точно не знаем, насколько для компании в принципе важно игровое подразделение. Да, Фил Спенсер чётко дал понять, что Microsoft снова готова вкладывать много денег в создание игр, но многомиллиардное поглощение — это уже слишком. Развлекательный бизнес всё ещё важен для компании, но не настолько, чтобы спускать на него добрую часть своих накоплений.


 
Источник: DTF

Читайте также