Приобретение компанией Disney части медиахолдинга 21th Century Fox — событие эпохальное, способное значительно изменить индустрию развлечений, поэтому в нем стоит разобраться подробнее. Все говорят о самом очевидном последствии — Marvel получает в свою киновселенную «Людей Икс», «Фантастическую Четверку» и «Дэдпула», но на самом деле — это лишь крошки со стола. Суть сделки для обоих компаний вовсе не в этом.
Для начала уточним детали сделки:
- Она еще не завершена. Ее должно одобрить министерство юстиции, убедившись, что слияние не приведет к критическому снижению конкуренции на рынке. Когда две из шести крупнейших кинокомпаний объединяются — это не может не сказаться на балансе сил. Проверка займет от года до полутора и не факт, что сделку не запретят, такое случается. Disney не «купила весь Fox». Медиахолдинг 21th Century Fox состоял из множества подразделений, «Мышиному дому» он отдает лишь часть. У него остаются каналы Fox News, Fox Business Network, Fox Sports (1 и 2), Fox Broadcasting Company, Fox Television Stations и ряда других. Нам со стороны может показаться, что именно киностудия — самый крупный и прибыльный актив холдинга, но это не так. 21th Century Fox всегда концентрировался прежде всего на новостях и спорте, именно они приносят ему основной доход в миллиарды долларов, киностудия же и ее прибыль меркнут в сравнении. Именно на новостях и спорте теперь и сосредоточится медиахолдинг, который соберет оставшиеся активы в новую формацию. Покупает Disney не только кино- и телеподразделения студии 20th Century Fox (тут 20-й век, в названии всего медиахолдинга же — 21-й, чтобы вы не путались), но еще и кабельные каналы FX Networks, Fox Sports Regional Networks (региональные спортивные каналы); Fox Networks Group; индийский канала Star India, а также доли в National Geographic и стриминговом сервисе Hulu. Никаких мешков с деньгами не было. 52.4 миллиарда долларов Disney платит не живыми деньгами, а своими акциями. Disney были не единственными претендентами на приобретение Fox, другими были Sony, Verizon и Comcast (кабельный конгломерат, владеющий Universal Pictures, Focus Features (оскаровские драмы и инди-фильмы: «Темные времена», «Леди Берд», «Призрачная нить»), DreamWorks Animation («Шрек», «Как приручить дракона»), Illumination Entertainment («Миньоны»)). Причем предложение Comcast было более щедрым, но так как сделка касается акций покупателя, Fox должны были выбрать компанию, в чей успех и выход на новый уровень верят больше. И, по их мнению, это Disney.
Причем тут стримиговые сервисы?
При всем. Именно это — фокус данной сделки. Она совершается в свете тренда, в который верят данные компании. Мы входим в эру Netflix, где кинотеатры отмирают, а крупные блокбастеры выходят сразу в сети. И теперь это уже не испуганные причитания кинокритиков или отдельных кинематографистов, а прогноз бизнесменов, на который они готовы поставить 52 миллиарда долларов. И отдать их за то, чтобы «Эра Netflix» превратилась в «Эру стриминговых сервисов», то есть откусить свой кусок пирога.
Именно поэтому сделка вообще имела место, Fox посмотрели в будущее и поняли, что успешно конкурировать на новом поле они вряд ли смогут и лучше выйти из игры, пока из этого еще можно извлечь выгоду.
Именно поэтому ключевыми в сделке являются вовсе не права на героев Marvel, а те малозаметные 30% акций Hulu (конкурента Netflix), которые Disney добавляет к своим собственным 30% и получает контрольный пакет в 60%. Вот у «Мышиного дома» и свой стриминговый сервис. Впрочем, одной площадкой они ограничиваться не собираются, запуская спортивный и семейный сервисы, подписка на которые будет, по их словам, значительно дешевле таковой у Netflix.
Вторым ключевым приобретением является бэккаталог киностудии и телеканалов. Disney нужно чем-то забивать свой сервис, чтобы конкурировать с остальными площадками. Их классических мультфильмов, «Звездных войн» и киновселенной Marvel будет недостаточно (часть их контента сейчас доступно на Netflix, но очень скоро они его оттуда заберут). Именно поэтому им очень пригодится богатая фильмотека Fox, накопившаяся за 103 года (20th Century Fox была создана в 1935 году из Fox Film, существовавшей с 1915 года, и 20th Century Pictures).
Что входит в этот богатый бэккаталог?
Такие мелочи как «Титаник» и «Аватар», вместе со всеми его четырьмя сиквелами в производстве, плюс франшизы «Чужой», «Хищник», «Крепкий орешек» и «Один дома». Так же из заметных картин Disney получает:
- «Kingsman» «День независимости» «Бойцовский клуб» «Исчезнувшая» «Марсианин» «Форма воды» «Выживший» «Жизнь Пи» «Изгой» «Пляж» «Особое мнение» «Страсти Христовы» «Заложница» «Ночь в музее»
Из мультфильмов:
- «Ледниковый период» «Семейка Крудс» «Рио» «Элвин и бурундуки» «Симпсоны в кино» «Роботы» «Бесподобный мистер Фокс»
Из сериалов:
- «Американская семейка» «Одаренные» «Легион» «Американцы» «В Филадельфии всегда солнечно» «24» «Баффи» «Щит»
Из мультсериалов (вау, джекпот прямо):
- «Симпсоны» «Футурама» «Гриффины» «Американский папаша» «Закусочная Боба» «Царь горы»
Это, естественно, далеко не полные списки, лишь самые заметные проекты для общего впечатления. С некоторыми фильмами все не до конца ясно, так как Fox занимался лишь их дистрибуцией, поэтому неизвестно, позволит ли это Disney разместить их в «своем Netflix с лото и принцессами». Ту же «Кунг-фу панду 3», например.
Еще забавная деталь, которой в США посвящали отдельные статьи — Disney получает один примечательный фильм с этой сделкой, первые «Звездные войны», часть прав на который были до сих пор у Fox. А это значит, что Disney может обрадовать фанатов выпуском на дисках или на тех же пресловутых стриминговых сервисах оригинальной театральной версии картины — без правок Лукаса! Без дорисованных в кадр компьютерных монстров и так далее.
А еще — Disney, наконец, сможет вставить фанфары Fox в свои фильмы про далекую-далекую галактику, которые звучали в «Новой надежде» перед ползущим по космосу текстом и стартом заглавной музыкальной темы.
Эта вроде микроскопическая деталь сводила фанатов с ума — Ульямс даже писал свою тему в созвучии с этими фанфарами, и тишина на их месте в новых картинах Disney не давала покоя многим поклонникам «ЗВ». Теперь у Disney есть возможность исправить это недоразумение.
Чего ждать от «Эры Netflix?
Если мы действительно придем к тому, что кинотеатры превратятся в магринальное развлечение, а большинство зрителей будут смотреть фильмы дома по подписке, это меняет ландшафт развлечений кардинально.
Во-первых, как я уже говорил, меня беспокоят бюджеты. Скорее всего, выпускать блокбастеры за 100-200 миллионов и тратить столько же на их продвижение будет уже не так выгодно. Когда зритель платит за дорогой билет в 3D или IMAX на конкретный фильм — это одно. Когда он отдает пару долларов или даже те же 8 в месяц, но за доступ ко всей библиотеке — уже другое. Что лучше, снять один фильм за 400 миллионов или десяток по 40, закидывая более широкую сеть?
Ясно, что блокбастеры останутся, любой сети нужны киты, которые ее рекламируют, которые можно продвигать на узнаваемых образах, но раздутые бюджеты, скорее всего, уменьшатся. Возможно, это и к лучшему. Чем больше бюджет, тем больше паники и ответственности, больше вмешательство студии в творческий процесс — чем это заканчивается, мы уже видели на многих примерах фильмов DC.
Где-то между сотнями миллионов и микробюджетом лежит золотая середина, когда денег хватает на нормальные эффекты и съемки на локации, но продюсеры не сидят на шее режиссеров и сценаристов, нервно жуя их челки. Мы уже видели выход на такой симбиоз в формате сериалов, где вроде и качество продакшена почти киношное, но и свобода творчества и экспериментов, доверие к зрителю — все на высоком уровне.
Но есть еще один аспект — сколько будет этих «Нетфликсов»? Контент, который нам интересен неизбежно рассредоточится по десяткам площадок, каждая из которых требует свою месячную подписку.
Пусть даже это пара долларов, но, если пытаться скупить все, они превращаются в десятки. Ясно, что средний потребитель не захочет тянуть больше двух-трех подписок, да и разбираться во всем этом многообразии сервисов и их каталогов — тоже. А разбираться придется, это, скорее всего, станет той еще головной болью.
Монополия — это плохо, но и перенасыщение рынка десятками предложений — тоже. Сейчас мы можем ходить в один и тот же кинотеатр на фильмы всех студий и платить одни и те же деньги за любое кино, неразберихи минимум. Скоро, похоже, нам придется часами думать о том, какие подписки нам нужны, а затем копаться в каталогах этих площадок, чтобы выбрать что-то еще для просмотра — нужно же оправдывать потраченные деньги, не ради пары фильмов же мы купили этот доступ.
Что все-таки с супергероикой?
Marvel должны торжествовать. Практически все права на собственных героев, которые они распродавали подешевке в девяностых, чтобы спастись от банкротства, вернулись домой. Сорвиголова, Каратель, Блейд и Призрачный Гонщик приползли сами — истек срок контракта, и по ним не захотели даже пробовать что-то снова снимать, чтобы его продлить. Sony отчаялась и поделилась-таки правами на Паука, а теперь и самое многочисленное скопище блудных детей вернулись к студии.
Да, Паук все еще у Sony, и они могут в любой момент взбрыкнуть и забрать его обратно. Да, часть прибыли с сольных фильмов про Халка придется отдавать Universal, поэтому их вряд ли захотят снимать. Намор все еще остается в некой странной полупозиции с Universal, но на этом все. В общем и целом, все герои Marvel теперь есть у Marvel, и они могут реализовывать любые сюжеты из комиксов. Хоть «Мстителей против Людей икс». Будут ли — другой вопрос.
Для Marvel Сomics это тоже многое меняет. Годами они оттирали в сторону «Людей Икс» и прочих героев, права на фильмы о которых — не у них. Мол, зачем продвигать героев, если не ты на них потом зарабатываешь?
Именно поэтому они многократно пытались заменить утерянных персонажей новыми, аналогичными по концепту. Например, «Нелюди» должны были стать новыми «Людьми Икс», вот только так и не стали. Их недавняя адаптация в виде сериала тоже никому особо не сдалась. Все же многолетнюю историю и десятки всем знакомых ярких персонажей не заменишь за один день и даже за пару лет. Но теперь все изменилось — права возвращаются, а значит и в комиксах Люди Икс теперь смогут вернуть себе заслуженную долю внимания.
А что произойдет с кинофраншизами?
Это пока самый острый и интересный вопрос, но четкого ответа на него нет. Пока неясно, что именно Disney собирается делать с новыми франшизами — устраивать им всем ребут и интегрировать в киновселенную Marvel уже с новыми актерами, интегрировать со старыми актерами (просто сливать вселенные, присоединяя к своей и старые супергеройские фильмы Fox — задним числом), или же вообще пока не трогать и позволить студии 20th century Fox и дальше выпускать картины в своей отдельной вселенной, иногда забирая у них героев на регулярный кроссовер в формате «Мстителей» или «Гражданки» («Первый мститель: Противостояние»).
Ведь нужно помнить, что студию 20th century Fox никто не распускает — да, там явно будут перестановки и сокращения, реструктуризация и прочее, но она, скорее всего, продолжит свою работу, просто под другим руководством. И они вполне и дальше могут заниматься своей вселенной по комиксам Marvel — пусть и под чутким надзором, но продолжая выпускать свои 2-3 фильма в год в дополнение к тем, что Marvel Studios клепает самостоятельно.
На данный момент у нас есть лишь слова Боба Айгера, главы Disney, о том, что они не собираются менять «Дэдпулу» рейтинг, превращая его в кастрированный семейный вариант. Disney понимают, что так он работать не будет.
Это радует, потому что многие испугались подобного перехода. Disney всегда были компанией, ориентированной на семейные развлечения, матершина и кровяка — это не про них. Но не стоит забывать, что они все же выпускали продукты с рейтингом R — просто не под своим лого, а через дочерние компании. То есть они не против контента для взрослых самого по себе, если он четко позиционируется как таковой и не смешивается с их семейными фильмами, что Айгер еще раз и доказал своими словами.
И все же, чем-то тревожным от сделки веет. Мы только что получили от Fox три прекрасных взрослых и смелых проекта по супергероям: «Дэдпул», «Логан» и сериал «Легион». Их всех объединяет готовность к экспериментам, доверие студии своим творческим коллективам и доверие к зрителю. А также — успех у аудитории и критиков. Рядом с ними якобы экспериментальный «Тор: Рагнарек» смотрится откровенно нелепо. Там видно, что Тайке Вайтити никто так и не дал полного контроля и от его видения остались лишь редкие вкрапления, а костяк сюжета и схема — все еще шаблонные «Марвеловские».
Если они перенесут такое недоверие, жесткий студийный контроль и страсть к железобетонным шаблонам на проекты Fox, мы явно потеряем в разнообразии.
Можно бояться того, что Disney закроют все существующие версии «Людей Икс» и прочих героев, чтобы вставить их в свою вселенную с новыми актерами (как они сделали с Пауком), в этом случае мы получим и меньше разнообразия («Люди икс» будут сделаны по той же схеме Marvel и сольются с общей массой), и меньше фильмов в год, потому что по 5 картин Marvel вряд ли сможет, да и захочет выпускать.
А можно бояться и того, что Disney позволит Fox продолжать свои франшизы, но так их задавит пристальным контролем, что творческая свобода, позволившая создать «Логана» и «Легион», перестанет существовать, а с ней — и подобные уникальные жемчужины. Если при этом DC окончательно сдастся, то в жанре комикс-муви останется один всемогущий Marvel и его одинаковые фильмы без драмы.
Чтобы добавить чуть позитива, вспомним, что Хью Джекман и Дженнифер Лоуренс оба заявляли о том, что хотят покончить с Росомахой и Мистик, но возможность кроссовера с киновселенной Marvel может изменить их мнение. Лоуренс, например, хотела прокатиться с Прэттом на его корабле «Милано». Вдруг, они и впрямь вернутся, когда «Людей Икс» интегрируют в MCU. Хотя я бы больше обрадовался возвращению Ребекки Ромейн в роли Мистик, чем Лоуренс.
Кстати, вы еще помните по ком больше всего скучала студия Marvel и кого выпрашивала «на погонять» у Fox (а они отказали)? Галактуса. Marvel нужны ее злодеи, особенно учитывая, что Танос скоро кончится, а Локи уже заездили. Новые злодеи выходят и того хуже, поэтому возвращение в обойму Галактуса, Доктора Дума, Магнето, Синистера и прочих не может их не радовать.
Cделка вступит в свои права лишь после одобрения министерства юстиции (через год-полтора), юридически Disney не имеет в данный момент никакого влияния на Fox, но странно предполагать, что заключенное соглашение никак не повлияет на решения Fox. Они должны хоть как-то перестроиться и подготовиться к возможному слиянию, учитывать его.
В данный момент у Fox находятся в производстве 4 ленты по комиксам: «Дэдпул 2», «Новые мутанты», «Темный Феникс» и «Гамбит». Еще две ленты заявлены в планах: «Сила Икс» (Х-Force) и сольный фильм Китти Прайд (некоторые предполагают, что именно она может слить киновселенные лично — как до этого отправляла Росомаху в прошлое). На днях даты выхода трех из этих фильмов изменились.
«Дэдпула 2» перенесли на 2 недели вперед (с 1 июня 2018 года на 18 мая) — он выходит за неделю до «Хана Соло» (это даты мировых премьер, с российскими еще неясно). Либо Fox решили, что лучше отстреляться первыми, а не вклиниваться в прокат традиционно долгоиграющих «Звездных войн», либо в студии из-за сделки уже есть какая-то инсайдерская информация от Disney и они знают, что «Соло» с этой даты скоро переедет. Например, на очередные пересъемки.
А вот «Новые мутанты» отложены аж на 10 месяцев (переезжая с 13 апреля 2018 года на 22 февраля 2019 года). По слухам, картину отправляют на досъемки, чтобы увеличить уклон в сторону ужастика — что-то не понравилось студии в реакции тестовой аудитории.
«Гамбит» тоже задержится — почти на 5 месяцев — и выйдет не 14 февраля 2019 года, а 7 июня 2019 года. Это проклятый проект и все эти сдвиги были объявлены вместе с новостью о том, что он лишился режиссера. Опять. Третьего по счету. Руперт Уайатт («Восстание планеты обезьян» 2011) был первым, Даг Лайман («Грань будущего») — вторым, Гор Вербински («Пираты Карибского моря», «Лекарство от здоровья») — третьим. Бедному Татуму никак не примерить на себя роль любимого икс-мена.
И только «Люди Икс: Темный Феникс» остался на месте — он все еще выходит 31 октября в мире и 1 ноября у нас.
Связаны ли эти сдвиги со сделкой — неясно, но у всех проектов явно был ряд внутренних причин для подобного решения.
Напомню, что трилогия приквелов «Людей Икс» завершилась с «Апокалипсисом», в нем представили новое поколение героев, которое и должно встать у руля в «Темном Фениксе», стартующим новую трилогию (из-за изменений во временном континууме, по сути заменяющую собой оригинальную трилогию Сингера-Рэтнера). Что станет с этой трилогией теперь — неизвестно.
В Википедии упоминается цитата Айгера о том, что «Темный Феникс» станет последним фильмом Fox о «Людях Икс», после чего их интегрируют в киновселенную Marvel, но упоминается с оговоркой, что цитату стерли из оригинальной новости сайта Deadline. Не то она неподтвержденная, не то и вовсе выдуманная. И все же, это может в итоге оказаться правдой.
Что вы думаете по поводу сделки — радуетесь или тревожитесь? И какое развитие событий предполагаете в вопросе интеграции этих персонажей в MCU?
Источник