Почему никто не боится Графа Дракулы?

Краткая история готики в кино. С картинками!

Для тех, кто спешит — тут видео. Текст ниже.

В 17 веке слово «готика» было бранным. Для интеллектуальной элиты того времени «готический» означало «допотопный» и «варварский». Такая характеристика не удивляет. Люди тогда считали себя продвинутыми, а стиль готики обращался к Средневековью и лишний раз напоминал о еще недавно царившем мракобесии. Обращение к религиозным сюжетам и оккультизму для светского человека эпохи Ренессанса считалось дурным вкусом и пережитком прошлого.

В конце 18 века с приходом романтизма мнение о готике в обществе меняется. Большое внимание уделяется внутреннему миру человека, творческому мышлению. Мистицизм вновь популярен. Теперь обращение к готике — это попытка связаться с потусторонним миром.

В это же время появляются первые готические романы. В 1764 году выходит роман Горация Уолполла «Замок Отранто». Готическая литература дарит читателю чувство страха перед неизведанным и дает начало жанру ужасов. Со временем жанр трансформируется, появляются отдельные категории, а Джейн Эйр пишет сатиру на роман ужаса. Но интерес к таинственному по-прежнему силен. Мы сами с детства руководствуемся правилом «страшно, но интересно» и заглядываем к нашим монстрам под кровать. Именно интерес к тайне долгое был залогом популярности жанра готики.

В 1922 году выходит первое готическое кино – «Носферату» Фридриха Мурнау. Тогда образ древнего существа, пьющего человеческую кровь, казался пугающим. Однако, сегодня мы скорее посмеемся, увидев подобного персонажа в кино. Но что изменилось за сто лет? Почему мы больше не боимся графа Дракулы?

Символы

Если в длинный плащ укрывается бледная фигура с длинными зубами, дамы ходят в черных викторианских платьях, где-то рядом виднеется серебряный крест, а у гроба вьет паутину большой паук, то скорее всего вы смотрите готическое кино. Эти символы помогают создать мрачную таинственную атмосферу и погрузить в нее зрителя. В черно-белом кино символы выделяются контрастом цветов, а в более современных фильмах делают акцент на несовместимости вещей старого и нового мира.

Место действия

Важную роль играет место действия. В «Носферату» показан замок графа Орлока. Мрачный и таинственный, он стоит посреди леса. В нем есть башня с единственным окном, двери открываются сами по себе, а часы со скелетом будто отсчитывают время, которое осталось у протагониста. Вся обстановка говорит о сверхъестественной натуре его обитателя.

Теперь взглянем на жилище главного героя из фильма Тима Бертона «Эдвард Руки-ножницы». Тут тоже замок, но вместо темноты яркое солнце, а дремучий лес заменяют необычные клумбы. Хозяин превращает кусты в причудливые фигуры. Здесь окружение намекает на творческую натуру главного героя. Теперь заброшенный замок уже не пугает, а говорит об одиночестве его обитателя.

Герой-проводник

В готическом кино всегда есть проводник, вместе с которым мы узнаем о сверхъестественном. Такой персонаж выполняет несколько функций. Первая — познакомить зрителя с миром фильма и раскрыть тайну антагониста. В фильме Дарио Ардженто «Суспириа» Сюзи Бэннион приезжает учиться в балетную школу. Там пропадают студенты, животные ведут себя странно, но учителя ничего не предпринимают. По легенде, школа проклята. Сюзи не верит в мистику и пытается найти рациональное объяснение пропаже учеников. В попытках добиться правды девушка узнает, что академия основана ведьмой, а директор и учителя по-прежнему занимаются колдовством. Они пытаются избавиться от героини, но ей удается убить их предводительницу, после чего школа рушится.

Вторая функция проводника — изменить представление зрителя о чудовищах. Дину Корсо из фильма Романа Полански «Девятые врата» Дьявол в женском обличии помогает расшифровать гравюры. А Виктор Франкенштейн воскрешает верного друга и защищает его перед жителями города.

Даже в «Сумерках» можно найти элементы готического жанра. Белла Свон в первой части — каноничный проводник. Ее герой вводит зрителя в мир сверхъестественного. Сцена, где Белла читает о вампирах — наглядный пример нагнетания обстановки. Поведение Эдварда Каллена сопоставляется с образами других чудовищ, мрачные картинки передают страх девушки.

Образ чудовища

В отличие от проводника, образ которого за сто лет изменился несущественно, чудовища в готическом кино заметно эволюционировали. Вот перед нами Монстр из «Франкенштейна» Джеймса Уэла. Его внешность обезображена, а поведение не осмысленное. Мы не знаем, чего ожидать от такого существа. Оно вызывает ужас.

А теперь вспомним Клэр из «Дома странных детей» Тима Бертона.У маленькой девочки огромный рот на затылке, но это не пугает зрителя. Напротив, девочка кажется невероятно милой. Клэр ведет себя безобидно и даже стесняется своей особенности.

Происходит романтизация чудовищ: у них появляется свой внутренний мир, желание найти свое место в обществе и завести друзей. Теперь сверхъестественные существа переживают и радуются вместе с нами. Дориан Грей из одноименного фильма Оливера Паркера понимает: вечная молодость оказалась проклятием. Он больше не может жить среди стареющих знакомых и скрывать свою тайну.

В последнее время монстры и вовсе изображаются пародийно. У них появляется чувство юмора, а элементы безобразного высмеиваются. Дракула уже не опасное чудовище, он хорошо приспособился к современному миру. В экранизации 2020 Марка Гэтисса и Стивена Моффата граф совершает покупки через интернет и знакомится с жертвами в Тиндере. А герои сериала «Что мы делаем в тени» фанатеют от баскетбола, учат юных вампиров лазать по стенам и получают американское гражданство.

Интересный факт. В 1968 году у режиссера Романа Полански выходит фильм «Ребенок Розмари». По сюжету, героиня беременна, а ее муж и соседи — члены религиозного культа. После родов муж забирает ребенка, для секты это дитя — воплощение антихриста. А через год беременную жену Романа Полански, Шерон Тейт, убивают люди из секты Чарльза Менсона. В этой истории много совпадений. Стал ли фильм Полански вдохновением для убийства Шерон Тейт? Ответ на этот вопрос может дать только сам Мэнсон, однако с тех пор фильм «Ребенок Розмари» обрастает легендами и загадками.

Сюжет

Все вышеперечисленные изменения привели к существенной трансформации жанра. В старой готике кульминацией сюжета является сцена ужаса. В такой момент раскрывается страшная тайна или чудовище показывает свое истинное обличье. По канонам все кончается смертью антагониста.

У Мурнау граф Орлок мог умереть, только если девушка с чистым сердцем пожертвует собой. Это и делает Эллен. Она призывает к себе вампира, и он забывает о наступлении рассвета.

С развитием кинематографа происходит смещение акцентов на личность чудовища, и ход повествования меняется. Теперь в кино чаще рассматриваются вопросы морали, а антагонист становится главным героем. Наглядно осветить нравственные проблемы помогают любовные линии. С их помощью в готическом кино поднимаются запретные темы. Жертва томно склоняет голову и закатывает глаза, пока вампир наслаждается ее кровью.

Оказывается, что насилие и причинение вреда можно сексуализировать. Граф Дракула в экранизации Фрэнсиса Копполы одновременно мучитель и возлюбленный. Мина Мюррей целует вампира, прежде чем всадить кол ему в грудь.

История любви также открывает перед зрителем область моральной двусмысленности, когда показывает положительные стороны сверхъестественных существ. Эдвард Руки-ножницы готов пойти на все ради Ким. Он берет на себя вину за кражу, а в конце фильма и вовсе убивает человека ради защиты девушки. Современный готический жанр уверяет: Призрака Оперы, цирюльника с Флит-стритт, и даже чудовище Франкенштейна можно полюбить.

Заключение

Изначально сверхъестественные существа вызывали ужас. Сейчас функция испуга ушла на второй план, но наблюдать за монстрами по-прежнему интересно. Кинематографисты поняли, что зрителю не обязательно испытывать страх, он лишь должен погрузиться в ту атмосферу, где мистика реальна. На протяжении всего повествования место действия, символы, герой-проводник и сам монстр изменяют восприятие зрителя и предлагают по-другому посмотреть на собственный мир. Со временем оборотни и вампиры из чудовищ превратились в соседей, коллег и секс-символов. Развитие готического кино помогло нам понять, что с графом Дракулой можно подружиться.

Спасибо за внимание, господ!

 

Источник

Читайте также

Меню