Древний температурный триггер в человеческом мозге настроился на новые входные данные
Трепет, дрожь, гусиная кожа, мурашки, озноб, кожный оргазм, по-английски frission, cold chill — всё это названия одного и того же явления, для которого в языке нет устоявшегося термина. По-научному, это трансцендентные психофизиологические переживания, а проще говоря — волна удовольствия, которая иногда проходит по коже при прослушивании некоторых музыкальных произведений. В качестве триггера срабатывает не только музыка, но и физический контакт с человеком, эмоциональная сцена в художественном фильме и др. На Reddit даже есть сообщество /r/frission, члены которого делятся друг с другом триггерами «кожного оргазма».
Почему возникает такая психофизиологическая реакция на эмоциональные раздражители? Почему она наблюдается не всех, а только у некоторых людей? Учёным пока не удалось до конца изучить этот феномен, но полвека исследований позволяют сделать некоторые предположения.
Профессор социальной психологии университета Восточного Вашингтона Амани Эль-Алайли (Amani El-Alayli) объясняет, что причиной эмоционального озноба может стать музыкальный фрагмент, который включает в себя неожиданные созвучия, внезапные изменения громкости, или просто выход артиста на сцену.
Один из триггеров эмоционального озноба с сообщества Reddit
Предыдущие научные исследования выявили несколько фрагментов музыкальных произведений, которые чаще всего вызывают эффект. Вот некоторые из них:
- Первые две минуты и 11 секунд произведения Баха «Страсти по Иоанну: Часть 1 (Herr, unser Herrscher)
- Первые две минуты и 18 секунд произведения концерта для фортепиано с оркестром № 1: II (Шопен)
- Первые 53 секунды песни Air Supply “Making Love Out of Nothing At All”
- Первые три минуты и 21 секунда произведения Вангелиса для миссии НАСА “Mythodea: Movement 6”
- Первые две минуты произведения Ханса Циммера “Oogway Ascends” (использовалось в качестве саундтрека к мультфильму «Кунг-фу Панда»)
Такая реакция может возникать не только от музыки. Например, вот ещё один пример с сообщества Reddit: видеозапись интервью военнопленного, который азбукой Морзе передаёт слово «пытка» (torture).
Некоторые физиологи и зоологи предполагают, что эмоциональный озноб — эволюционный рудимент, оставшийся от наших далёких (и более волосатых) предков. Они согревали организм, создавая эндотермический слой тёплого воздуха вокруг кожи непосредственно под шерстью (под волосками кожи). То есть здесь работает тот же принцип терморегуляции, из-за которого у жителей жарких стран чаще встречаются кучерявые волосы. Кудри защищают только голову, а подъём шерсти при резкой смене окружающей температуры защищает сразу всё тело.
С изобретением одежды необходимость такой терморегуляции отпала, но сам триггер остался в мозге и каким-то способом перенастроился на новый набор входных данных, а именно — эмоциональные ощущения. Теперь эффект возникает при резкой смене эмоций, а не температуры окружающей среды. Соответственно, триггером становится любой объект, который вызывает резкий эмоциональный отклик.
По разным оценкам, эффект испытывают от 55% до 86% населения.
В университете Восточного Вашингтона провели масштабное исследование, участники которого прослушивали вышеупомянутые фрагменты и сообщали о своей реакции нажатием кнопки.
Предыдущие исследования обнаружили, что люди, у которых чаще проявляется этот эффект, также показывают более высокий показатель по тесту черты характера «открытость опыту». Как выяснилось, такие люди обладают необычно активным воображением, ценят красоту и природу, ищут новых ощущений, часто глубоко погружаются в свои чувства (рефлексируют) и любят разнообразие в жизни.
Новое исследование дало другой результат: здесь частота эмоционального озноба напрямую связана со степенью погружения в музыку. Другими словами, речь идёт не столько об эмоциональных, сколько о когнитивных компонентах психологического качества «открытость опыту».
Результаты исследования о связи эмоционального озноба от музыки и когнитивных способностей мозга опубликованы 27 апреля 2016 года в журнале «Психология музыки» (doi: 10.1177/0305735615572358).