Порой людям хочется верить, что в жизни действительно существуют сверхъестественные явления. Так называемая «экстрасенсорная» коммуникация, или возможность общения без использования привычной сенсорной системы человеческого организма, это как раз одно из таких явлений.
Люди так хотят верить в него, что по ТВ постоянно крутят сериалы про экстрасенсов и гадалок (и вам уже осторчертело), а в книжном, под гнётом потребительской психологии, целую полку отвели эзотерике. Об экстрасенсорике много говорят, пишут и показывают, и часто не то. С научной точки зрения верные вопросы вот в чём:
- Как объясняла бы «экстрасенсорное» восприятие в случае его существования теория коммуникации?
- Если предположить её существование, то по каким принципам она должна была бы происходить?
- Почему признаки, присущие другим моделям коммуникации, здесь неприменимы, обрушивают любую веру в экстрасенсорику и помогают разоблачать шарлатанов?
Давайте всё это выясним, опираясь на научный подход.
Современная теория коммуникации собрала множество различных моделей, описывающих структуру, характеристики, процесс и/или условия коммуникации в целом и отдельных её видов. Вот немногочисленные примеры:
- Модель Лассуэла
- Модель Шрамма и Осгуда
- Модель Шеннона-Уивера
- Модель Ньюкомба
- Модель Аристотеля
- Модель AIDA
- Модель OSI
Логично, что если бы Э. К. существовала, её бы сразу же стали анализировать с помощью похожих моделей. Если же заниматься этим, априорно принимая её существование, то по каждому структурному признаку найдётся не менее 1 критического возражения.
Рабочие определения
Для начала очертим предмет рассуждений, так как каждый человек имеет собственное мнение на тему экстрасенсорики.
- Во-первых, под коммуникацией будем далее понимать передачу информации от одного субъекта к другому (доктринальные споры различных школ здесь опускаются).
- Во-вторых, что касается «экстра-». Приставка «extra» означает «дополнительный, добавочный, лишний, специальный», и этим отличается от приставки «para», которая значит «вне чего-либо» (ср.: экстралингвистические факторы, паралингвистические факторы). И, ставя в заголовок более популярный вариант «экстрасенсорная», следует сказать, что возможно следовало бы употреблять вариант паракоммуникация, т.е. выходящая за пределы сенсорной системы, а не «продолжающей» её, как «экстракоммуникация». Ну да ладно, употребление уже сложилось иначе.
- В-третьих, что касается «сенсорики». В психологии и физиологии «сенсор» — это не жирный от пальцев экран смартфона, а часть сенсорной системы организма, а именно что-то из данных сенсорных органов: рецепторы, нервные пути, корковые отделы.
- В-четвёртых, экстрасенсорика (согласно морфологии слова, а не реально) — это получение или генерация сообщения без участия органов ощущений (зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса) и других частей сенсорной системы.
- И, наконец, в-пятых, что касается образа «экстрасенса». Следуя логике предыдущих рассуждений, экстрасенс — это любой человек, который вообще или только в данном конкретном случае проявляет экстрасенсорное восприятие, а не только такой, который занимается подобными восприятиями «профессионально».
Виды экстрасенсорных коммуникаций
Немногочисленные «свидетельства» и сюжетные ходы — вот и вся база, на которой мы могли бы построить хоть какую-то типологию.
Согласно социальным суевериям, экстрасенсорная коммуникация происходит тогда, когда:
- при личном контакте человек «снимает» какую-либо информацию о собеседнике, если это нельзя объяснить повышенным неосознаваемым вниманием к микро- и макровыражениям лица, позе и голосу (см. работы Пола Экмана), уже имеющейся или вытекающей из таковой информацией, действием запахов, верной предубеждённостью или простым блефом;
- коммуникатор думает о реципиенте, а реципиент это чувствует (межличностное дистанционное общение, известное как телепатия);
- один родственник внезапно понимает, что другой попал в беду, если такой информации не поступало;
- человеку снятся мёртвые родственники, если исключить работу бессознательного;
- экстрасенс прикасается к предмету и мгновенно «осознаёт связи» между предшествующими событиями.
Как вы заметили, в данном случае проще описать саму ситуацию, чем назвать вид. Это ещё раз указывает на статистическую малочисленность всех «свидетельств», и по каждому пункту найдётся множество «если», «но» и «в случае».
Структура и факторы «экстрасенсорной коммуникации»
Э. К. можно было бы разбирать по каждой из представленных выше моделей коммуникации, однако на наш взгляд этого не требуется: гораздо проще и быстрее будет проиллюстрировать несколько основных аргументов против её существования, взяв наиболее частые признаки, встречающиеся во всех известных моделях:
- Средство коммуникации (medium)
- Субъекты коммуникации
- Сообщение
- Обратная связь
Канал коммуникации
Как показали прошлые исследования автора в сфере медиа, собственно «медиум» (единственно правильное произношение в ед. ч.) — это любое средство, посредник, канал коммуникации, как бы «встающий посередине», между отправителем и получателем сообщения (масс-медиа — лишь частное проявление).
В случае с Э. К. медиум буквально был бы таков:
- Некий «канал» некого «мирового информационного поля» (и это, пожалуй, главное возражение против возможности Э. К.).
- Психика самого индивида, которая, по такой логике, посылает или принимает сообщение «через пустоту» (если исключать первый пункт).
- Сам индивид как канал коммуникации.
- Любые материальные предметы, которые позволяют экстрасенсу «получить сообщение» о неизвестных до того связях.
- Различные комбинации и уровни вложенности предыдущих пунктов.
Довольно непросто поверить в существование таких каналов коммуникации, ведь у нас до сих пор нет способов фиксации фактов передачи.
Но даже если предположить такие факты, коммуникационные характеристики каналов коммуникации были бы следующими:
- неизвестность и для отправителя, и для получателя;
- низкая пропускная способность (даже если бы скорость и была мгновенной, пройдёт-то мало бит);
- неопределённые способы передачи, надёжность, формат и защищённость передаваемых сообщений;
- низкое соотношение «сигнал-шум» (шума и препятствий на пути больше, чем полезного сигнала);
- невозможность перевода сигнала в другие каналы;
- невозможность повтора сообщения.
Кто желает ненадёжный, медленный, никому не понятный и теряющий пакеты канал коммуникации?) Да точно никто.
Даже в случае существования Э. К. коммуникатору пришлось бы усиливать воздействие и пытаться получаться проверить свои предположения вербально, но тогда не было бы смысла в самой Э.К. (какой смысл в неавтономном канале?).
Коммуникатор и реципиент
Субъектами Э. К. можно было бы назвать самого коммуникатора (отправляющая сторона) и реципиента (принимающая сторона). Однако если мы говорим об односторонней коммуникации, то здесь у нас субъект и объект; если это «диалоговая форма» — тогда оба уже субъекты.
На наш взгляд, для эффективности Э. К. имели бы значение вера коммуникатора в собственные силы, понимание им целей столь неординарного способа передачи сообщения, концентрация на задаче и знания коммуникатора о реципиенте (чем больше сведений, тем успешнее передача). Кроме того, могли бы сыграть свою роль уровень знакомства субъектов коммуникации и степень их привязанности.
Также непонятно было бы значение географического положения коммуникантов.
- С одной стороны, нахождение в пределах видимости должно помогать снятию информации (но тут возрастает риск принятия за экстрасенсорику бессознательных процессов восприятия малозаметных признаков, хотя последнее и является полезным и более-менее развитым у некоторых людей скиллом).
- С другой, если вообще брать указанный выше вариант с «мировым информационным полем», то ассоциация себя с конкретной точкой на карте вообще не должна была бы иметь значения.
В общем, всё это интересно, но бездоказательно.
Сообщение
Можно выделить 3 аспекта передаваемого сообщения, которые имели бы значение в процессе Э. К:
- содержание
- объём сообщения
- модальность восприятия
Даже ярые адепты Э. К. согласились бы, что с помощью столь замороченных медиа нельзя было бы передать содержательное и объёмное сообщение (гораздо вероятнее отрывистое, искажённое и неполное). Также при таких условиях оно едва ли было бы мультимедийным, т.е. нацеленным на восприятие в разных перцептивных модальностях.
Обратная связь
Даже при существовании возможности передать сообщение вне основных органов чувств доказывать возможность ещё и обратной связи, этой неотъемлемой составляющей многих-премногих моделей, пришлось бы отдельно.
- Во-первых, способность к передаче и восприятию сообщения — это разные функции в любой модели коммуникации, и никто не гарантирует их одновременное присутствие.
- Во-вторых, у субъектов «общения» были бы просто разные пороги восприятия.
- В-третьих, при неизбежном искажении сообщения могло бы оказаться не на что «отвечать».
Ну и какая же тут обратная связь?
Э. К. и психология
Переходя из предметной области теории коммуникации к психологии, обобщим несколько психологических фактов: люди предпочитают более простые объяснения более сложным, охотнее допускают существование явлений, которые совпадают с их убеждениями и склонны принимать частные случаи за общие. Всё это, накладываясь на другие факторы, объясняет популярность экстрасенсорных тематик в массовой культуре. А кто и как это использует?
Э. К. в массовой культуре
Довольно часто в играх, кино и литературе можно встретить героев, обладающих способностями к экстрасенсорному общению и восприятию: это и джедаи с ситхами, доктор Ксавьер, Гарри Поттер с Волдемортом, и более грубые поделки в виде сериалов типа «новая Ванга».
Подобные сюжеты универсальны, а их польза для исследователей Э. К. в том, что они (как минимум) отражают представления больших групп людей, а значит, из подобных источников можно при желании извлечь ценные выводы. Выводы эти весьма маркетинговые: это маркетинг невозможного, а именно способ бесконечной генерации шаблонных сюжетов, дающий сценаристам игровых и других студий уникальную возможность навострить уши, изучить «предпочтения» и выдать подходящий продукт (чем они и занимаются).
Заключение / потенциал исследований Э. К.
Очевидно, что единственным способом углубить наши представления об Э. К. стали бы объективные, обширные и непротиворечивые исследования, нацеленные на фиксацию реальных случаев экстрасенсорики различных видов, в разные годы и в разных странах. Потребовалось бы выделить возможные переменные такой коммуникации, а их десятки, и проверять каждую в отдельности. Это потенциал исследований — исследований практически бесполезных, грантоедских и популистских, тогда как сама теория коммуникации даёт возможность разбивать любые утверждения о реальности экстрасенсорики в труху.
Но рядом с современной научной картиной мира есть и другие: альтернативная научная, религиозная и философская. И вот они-то, каждая в своей мере, могут считать экстрасенсорику доказуемой.
Источники
- Почепцов Г. Г. Теория коммуникации. М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 2006. 656 с.
- Гриффин Э. Коммуникация: теории и практики. Пер. с англ. Х.: Изд-во «Гуманитарный центр», Науменко А. А., 2015. 688 с.
- Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2016. 583 с.: ил.
- Экман П. Психология лжи. Обмани меня, если сможешь. СПб.: Питер, 2016. 384 с.
- Большой психологический словарь. 4-е изд., расширенное / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. М.: АСТ: АСТ МОСКВА; СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. 811 с.
- Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН, Нац. общ.-науч. фонд. М.: Мысль, 2010. Т. III. 692 с.
- Большая российская энциклопедия (онлайн-версия). (в том числе следующие статьи: Парапсихология, Сигнал, Сенсорные органы).
- Физическая энциклопедия. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1994. Т. 4. 704 с. (статья «Сигнал», с. 494).
- Chandler D., Munday R. A Dictionary of Media and Communication. – Oxford: Oxford University Press, 2011. 480 p.
- Словарь Уэбстера (онлайн-версия).
- Google Translate
Источник