Дружеская вечеринка, случайно ставшая мировым событием.
14 января стал известен лонг-лист премии «Золотая малина», которая каждый год за день до «Оскара» вручается худшим фильмам, худшим актёрам, актрисам, режиссёрам и другим деятелям кинорынка.
О том, кто и за что получал «Золотую малину» в прошлом мы уже рассказывали. А сейчас предлагаем вспомнить, как она вообще появилась и почему её не нужно воспринимать всерьёз. О последнем многие часто забывают.
Вечеринка, куда приходят со своей едой
История «Золотой малины» неразрывно связана с личностью её создателя — американского копирайтера Джона Уилсона. Он родился в 1954 году в Чикаго. Когда Уилсону было девять лет, его семья переехала в Калифорнию. Здесь у него появилась привычка каждый год смотреть «Оскар». Ради этого он даже прогуливал школу.
После школы Уилсон начал изучать кино и телевидение в Университете Калифорнии в Лос-Анджелесе, а потом устроился на работу в компанию, делающую трейлеры для фильмов. Однажды эта компания спонсировала кинофестиваль в Лос-Анджелесе, из-за чего Джону Уилсону пришлось посмотреть около 250 картин, участвовавших в конкурсе.
Впрочем, Уилсона от кино этот опыт не отвратил. В конце 70-х он завёл привычку — каждый год в день «Оскара» приглашать коллег и друзей к себе домой на так называемую potluck-вечеринку, на которую гости приносят угощение с собой. Они ели, пили, смотрели церемонию, а потом обсуждали, какие фильмы, актёры и режиссёры заслуженно получили статуэтку, а какие нет. В 1981 году формат встречи неожиданно для всех гостей изменился.
Первая статуэтка «Золотая малина» тогда тоже была сделана из пенопласта, а досталась она комедии «Музыку не остановить», в которой снялась культовая группа Village People. То есть, по сути, первая церемония была просто дружеским междусобойчиком, о котором никто во внешнем мире не знал.
Но друзьям Джона Уилсона такое времяпрепровождение понравилось, поэтому на будущий год они решили повторить. Сам Уилсон к тому моменту даже в шутку разослал по местным газетам пресс-релиз о грядущей церемонии «Золотая малина» и номинантах на «Худший фильм года». К его удивлению, газеты этот анонс напечатали.
Если на вечеринку, которая стала первой «Золотой малиной», пришло около 30 человек, то на вторую, благодаря «сарафанному радио» и публикациям в газетах, пришло уже около 60. Худшим фильмом года тогда признали картину «Дорогая мамочка» с Фэй Данауэй в главных ролях. Третья церемония, как и первые две, тоже была вечеринкой у Джона Уилсона. Правда, теперь она была на слуху в Лос-Анджелесе. Худшим фильмом тогда стала картина «Инчхон» о высадке американского десанта во время Корейской войны.
Тут важно отметить, что все первые три церемонии проходили в один день с «Оскаром». Но в 1984 году Джон Уилсон принял два стратегически важных решения, которые вывели его шуточную церемонию на новый уровень.
Во-первых, из квартиры Уилсона церемония переехала в здание местной школы, что логично, ведь желающих придти становилось всё больше, и нужно было много места, чтобы всех разместить. А во-вторых, Джон решил проводить церемонию не в день «Оскара», а за сутки до него.
Получилось ровно так, как и рассчитывал Уилсон — на четвёртую «Золотую малину» внезапно заявились съёмочные группы четырёх телеканалов, среди которых был и CNN. Из междусобойчика «Золотая малина» превратилась в культурное событие мирового масштаба.
Вечеринка, куда приходят звёзды
«Золотая малина» никогда не была большим, дорогим мероприятием и, что самое главное, она никогда не славилась объективной оценкой. Проголосовать за «Худший фильм», «Худшего актёра» или любую другую номинацию мог всякий, кто в состоянии заплатить взнос, чтобы было на что арендовать помещение для церемонии.
Никаких академиков. Никаких представителей киноиндустрии, которые могут профессионально объяснить, что в фильме сделано хорошо, а что не очень. Просто толпа людей, которые судят по принципу «понравилось или не понравилось».
Из-за этого «Золотую малину» легко может получить даже хороший фильм. Яркий пример тому — «Сияние» Стэнли Кубрика. На самой первой «Золотой малине» он был номинирован сразу в нескольких категориях. Исполнительница главной роли Шелли Дюваль рисковала получить «Худшую актрису», а Стэнли Кубрик «Худшего режиссёра».
Популярность «Золотой малины» росла и бесила голливудских звёзд всё сильнее. Но в суд никто не шел. Актёры решили, что лучшей тактикой будет просто игнорировать церемонию-выскочку, делать вид, будто такой награды вообще не существует. Правда, было одно исключение.
В середине 90-х голливудские звёзды перестали игнорировать «Золотую малину». Так, в 1996 году церемонию посетил режиссёр Пол Верховен, чья картина «Шоугёлз» была признана «Худшим фильмом». Он просидел в зале всю церемонию, а потом встал и сказал: «Очевидно, мой фильм вас развлёк, правда не так, как я задумывал».
В 2005-м настоящим сюрпризом стало появление на церемонии актрисы Холли Берри. Ей присудили тогда «Худшую актрису» за фильм «Женщина-кошка». Берри картинно расплакалась на вручении, а потом ещё несколько минут приглашала на сцену своих коллег по фильму и в ироничном ключе «благодарила» их за худшие советы и всю ту ложь о её игре, которую они говорили ей прямо в лицо. «Это именно то, что требовалось моей карьере — я была на вершине, и теперь я на дне», — сказала тогда актриса.
Выступление Холли Берри на самом деле было пародией на её речь на «Оскаре» 2002 года. Тогда она получила статуэтку за «Лучшую женскую роль» в фильме «Бал монстров» и очень-очень долго плакала на сцене у микрофона.
В 2010 году на 30-ю церемонию вдруг заявилась Сандра Буллок. Её признали «Худшей актрисой» за роль в комедии «Всё о Стиве». Актриса пришла не просто так. Она хотела доказать, что проголосовавшие люди даже не смотрели её фильм. Из-за кулис Буллок вышла, таща за собой тележку, в которой было около 700 дисков с картиной «Всё о Стиве».
Зал встретил её предложение овациями. Самое забавное, что на следующий день Сандра Буллок получила «Оскар» как лучшая актриса за фильм «Невидимая сторона».
В этом году церемония «Золотая малина» будет юбилейной 40-й. Чтобы принять участие в голосовании, достаточно зайти на официальный сайт и оплатить себе членство. На выбор несколько вариантов стоимостью от 25 до 500 долларов.
То, что начиналась как шутка в кругу друзей, в общем-то шуткой и осталось. Даже сейчас, спустя 40 лет, «Золотая малина» — это по-прежнему лишь повод повеселиться, нежели объективная оценка индустрии кино.
На объективность этот «Анти-Оскар» никогда не претендовал. Что впрочем, не мешает СМИ, да и самим актёрам с режиссёрами воспринимать его иначе.