Почему не нужно аниме «Токийский гуль» — ужасная и дешевая адаптация далеко не самой плохой манги

Посмотреть аниме и выяснить, что оно очень плохое, — ситуация неприятная, но вполне стандартная и терпимая. Но когда в основе лежит отличный первоисточник — или когда и манга, и аниме настолько плохи, что их популярность у миллионов зрителей вообще не получается объяснить… тогда приходит очередь новой рубрики, в которой «Канобу» прожаривает худшие образчики современной восточной анимации. В прошлый раз мы прошлись по «Боруто», теперь настала очередь аниме «Токийский гуль», в котором отвратительно почти все.

Перед полноценным разбором требуется небольшое пояснение. «Токийского гуля» принято в «высоких» кругах любителей аниме порицать и ненавидеть всем сердцем, причем не из-за каких-то объективных факторов, а сугубо из-за популярности шоу. Само собой, нам такой подход не нужен, мы будем разбирать историю о противостоянии гулей и людей трезво и без предвзятости.

Также эта статья охватит исключительно аниме-адаптацию от Studio Pierrot. Про мангу от Суи Исиды я рассказывал в отдельном материале. У нее тоже хватает недочетов, но она все равно остается крайне самобытным произведением, в которое автор вложил всего себя (из-за чего даже пострадало его здоровье). Именно на достоинства манги я и буду ориентироваться при анализе аниме.

Почему не нужно аниме «Токийский гуль» — ужасная и дешевая адаптация далеко не самой плохой манги

Итак, первый сезон аниме стартовал в июне 2014 года. Иронично, что завершился он в сентябре — равно как и оригинальная манга «Токийский гуль». Всего шоу получило четыре сезона, последние два можно объединить, ведь они экранизируют мангу-сиквел «Токийский гуль: Перерождение». Получается, что аниме условно делится на три части. И каждая оказалась со своими грехами. Потому начнем по порядку.

Первый сезон можно назваться самым лучшим из трилогии. Нас постепенно знакомят с персонажами и сеттингом. Для тех, кто не знает завязки: главный герой Канэки Кэн идет на свидание с девушкой Ризэ, которая оказывается гулем. Гули — это особый вид гуманоидных существ, которые внешне неотличимы от людей и имеют ряд анатомических особенностей. Самое главное — их пищеварительная система способна усваивать только человеческую плоть и кофе. Соответственно, Ризэ пытается съесть незадачливого парня, однако в результате несчастного случая оба оказываются на грани смерти. Канэки пересаживают органы Ризэ, чтобы хотя бы он смог выжить. Так он становится полугулем и постепенно узнает о подпольном мире гулей, в котором выжить не так-то просто.

Почему не нужно аниме «Токийский гуль» — ужасная и дешевая адаптация далеко не самой плохой манги | - Изображение 2

Причина, по которой первый сезон оказался наиболее приятным для просмотра, одновременно и его главный недостаток. Ведь по своей сути все 12 показанных серий — это большой пролог к настоящему, более масштабному и интересному сюжету. Нам рассказывают о враждующих группировках гулей, делении Токио на особые районы, устройстве организации CCG (Commission of Counter Ghoul, то есть Управление по борьбе с гулями) и прочие важные для вселенной вещи. Однако за ними не кроется каких-то интересных откровений или остросюжетной истории. Отдельно можно выделить разве что неплохую линию про девочку Хинами, которая в раннем возрасте потеряла родителей и узнала все о жестокости людей по отношению к гулям. Увы, это всего лишь исключение, наглядно демонстрирующее общую блеклость аниме.

Также в первом сезоне проявилась основная проблема шоу, от которой авторы так и не смогли избавиться даже в самом конце, — очень дешевая графика и общая стилистическая бедность. Местная визуальная составляющая не выделятся сама по себе, а если вспомнить потрясающий рисунок Суи Исиды, который эволюционировал с каждой аркой и под конец мог тягаться с работами классических экспрессионистов, все оказывается совсем печально.

Мангака ставил рисунок превыше всего, именно за невероятную картинку ему прощали многое. Аниме этой козырной карты лишено.

В адаптации нет и сотой доли того, за что почти все полюбили рисунок манги. Хоть какую-то минимальную проработку получили только кагунэ гулей (особые органы, которые они используют в качестве оружия), да и на них словно наложили какой-то странный переливающийся эффект. Со всем остальным дела обстоят еще хуже. Конечно, графику нельзя назвать оскорбительно ужасной — она просто посредственная, не выдающаяся и дешевая. И это при том факте, что авторы в целом не были связаны какими-то сроками, да и бюджетами, ведь Studio Pierrot в Японии далеко не из бедных.

Почему не нужно аниме «Токийский гуль» — ужасная и дешевая адаптация далеко не самой плохой манги | - Изображение 3

Получается, все, за что стоит любить первый сезон, пришло напрямую из манги. В начале «Токийского гуля» Суи еще не ударился в сложные концепции и не начал противоречить сам себе, потому его мир получился очень живым и насыщенным. Контраст между гулями и людьми подогревал интерес к сюжету, заставлял с нетерпением ждать новых глав в надежде увидеть очередной этап развития межвидового конфликта. Авторы аниме совершенно без изменений перенесли все подробности сеттинга в анимационную адаптацию, и уже за это их стоит благодарить. Впрочем, и тут не обошлось без противоречивых последствий.

«Токийский гуль» без сомнения заслуживал популяризации и огромной толпы фанатов, но выход аниме все равно был сродни взрыву атомной бомбы. Интернет сразу наводнили не совсем адекватные поклонники, которые уловили в образе Канэке не трагичного героя, а обаятельного безумца, убивающего и пожирающего всех подряд. Ирония в том, что в своей манге Суи заложил очень грамотный посыл, заключающийся в призывах преодолеть расизм и неприязнь друг к другу на любой почве ради достижения лучшего будущего. Однако многие зрители будто намеренно не желали его уловить, вместо этого наслаждаясь зацензуренной, но все же расчлененкой.

Таковы суровые реалии современной поп-культуры, когда наибольший урон популярным сериям наносят их фанаты. Из-за них уже после первого сезона многие начали презрительно смотреть на «Токийского гуля», не пытаясь вникнуть в его суть.

Как бы там ни было, колоссальная популярность аниме просто обязывала авторов приняться за создание второго сезона. Он получил название Tokyo Ghoul √A и оказался настолько кошмарным, что даже самые преданные фанаты начали подозревать, что их жестоко обманули.

Почему не нужно аниме «Токийский гуль» — ужасная и дешевая адаптация далеко не самой плохой манги | - Изображение 4

Главной ошибкой Studio Pierrot стало желание отойти от канона манги и рассказать нечто свое. Студию в чем-то можно понять, ведь в сюжетной арке, которую они экранизировали во втором сезоне, Суи решил сделать историю более комплексной. Тогда он еще не знал, что ему больше удаются сложные рисунки, чем сюжеты, из-за чего приключения Канэки начали стопориться и сильно провисать. Создатели адаптации постарались это исправить, но оказалось, что сценаристы из них в несколько раз хуже, чем из мангаки.

Каждая серия второго сезона — это оскорбительная глупость, которая перевирает все из первоисточника и нагло плюет в лицо поклонникам.

Графика умудрилась каким-то образом стать еще отвратительнее, бои оказались никакими, а в диалоги лучше вообще не вслушиваться, иначе рискуешь сойти с ума из-за творящегося бреда. Такое уже на стадии задумки должны были завернуть, осознав, к чему приведет полноценная трансляция столь низкого по качеству аниме. К сожалению, «Токийский гуль» чем-то заслужил именно такое продолжение.

Второй сезон ничтожен даже на уровне совершенно вторичных мелочей. Скажем, оупенинг, в который многие студии вкладывают огромные деньги и усилия, оказался апофеозом скуки и уныния. На контрасте с невероятной открывающей композицией первого сезона TK from Ling Tosite Sigur — Unravel создать подобное было позором. Добавьте к этому чрезмерную претенциозность каждого момента в Tokyo Ghoul √A — и получите чуть ли не худший сиквел в истории и одно из самых низкосортных аниме в принципе.

Единственное, чем второй сезон был хорош, — это эндингом amazarashi — Kisetsu wa Tsugitsugi Shindeiku («Гибель сезонов одним за другим»), который получился настолько мощным в плане музыки и лирики, что я обязан поделиться им с вами.

После катастрофы второго сезона Studio Pierrot сбавила обороты. Она выпустила парочку OVA-серий (Tokyo Ghoul JACK и Tokyo Ghoul PINTO), которые тоже звезд с неба не хватали, но хотя бы не были вопиюще тупыми. Заодно они неплохо расширили лор «Токийского гуля» и оставили небольшие зацепки для потенциального продолжения. Его потребовалось ждать три года. Стоил ли результат ожиданий? Вопрос очень спорный.

На словах все хорошо. «Токийский гуль: Перерождение» открестился от всех извращений сюжета во втором сезоне и стал полноценной адаптацией одноименной манги-сиквела от Суи. В истории произошел «мягкий перезапуск», благодаря чему все началось почти с чистого листа. Причем точка отсчета выбрана достаточно интересная, ведь зрителям позволили взглянуть на происходящее в Токио глазами следователей, занимающихся поимкой и уничтожением гулей.

Почему не нужно аниме «Токийский гуль» — ужасная и дешевая адаптация далеко не самой плохой манги | - Изображение 5

На деле же… Тяжело поверить, но графика стала еще хуже, пускай казалось, что ниже падать некуда. Видимо, после провала второго сезона бюджеты урезали до такого уровня, что даже отдельные яркие эпизоды не удалось проработать в полной мере. И это в то время, когда в манге Суи превзошел сам себя, а каждый разворот и боевую сцену из Tokyo Ghoul: re можно спокойно распечатать и повесить на стену.

Но визуальную часть можно было бы перетерпеть, будь в «Перерождении» динамика и интересные ситуации. К всеобщему огорчению, от последних не осталось ни намеков, которые проскальзывали даже во втором сезоне. Аниме окончательно растеряло свои обаяние и привлекательность, смотрели его преимущественно из-за скуки или простого желания узнать, чем все-таки закончится крестовый поход Канэки Кэна.

Не спас положение и выпуск заключительной арки отдельным четвертым сезоном. Предполагалось, что студия взяла дополнительное время, чтобы хотя бы финал сделать на должном уровне и завершить все на высокой ноте. Однако вместо пафосной развязки мы получили нечто настолько сумбурное и скоротечное, что и в середине сезона смотрелось бы неуместно. А ведь так завершилась аниме-адаптация самой громкой манги последних лет — будто и не произошло ничего значительного.

Все сезоны «Токийского гуля» страдают от непостоянства и внутренних сомнений в своем наполнении. Чего скрывать, подобные проблемы можно отнести и к манге, но там они со временем умудрились стать особенностью произведения. Суи метался по всевозможным тематикам и проблемам, создавал вычурные сценарные конструкции, всеми силами пытался запутать читателей — в общем, делал все, чтобы никому не было скучно.

И сколько не обвиняй его в халтурности и неумении создавать истории, его манга вызывала какие угодно эмоции, но точно не тоску и уныние. А именно ими и пропитана почти каждая серия аниме.

Это не та ситуация, когда «настолько плохо, что хорошо». Без условностей и оговорок описать немногочисленные достоинства анимационного «Токийского гуля» никак не выйдет. Авторы так и не смогли понять, чем манга так понравилась людям. Это и правда задача не из легких, ведь основные достоинства работы Суи спрятаны на уровне бессознательного и субъективного. Соответственно, понравятся они далеко не всем.

Почему не нужно аниме «Токийский гуль» — ужасная и дешевая адаптация далеко не самой плохой манги | - Изображение 6

Зато из аниме получился довольно весомый аргумент в споре о том, что анимация всегда лучше печатных работ. Ведь для чего обычно создаются аниме по популярным мангам? Чтобы в движении экшен-сцены смотрелись насыщеннее, мирные моменты — драматичнее, а музыка усиливала влияние истории на зрителя.

Но с «Токийским гулем» ситуация кардинально противоположная. Именно манга получилась наиболее адреналиновой и драйвовой. Экспериментальный, местами небрежный, а иногда проработанный до мельчайших подробностей рисунок мангаки оживает у тебя в сознании. Ради этого можно простить все сценарные недостатки, ведь столь уникальный опыт в плане визуальной составляющей никто больше подарить не сможет.

И когда ты после манги надеешься получить схожие эмоции от аниме, то наверняка останешься крайне разочарованным. В анимационной версии очень странная композиция битв, вместо нормальных диалогов — «театр говорящих голов» с парочкой ракурсов камеры, да и вообще начинает казаться, будто тебя разыграли и подсунули дешевую подделку вместо нормального шоу. Очень грустно, что «Токийский гуль» запомнится многим именно в такой ужасной форме.

Почему не нужно аниме «Токийский гуль» — ужасная и дешевая адаптация далеко не самой плохой манги | - Изображение 7

Можно ли было хоть как-то исправить положение? Вопрос крайне сложный. На поверхности в «Токийском гуле» все подходит для экранизации в жанре стандартного сенэна с элементами хоррора и драмы, но очень быстро выясняется — в нем настолько много пластов художественных приемов, что при переносе в любой другой формат какой-то важный элемент обязательно будет утрачен. Для аниме по манге Суи потребовались бы экспериментальная техника анимации и огромные денежные вложения, а это могла позволить себе лишь Gainax в лучшие годы, да и то — далеко не всегда.

Потому если вы хотите познакомиться с миром «Токийского гуля», сэкономьте себе время и не портьте приятные впечатления — прочитайте мангу. Аниме будут казаться совершенно ненужной вещью и страшным наваждением, которое лучше поскорее забыть. Потому что забвение — это все, что заслуживает столь дрянная адаптация.

Хотя знаете, она хотя бы лучше, чем одноименный фильм с живыми актерами.

Почему не нужно аниме «Токийский гуль» — ужасная и дешевая адаптация далеко не самой плохой манги | - Изображение 8

 
Источник

Читайте также