Когда жутко, но невозможно оторвать взгляд.
2017 год был богат на фильмы про чудовищ. Картины вроде «Конг», «Оно», «Чужой: Завет» показывают, что человеческая тяга к странным и жутким существам сейчас ничуть не слабее, чем на заре кинематографа.
Но почему? Что привлекает нас в чудищах? Журналист Gamesradar Кевин Харли (Kevin Harley) в своём материале попытался найти ответ на этот вопрос.
Начало
Как считает Харли, чудовища тем страшнее и привлекательнее, чем больше они напоминают людей. Как сказал режиссёр Дэвид Кроненберг, если монстр непохож на человека, то он «воспринимается как стихийное бедствие» и перестаёт пугать. На всём протяжении человеческой истории самыми страшными чудовищами являлись те, что разделяли какие-то черты с людьми.
Люди были очарованы монстрами с того момента, когда впервые смогли представить их. Это видно по древним мифологиям, в которых часто фигурировали существа, похожие на людей и реально существующих животных.
Сначала были гибриды человека и животных, гиганты и люди, обладающие нечеловеческой силой; потом дьявол в христианстве, принимавший форму человека с рогами, копытами и хвостом; монстры в детских сказках, чаще всего напоминавшие людей.
В викторианскую эру увлечение чудовищами усилилось — люди стали ходить на «фрик-шоу»: не только чтобы испытать отвращение и облегчение от того, что у них нет таких отклонений, но ещё и потому, что изуродованные тела привлекали их, приковывали к себе взгляд.
Кино
Когда появился кинематограф, он быстро подхватил тренд. Уже в 1896 году Жорж Мелье использовал передовые эффекты, чтобы показать зрителям неизведанных человекоподобных существ в «Le Manoir Du Diable» («Дом дьявола»).
В 1910 году на экраны кинотеатров пришёл монстр Франкенштейна, спустя десять лет — доктор Джекилл и мистер Хайд. В начале тридцатых потрясающие спецэффекты и романтическая линия помогли передать эмоции Кинг-Конга.
Чудовище во «Франкенштейне» 1931 года вызывало жалость благодаря гриму Джека Пирса и отличной игре Бориса Карлова, что подготовило почву для трагических героев «Человека-волка» и «Создания из Чёрной лагуны».
В пятидесятые монстры стали метафорами: для маккартизма, угрозы ядерной войны и подросткового бунта. «Проклятие Франкенштейна» 1957 года закрепило образ монстра Франкенштейна как жертвы. История о Дракуле в 1958 году получила налёт эротизма.
Новая школа
Спустя десять лет вышла «Ночь живых мертвецов» Джорджа Ромеро, кардинально отличающаяся от остальных фильмов про монстров своей темой и развитием. В семидесятые «Судороги» за авторством Дэвида Кроненберга продолжили традицию разрушения канонов, заставив зрителей сопереживать монстрам.
В 1979 году увидел свет «Чужой» Ридли Скотта, чудовище в котором пусть и непохоже на человека, но демонстрирует странный интерес к главной героине фильма.
Восьмидесятые стали временем зарождения хоррор-франшиз. Зрителям понравилось смотреть несколько фильмов об одном и том же персонаже: кукле Чаки или Фредди Крюгере. Вскоре кино про монстров начало поднимать важные темы: к примеру, «Муха» Кроненберга соединила человеческое и нечеловеческое, переосмыслив «Красавицу и Чудовище». Клайв Баркер использовал монстров в «Восставшем из ада» как метафору трудностей в жизни гомосексуала.
В следующие годы вдруг вернулась зрительская любовь к «винтажным» монстрам, и последовало огромное количество ремейков и новых взглядов на истории о Франкенштейне, оборотнях, вампирах, гигантах и даже греческих богах.
Особенно хорошо видно человечность в монстрах Гильермо дель Торо: к его Фавну, Хэллбою или гуманоиду из «Формы воды» трудно не проникнуться симпатией. Современные сериалы вроде «Ходячих мертвецов» вообще делают настоящими монстрами людей: Губернатор, Ниган, временами даже Рик ведут себя настолько ужасно, что зомби перестают выглядеть такими уж злобными.
Как считает редактор сайта wehearthorror.com Андреас Караламбус (Andreas Charalambous), в ближайшем будущем чудовища станут страшнее и притягательнее, чем когда-либо.
Сейчас мы наблюдаем «сериализацию» кинофраншиз, которая открывает возможности для развития персонажей и сюжета. Так что монстры будущего будут продуманнее, детализованнее и ужаснее всех, что были до них.
История монстров в кино показывает, что с момента их появления на плёнке люди пытались наделить чудовищ человеческими качествами. Сначала просто похожей внешностью и эмоциями, а затем — всё более сложными судьбами и проблемами, которые вызывают симпатию и понимание зрителей. Иными словами, мы боимся монстров, но не можем оторваться от них потому, что во многих смыслах они — это мы.
Давайте обсудим, какие монстры больше всего нравятся вам: делитесь любимыми чудовищами в комментариях.
Источник: DTF