В начале 90-х издательство Marvel дышало на ладан. Сперва из компании ушли все ведущие художники, затем произошла неудачная сделка со вскоре обанкротившимся дистрибьютором. Пик неудачи — спад во всей индустрии комиксов и закономерная реорганизация, вкупе с заявлением о банкротстве, в 1996 году. Поэтому ни о каком производстве фильмов речи и не шло. Напротив, основанное в 1993 году киноподразделение должно было продавать права на использование образов героев другим компаниям.
Так с молотка ушли Люди Икс, Фантастическая четверка, Халк и многие другие. Самой известной сделкой стала покупка Человека-паука японцами из Sony Pictures. Переговоры вел продюсер Яира Ландау, который также хотел приобрести права на Черную Пантеру и Железного Человека. Сумма изначальной сделки — 25 $ млн, но боссы Sony выделили лишь 7 $ млн. За эти деньги кинокомпания получила возможность экранизировать жизнь почти 900 персонажей из вселенной Питера Паркера.
Дешевизна была обусловлена тем, что рекордных прибылей от фильма по комиксам никто не ждал. Но в 2002 году вышел «Человек-паук» Сэма Рэйми, который в мировом прокате заработал более 820 $ млн. В то время Marvel Entertainment руководил финансист Айзек Перлмуттер. К 50 годам его личное состояние превышало миллиард долларов, но в историю компании он вошел как настоящий жмот.
Перлмуттер выпускал странные указы для всех сотрудников: запрещал выбрасывать скрепки в мусорные вёдра, отменил бесплатное питание и порицал топ-менеджмент за полеты в обычном бизнес-классе.
Дошло до того, что деньги (всего 80 $ тыс) за то самое лого у него выпрашивал лично Ави Арад — глава креативного отдела компании. Немного забежим вперед: всем фанатам Marvel стоит сказать «спасибо» именно Араду за идею создания киновселенной.
Будучи без ума от комиксов и видя кассовые сборы «Человека-паука», Ави понимал, что люди хотят видеть супергероев на большом экране. Но производство картин стоит дорого и сопряжено с большими рисками. А скряга-Перлмуттер давился за каждый цент.
Поэтому Арад решил заручиться поддержкой Дэвида Майсела. На его личности остановимся поподробнее. К 30 годам Майсел сделал отличную карьеру, после окончания Гарварда занимался изучением финансового рынка, а затем ушел консультантом в Disney. Всего за год он дослужился до директора по развитию, снова ушел и подался в Голливуд, где также быстро стал большим человеком. Перенос гигантского пантеона супергероев со страниц комиксов на экраны мультиплексов также казался ему перспективным, поэтому он принял предложение Арада и стал искать деньги на кинопроизводство.
Сперва он пытался обратиться к совету директоров Marvel, но это ожидаемо не возымело эффекта. Не убедили боссов и доводы о том, что издательство сможет забирать себе всю прибыль, запускать сопутствующий мерчандайз строго к выходу фильмов и регулировать их даты выхода. Денег все равно не дали, но предоставили год на поиски 500 $ млн, которые предоставят компании сторонние инвесторы без условий возврата средств в случае провала — именно столько было нужно для запуска кинофраншизы. Взамен Marvel заморозила все текущие сделки по приобретению прав на своих героев.
В то время Тором очень интересовалась Sony, а Капитан Америка мог стать маскотом Warner Brothers. Но случилось чудо и Майсел нашел нужную сумму. Инвестиционный банк Merrill Lynch дал Marvel заем в размере 525 $ млн всего с тремя условиями: бюджет каждого фильма не должен превышать 165 $ млн, возрастной рейтинг всех картин — PG-13, в случае полного провала — права на последующие экранизации героев переходят банку. При этом сами персонажи, как и возможность выпускать комиксы, игрушки и сопутствующие товары — основной бизнес компании — остаются у Marvel.
Первопроходцами киновселенной выбрали Железного человека, Капитана Америку, Тора и Халка. С последним, однако, возникли проблемы. В 2003 году одноименный фильм Энга Ли не оправдал ожиданий студии Universal. При этом, огромный зеленый мутант был самым узнаваемым персонажем из четверки. Поэтому ни Арад, ни Майсел не знали с кого начать.
Тут в нашем рассказе и появляется Кевин Файги. В 2005 году, во время планирования самых первых картин, будущий глава Marvel Studios был одним из помощников Ави, но только он догадался созвать фокус-группу из детей и подростков, чтобы спросить у них какого персонажа они хотят видеть на экране первым, и хотят ли они игрушку с ним себе в коллекцию? Выбор большинства пал на Железного человека.
Бюджет фильма составил 109 $ млн. Поэтому экономили на всем. Что не мешало Перлмуттеру постоянно вмешиваться в съемочный процесс. Режиссерское кресло занял средний актер и постановщик провальной картины «Затура: Космическая приключение» Джон Фавро. Его кандидатура устроила руководство из-за видения: тот хотел сделать из «Железного человека» политический триллер с элементами комедии, а это существенно сокращало расходы.
Изначально роль Тони Старка хотел исполнить Том Круз, но у студии не было денег на артиста такого уровня. Поэтому основными претендентами стали Колин Фаррел и Роберт Дауни-младший.
Второй только вышел из очередной наркологической клиники, но стоил копейки, имел номинацию на «Оскар» за «Чаплина» и обещал вести себя хорошо. Окончательно команду покорили пробы актера, на которых он сумел за секунды попасть в образ, который придумал Арад. Куда сложнее было выбрать злодея. Сперва антагонистом значился Мандарин.
По задумке, для его представления часть съемок должна была происходить в Китае. Их стоимость составляла около 20 $ млн, но Перлмуттер поставил ультиматум: Китай или вообще все экшн-сцены, которые, по его мнению, стоили непомерно дорого. Снять фильм про супергероя без единой драки и взрыва — идея бредовая, поэтому итоговый выбор пал на Обадайу Стейна, которого исполнил Джефф Бриджес.
Подобная выходка окончательно рассорила Перлмуттера и Арада. Поэтому второй продал свои акции Marvel, назначил Файги преемником и ушел продюсером на вольные хлеба. Неожиданный карьерный взлет Кевина окончательно сформулировал уникальную концепцию киновселенной.
Будучи огромным фанатом комиксов, он хотел перенести их формат на экран. Поэтому было решено объединить картины сценами после титров, чтобы в итоге создать мир-кроссовер, где всем известные герои смогут жить и сражаться бок о бок. Этот подход поддерживал и Майсел, который рассчитал, что самые прибыльные голливудскими проекты — это сиквелы и спин-оффы. При этом затраты на их производство и маркетинг гораздо ниже, чем у новых картин вне существующих франшиз.
В 2007 году начались съемки. Однако прогнозы на успех были не самыми светлыми. Наиболее оптимистичный — 100 $ млн в прокате и примерно столько же на игрушках (но крупные торговые сети не спешили покупать мерчандайз до премьеры). В то время мир сходил с ума по «Пиратам карибского моря», а студия Disney вовсю занималась приключенческой франшизой «Сокровища нации» с Николасом Кейджем в главной роли. Перлмуттер ожидал провала и грозился всех уволить.
14 апреля 2008 состоялась премьера. Ожидаемый прогноз от проката — 100 $ млн — фильм заработал за выходные только в США. Всего Америка принесла «Железному человеку» 318 $ млн, а сборы в мире составили почти 600 $ млн. С такими невероятными цифрами не смог бороться даже скряга Перлмуттер, который позволил Майселу подарить купленные за корпоративные деньги Bentley и Mercedes Дауни-младшему и Фавро. Он же дал добро на самый амбициозный кроссовер — первых «Мстителей». Кевин Файги стал бессменным продюсером, креативным директором и главным загребателем денег в Голливуде.
Каждый фильм из первоначальной четверки принес создателям прибыль, а вышедшие в 2012 году «Мстители» Джосса Уидона собрали больше 1,5 $ млрд (редакция «Канобу», кстати, и по сей день считает эту картину лучшей в MCU). Такой успех не мог остаться незамеченным, поэтому компания Disney купила Marvel и организовала специальную внутреннюю киностудию. Деньги, слава и безграничные возможности для всех причастных полились рекой, а супергерои захватили большинство киноэкранов мира. Но у Файги остался незакрытый гештальт — Человек-паук до сих пор принадлежал Sony.
Возвращение героя домой президент Marvel продумывал долго. В итоге, вопрос решился на самом высоком уровне. В середине 2014-го СЕО Disney Боб Айгер попросил лично Кадзуо Хираи — гендиректора всей корпорации Sony — подумать над объединением «дружелюбного соседа» между компаниями. К тому времени фанаты вовсю подписывали петицию «Верните Человека-паука Marvel», а перезапуск франшизы с Эндрю Гарфилдом не оправдал надежд инвесторов. Итог этого разговора всем известен.
Сейчас, после завершения так называемой «третьей фазы» киновселенной, не до конца ясно, что будет дальше. Одно ясно точно: доля Disney на мировом кинорынке стремится к половине от всего производимого контента. И не последнюю роль здесь играют супергерои.
По финансовым данным за май 2019 года чистая прибыль подразделения Marvel Studios составила 9,4 $ млрд. Добавим к этому народную любовь, планетарный резонанс от каждого нового фильма и феноменальное чутье их создателей на актуальные запросы широкой американской общественности, что делает вожделенный «Оскар» в главной номинации вопросом времени. А значит эта музыка будет с нами если не вечно, то точно долго.
Источник