Прощай, постмодерн
Кто ещё не знает, примерно с 1984 года началась эпоха метамодерна, которая с каждым годом проявляет себя более явно, сменяя постмодерн, который хоть и не умер до сих пор, но всё равно постепенно уступает позиции.
Чтобы окончательно вас убедить, что метамодерн начался – хотел бы обратить ваше внимание на недавнюю «Матрицу 4». Многие не поняли этот фильм – мол, и экшн слабоват, и культовых моментов толком нет, лора слишком много – но лично мне видится, что многие не осознают важность фильма, поскольку не понимают, что наступила новая эпоха – эпоха метамодерна, которая предлагает продукт иного качества.
Нельзя оценивать «Матрицу 4» с позиций боевика и постмодерна, поскольку этот фильм снят по новым правилам.
- Это общий фильм про двух супергероев разного пола. Причём очень важно, что герой нового времени – Тринити – не перетягивает одеяло на себя, а намекает Нео в одной из финальных сцен, что суть в том, что это не она поддерживает их в полёте, а общая сила, к которой принадлежат и Нео и Тринити. Это целиком и полностью повестка метамодерна, пытающегося примирить противоположности, не назначая главного среди героев, а ищущего общие основания для разностей и противоположностей.
-
Это фильм, примиряющий мир людей и мир машин, мир Матрицы и реальный мир. Теперь не только, условно, свободные люди подключаются к Матрице, но и сама Матрица имеет воплощения в реальном мире благодаря развитию технологий. Более того – новые продукты питания в измождённом мире растут за счёт схем и алгоритмов, транслируемых из Матрицы. Такое примирение двух противоположных реальностей – которые в оригинальной модернистской трилогии враждовали – это целиком и полностью повестка нового времени метамодерна.
- Объединённые общей силой Нео и Тринити также присутствуют и воздействуют на реальность Матрицы, не устраняя, а модернизируя виртуальную реальность, приближая её к реальному миру. Так, из формулы устраняется лишь хозяин Матрицы Психотерапевт, который, конечно, уверен, что у Нео и Тринити ничего не выйдет в мире алгоритмов и формул, но, кажется, у общих усилий Нео и Тринити всё же есть шанс сделать лучше даже виртуальную вселенную – ради тех, кто не захочет жить в реальном мире, а предпочтёт быть подключённым к виртуальному пространству. Это именно то, чем человечеству придётся заниматься в ближайшее время в связи с развитием метавселенных и появлением цифровых сервисов нового поколения. У человечества есть новая уникальная возможность не зафакапить всё и вся, скатившись к очередному нигилистическому постмодерну, состоящему из фальшивых симулякров и вечной деконструкции.
- Главный антагонист трилогии – Смит – также оказывается включённым в общую с главными героями повестку, внося решающий вклад в строительство нового мира, помогая героям и подтверждая, что он также связан с ними – «каждый может стать тобой, Нео, но я – могу стать кем угодно» (в том числе и Нео) – деконструкция до сингулярности, свойственная постмодерну, всё же привела нас в новую устойчивую реальность, и это – реальность метамодерна, реальность «Матрицы 4», которая, пока что, была многими не принята и не понята.
Четвёртая «Матрица» как никакой другой современный массовый фильм – а это важно, что речь идёт о продукте массовой культуры – отражает переход от более близкой к постмодерну деконструкции Нео, у которого, как нам показали, теперь не получается летать одному, от игр с сознанием и ломанием четвёртых стен, смешения контекстов, когда герои киноленты обсуждают создание четвёртой «Матрицы», которую зрители смотрят в кинотеатре в реальном мире, – к общему для разных людей (начиная от общего для всё ещё разных Нео, Тринити и Смита) пространству, где герои заняты не деконструкцией, а позитивной повесткой создания нового мира, новой общей реальности, объединяющей как Матрицу, так и мир города Ио.
В завершение хотелось бы сказать: Посмотрим, как мы в нашем реальном мире будем жить с новым приближением известной нам матрицы, связанной с проектами цифровых сервисов и метавселенных. Кто бы что ни говорил – а есть шанс построить хотя бы виртуальный мир мечты. Шансов мало, но шансы есть – и что будет дальше, зависит только от нас. Пока, к сожалению, «Матрицу 4» скорее недооценивают. А зря – ведь это шикарная возможность понять, что же нам предлагает новый мир метамодерна.