При выборе фильма всегда стараюсь найти режиссёрскую версию. Так я могу заценить, как режиссёр видел своё детище до того, как детище покромсали.
И вот посмотрел режиссёрскую версию культового боевика Пола Верховена — «Робокоп» (1987).
В своё время Полу тоже пришлось резать «Робокопа». Американская Киноассоциация MPAA влепила фильму рейтинг X — на сеанс не допускаются лица до 17 лет. Такой рейтинг — это приговор, никакого широкого проката и финансовый провал.
Пол сокращал фильм семь раз и всё равно получал ИКС рейтинг. Только с восьмой попытки впечатлительная комиссия из MPAA расщедрилась на рейтинг R — детишкам, которым нет 16 лет, могут приходить в кинотеатр только с родителями.
Что же порезал Верховен? Приведу в пример две сцены.
Сцена №1: Сломавшийся фен ЕD 209 немного расстреливает клерка
На самом деле сцена не жестокая, а больше смешная. Я не садист, но смеялся. А когда копал материалы по фильму, то оказалось, что именно такого эффекта хотел достичь Пол Верховен.
Вот он сам говорит об этом: «Идея стреляющей без особой причины машины, отсылала к „Новым временам“ Чаплина… такой экстремальный уровень насилия комичен и зрители на тестовых показах смеялись».
Скорее всего Верховен имел ввиду вот эту сцену из «Новых времён»:
Сцена №2: Убийство полицейского Мёрфи
Команда по спецэффектам сделала аниматронного робота с лицом Мёрфи. А всё для того, чтобы камера без монтажнык склеек пролетела от его лица к пушке главгада и сразу к затылку Мёрфи. И пусть видно, что Мёрфи не настоящий, но выглядит всё равно круто.
После перемонтажа сцена потеряла операторский шарм и оставила за кадром плоды работы целой команды. Финальный выстрел в голову и коп — труп. Сцена выглядит так: выстрел → монтажная склейка → затылок разрывает → монтажная склейка → Мёрфи падает замертво.
И вот что интересно. Верховен заморочился с аниматроникой, потратил бюджет и человекочасы на сложный технический приём. А в итоге зрители не увидели этой красоты, потому что смотрели «обрезанный» вариант фильма.
На сладкое сцена №3: Арнольд ковыряется в носу
В 1990 году, через три года после премьеры «Робокопа», Пол Верховен снимает «Вспомнить всё». Над спецэффектами трудился тот же человек, что и над спецэффектами в «Робокопе» — Роб Боттин. Все монстры из «Нечто» (1982) тоже его рук дело.
И снова Верховен заморачивается. Вот сцена, в которой Шварц извлекает передатчик из головы. Можно было пойти лёгким путём: засунуть маленький передатчик в нос Шварцу, щёлкнуть в положение ON «режим актёра» и пусть тот с кривляниями вытаскивает козюлю из носа. Потом немного монтажа — и вуаля. Но нет, это слишком просто для Верховена. Пусть Роб Боттин мастерит голову Шварца.
У меня догадка: Пол понимал, что роботизированная башка лучше живого Арнольда покажет, как страдает человек, вытаскивая хренов грецкий орех через ноздрю.