Об ошибочной паранойе, сходстве с фильмами Уэса Андерсона и о том, почему это ни разу не смешное кино в чистом понимании.
(Без значительных спойлеров)
Многие были наслышаны о новом фильме режиссера Тайки Вайтити, многие были скептически настроены заранее. «Кролик Джоджо» получил огласку на сарафанном радио из-за темы, которую выбрал автор.
Фильм о военном времени. Какую еще историю можно было рассказать в сеттинге Второй мировой войны? Вайтити выбрал, как всегда, не самый очевидный подход к сюжету, чем и славятся его фильмы. Он задумал показать то время с неожиданной стороны — со стороны десятилетнего немецкого паренька, живущего в Германии и свято верящего в идеологию и заветы Гитлера. Настолько помешанного, что у паренька даже есть воображаемый друг Гитлер. Исполняет его, кстати, сам Тайка Вайтити.
Немудрено, что фильм заранее получил пристальное внимание людей, знающих, что из себя представляла Вторая мировая война: «Все же знают, что с этой темой не шутят, а этот выскочка решил снять комедию!» Люди заранее начали беспокоиться о том, что фильм покажет фашизм в положительном свете. Высказывали мнение, что изображать Гитлера хоть в каком-нибудь комедийном или позитивном ключе — моветон. Заранее наложили на фильм ярлык пропаганды, призванной смягчить знание людей о том времени, чтобы наш враг из прошлого хотя бы немного потерял свой статус.
Как и многие, я познакомился с творчеством Тайки Вайтити с фильма «What We Do in the Shadows» (Реальные упыри) и полюбил автора после первого же сеанса. Никто не будет спорить, что режиссер — не совсем обыкновенный представитель киноиндустрии. Несмотря на то, что он получил известность и даже приложил руку к одному фильму из франшизы Мстителей, он сохранил характерную самобытность. Его подход и вкус специфичны — он любит подавать зрителю серьезные темы под легкой присыпкой юмора, который НЕ нивелирует серьезность. Такой подход позволяет рассказать зрителю много разных мыслей, которые в «классическом серьезном фильме» при такой же концентрации присытили бы зрителя. На этот раз, Тайка умудряется в рамках одного произведения поговорить со зрителем с глаза на глаз о непринятии обществом, нюансах в отношениях, чувствах, одиночестве, материнстве и даже о картонности строя Фашистской Германии. И в первую очередь, его кино всегда остается кином о людях.
История
Если рассматривать фильм в виде отдельно взятых фрагментов, то становится понятно, почему некоторые не дали фильму шанс и прекратили смотреть в первые десять минут. На мой субъективный взгляд, история представляет собой неоднородную полосу с препятствиями. Препятствиями, которые в определенные моменты становятся настолько болезненными и, казалось бы, непреодолимыми, что к горлу прикатывает комок и глаза становятся мокрыми. Тебе только и остается в изумлении наблюдать за тем, что творится на экране.
Поначалу я хотел сравнить сюжет с американскими горками, но все-таки это не совсем верное утверждение. Может показаться, что фильм чередует надрывные моменты с моментами покоя. Я же считаю, что «функцию покоя» как раз-таки выполняет юмор Тайки Вайтити, который деликатным слоем покрывает произведение. Шутки органично соседствует с ужасами, моментами выбора и сомнений и великолепными диалогами, которые хочется разбирать на цитаты. Но юмор никогда не перетягивает одеяло на себя, он имеет второстепенную роль. Порой он совсем отступает в тень, предоставляя сцену драме, горю и безысходности.
Да, порой события происходят настолько абсурдно, что ты начинаешь во весь голос смеяться. Здесь есть такие моменты. Но из твоей головы ни на секунду не исчезает основной лейтмотив — про что на самом деле фильм.
Йоханнес «Джоджо» Бетцлер живет со своей матерью в Нацистской Германии во времена завершения войны. Германия уже активно проигрывает на театре военных действий, но рупор пропаганды не умолкает ни на секунду. Фильм высмеивает идеологию Третьего Рейха, возводя в несколько карикатурный абсолют, не переступая черту серьезности, это важно помнить. Мальчик свято верит и любит свою страну, ревностно защищает идеологию и горит желанием помочь, пойдя на войну вместе со взрослыми. Именно об этом рассказывает первая сюжетная арка фильма. Мы видим завязку, которая знакомит нас с основными действующими лицами и завершается поворотным событием, предопределяющим дальнейшую судьбу мальчика.
Затем мы становимся свидетелем того, что семья Джождо на самом деле далека от служения нацизму в лице его матери. Казалось бы, жизнь прекрасна и главного героя ждет светлое будущее, но как бы не так. Он обнаруживает в своем доме тайник, в котором скрывается еврейская девочка Эльза. Оказывается, что его мама спасла ее и прячет от нацистов.
Джоджо попадает в тупиковую ситуацию. Если он расскажет о девочке, то у них с мамой будут явные проблемы. С помогающими евреям людьми, фашисты не церемонились, так что приходится искать другой выход. В процессе поиска этого самого выхода, мы наблюдаем за тем, как его отношение к убеждениям постепенно меняет свой угол. Как маленький человек открывает для себя истины и получает бешеные толчки к взрослению, оставаясь при этом ребенком. После событий, которые случаются в жизни героя, он уже не будет таким, как раньше.
Актеры
Актерский состав в фильмах Тайки Вайтити — традиционно великолепный. Но если ранее в них играли талантливые, но не широко известные актеры, то «Кролику Джоджо» бюджетов хватило на небольшой, но звездный состав. Пройдусь по основным персонажам фильма, хотя второстепенные не менее интересны. Да, второстепенные персонажи более гротескные и декоративные, но это не делает их плохими. Многие запомнят нарочито карикатурную помощницу капитана вермахта Кленцендорфа или будут приятно удивлены, увидев Теона Грейджоя в образе его правой руки.
Главной похвалы заслуживают дети-актеры: Роман Гриффин Дэвис и Томасин МакКензи. Йоханнес — очень живой и настоящий ребенок, он радуется, дурачится, боится и строит из себя взрослого так, как это делали мы с вами, будучи в его возрасте. Он прекрасно передает изменения, которые происходят в герое на протяжении всего фильма. Тоже самое можно сказать об Эльзе, хоть и не в настолько широком понимании. Было безумно приятно смотреть на действительно играющих детей, не обремененных защемлением лицевого нерва. Да даже пухлый друг главного героя Йорки (Арчи Йейтс) прекрасен, за него переживаешь не меньше, чем за основных действующих лиц картины. Более того, он выполняет функцию зеркального отражения главного героя, показывая зрителю, что было бы с самим Джоджо, если бы он не…
Скарлетт Йоханссон в образе Роуз — матери главного героя, также раскрылась по-полной. Мать, переживающая за свое дитя, старающаяся дать все возможное, чтобы ребенку было хорошо в нелегкое время. Не хотелось бы говорить так глобально, но она в каком-то смысле олицетворяет глобальное понятие матери. Хоть и однажды честно говорит: «Если я буду выбирать между своим сыном и тобой, то…» Очень сильный образ, к которому зритель привязывается наравне с мальчиком. Ты чувствуешь ее энергетику и сочувствуешь женщине, оказавшейся в таких тяжелых условиях. Но она не перетягивает все внимание на себя, что тоже очень хорошо. Ей идеально удалось показать любящую и действительно неравнодушную мать, искренне любящую сына.
Думаю, никто больше не смог бы сыграть Адольфа Гитлера настолько же жутко-карикатурно, как сам Вайтити в его же фильме. Персонаж поначалу кажется инфантильной версией диктатора, сформированной детской психикой мальчика. Но со временем ты понимаешь, равно как и сам Джоджо, насколько внутренний Гитлер настолько же ужасен, как и его реальный прототип. Казалось бы, детские саркастические шутки и замечания, соседствуют с фанатичными и гротескными моментами ярости, которые Вайтити начинает все чаще и чаще демонстрировать по мере продвижения сюжета. Для меня его игра визуализировалась в плавный калейдоскоп, перемежающий яркие и наивные цвета с откровенной красной яростью и мрачной чернотой. Очень крутая работа, аплодиции Вайтити.
Сэм Рокуэлл — актер прекрасный. Да, персонажи, которых он обычно играет, карикатурны и недалеки, однако всегда в них присутствует какое-то двойное дно. И в «Кролике Джоджо» актер справляется идеально. Бывший капитан вермахта Кленцендорф, потерявший глаз и отправленный в запас, вынужденный воспитывать мальчиков и девочек воевать. Незавидная участь. Очень интересно, как данный персонаж меняется на протяжении фильма. Да, он не настолько пластичен, как Йоханнес, ибо все-таки взрослый. Но все равно, последняя с ним сцена очень хороша.
Все основные персонажи фильма прекрасно прописаны. Причем что интересно, не по одним и тем же лекалам. И это завораживает во время просмотра фильма. Если герои Йохансон, Вайтити и Эльзы выступают, своего рода, монументальными противоположностями, эдакими глыбами устоявшихся убеждений и целей, то герои Джоджо и Капитана представляют собой эволюционирующие личности, претерпевающие перемены на протяжении фильма. Один понимает, что на самом деле из себя представляет то, во что он верил. Второй, уже прекрасно осознавая это, делает выборы, стараясь не потерять лицо. Это бесподобно. За каждым очень интересно наблюдать, каждому по-настоящему сопереживаешь.
Cходство с Уэсом Андерсоном
Нет, Кролик Джождо не похож на фильмы Уэса Андерсона. Полагаю, что многим так показалось из-за некоторой театральной подачи происходящего. Но мне же, как человеку равно сильно любящему обоих авторов, кажется что одной кажущейся схожести не достаточно. Да, «Кролик Джоджо» создан несколько камерным, яркие и насыщенные цвета гармонично соседствуют с спокойными. Но композиция кадра дает четкое осознание, что перед нами Вайтити, а не Андерсон. Персонажи играют более свободно, камера не так часто играет с ракурсами. Да и цветовые решения в фильмах Уэса несут более глубокое смысловое и эстетическое наполнение. В «Кролике Джоджо» больше общих планов и диалогов, выстроенных по классическим киношным канонам. Это не делает фильм плохим или мене хорошим, чем то же «Королевство полной луны». Просто первый дает стойкое ощущение, что ты смотришь отлично снятый фильм, а второй, как и все творчество Уэса Андерсона, занимает своей нарочитой кукольной театральностью.
В заключение хочется сказать следующее. Наплюйте на все разговоры о пропаганде и ненужности фильма. Все эти разговоры представляют собой визуализацию пословицы «Слышу звон, но не знаю где он».
В первую очередь, «Кролик Джоджо» — очень хорошее кино и оно, безусловно заслуживающее внимания. Того, чтобы о нем составили личное мнение. И как мне кажется, оно в подавляющем количестве будет положительным, вот увидите. В данном случае Тайка Вайтити получил прекрасный инструментарий и свободу, которая позволила родиться прекрасному фильму. И это очень здорово.