Пятьдесят четыре года назад жанр научной фантастики стал таким, каким мы его знаем и по сей день. В 1968 году вышла культовая лента Стэнли Кубрика «2001: Космическая одиссея». Великое кино от не менее великого режиссера стало новым этапом в развитии кинофантастики и мирового кинематографа в целом. Почему творение Кубрика актуально в наши дни и каким образом оно повлияло на развитие жанра, об этом сейчас и порассуждаем.
Замысел картины появился у Кубрика после знакомства с писателем Артуром Кларком. По правде говоря, Стэнли хотел снять кино о внеземной жизни (то есть о космосе) довольно давно, но именно после плодотворной встречи с писателем-фантастом родилась идея фильма, за основу сюжета был взят рассказ Артура «Часовой».
Кино рассказывает историю встреч людей с загадочными черными «монолитами».
В культовом прологе ленты нам показывают, как произошла первая встреча земной цивилизации с прямоугольным параллелепипедом. Черный монолит научил австралопитеков пользоваться оружием и инструментами, в последствии один из них, благодаря полученным знаниям убивает лидера стая и становится её вожаком.
В экспозиции же показан современный мир, в котором люди освоили компьютерные технологии и космическое пространство. В это время и происходит вторая встреча человека и черного «монолита», в это раз на Луне.
Основная же история ленты начинается спустя восемь лет. Космическая экспедиция «Дискавери» с искусственным интеллектом на борту отправляется в сторону Юпитера, откуда был получен сигнал третьего параллелепипеда.
С первых минут ленты становится ясно, что Кубрик задумал Космическую одиссею, как торжество сюрреализма. Первые четыре минуты нам показан черный экран, с музыкальным сопровождением в виде классической музыки. В момент прибытия черного «монолита» на Землю (пролог) играет классическая мелодия Рихарда Штрауса, она же воспроизводится каждый раз, когда на экране появляется загадочный камень. К слову здесь симфоническая музыка является чуть ли не главным связующей частью всех аспектов картины. Больше половины хронометража отведено не диалогам, а именно аудиосопровождению, как пример, первая реплика произносится лишь на 26 минуте ленты. Привычная структура повествования была намерено сломлена Кубриком, с целью достижения эффекта внеземного присутствия, чего-то сверхъестественного в фильме.
Также важной частью Одиссеи является прорывной визуал. Просто представьте, середина шестидесятых годов прошлого века, на визуальные эффекты у создателей фантастических фильмов попросту не хватало ресурсов, денежных и умственных. Кубрик же смог показать космос максимально приближенным к реальности. При создании фильма не обошлось без консультации режиссера с работниками NASA, ведь Стэнли — мастер своего дела, трепетность и извращенность в плане производства являются характерной чертой его фильмов.
В итоге Космическая одиссея стала вехой в кинофантастике, до неё попросту не было картин с таким уровнем визуала. Творение Кубрика стала отправной точкой для многих авторов-фантастов, будь то Лукас с Звездными войнами или Скотт с Чужим. На работу Стэнли и по сей день опирается большинство режиссеров современной эпохи, например Кристофер Нолан, работая на Интерстелларом, вдохновлялся Одиссеей. Все, что мы видим в фильмах о космосе двадцать первого века выросло на великом документе Стэнли Кубрика.
Но все же Космическая одиссея — это в первую очередь мощнейшее философское высказывание. Кино проносит нас через всю историю человечества, от каменного века до современной эпохи. Фильм рассматривает вопрос смысла жизни, а с ним и понятие бога (здесь он метафорически предстаёт в виде того самого черного «монолита»).Также кино показывает, как великое творения человека, а именно искусственный интеллект может сыграть злую шутку со своим создателем (к слову, эту же тему, вдохновившись Одиссеей в совершенстве раскрыл Кэмерон в Терминаторе).
Финал же картины считается одним из самых неясных в истории кинематографа. Он породил множество спором и коллизий. Вот что говорит на этот счет сам Кубрик: » Суть в том, что героя забрали богоподобные существа, состоящие из чистой энергии и разума, не имеющие формы. Они помещают героя в своего рода зоопарк для людей, где изучают его. Так проходит вся его жизнь. Только он не чувствует течения времени. Для него все происходит моментально, как и на экране перед зрителем. Покончив с ним, как бывает в большинстве мифов нашей культуры, он трансформируется в некое суперсущество и возвращается на Землю. Можно сказать, что он стал сверхчеловеком. Мы можем только предполагать, что с ним случилось. Это важный момент в любой мифологии, и именно на это мы и намекали.»
Можно много и долго говорить о Космической одиссее 2001 года. Это великое кино, считающееся помимо всего прочего, предзнаменованием будущего. Фильм предугадал появление искусственного разума, портативных планшетов и много чего другого. Лента обязательна к просмотру каждому любителю фантастики, ведь можно её можно считать первоисточником этого жанра.
Сегодня же творение Кубрика является шедевром мирового кинематографа, многие критики говорят о нем, как о культовом художественном произведении двадцатого века.
Источник