Для многих людей фотография воспринимается как очень простая и легкая форма творчества. Всё что от вас требуется – навести фотоаппарат на интересный объект и сделать кадр. Я и сам вижу подобные комментарии под своими постами. В действительности всё немного сложнее.
По сути всё визуальное искусство (фотография, кино, анимация и т.д.) очень тесно связано с базой в живописи: цвет, свет, композиция.
Цвет
Управляя цветом, ты можешь акцентировать внимание на определенных деталях и наоборот. Ты можешь разбить фотографию на цвета и сделать цвет своим главным элементом в работе.
Кислота /Даниил ТкаченкоС помощью цвета ты можешь управлять настроением и ассоциациями зрителя. Этот инструмент «манипуляции» очень просто увидеть посмотрев кино. Включите любой фильм и постарайтесь осознанно его посмотреть, обращая внимания на цветовую палитру. Если вы не делали так раньше, то вы будете приятно удивлены.
Думаю, что многие видели подобные мемы. Если в фильме показывают Мексику, то в цветах преобладают тёплые оттенки.
Если в фильме показывают Россию, то цвета будут холодными. Как вы думаете, почему? Потому что это самый простой и действенный способ показать холод, с чем и ассоциируется наша страна.
Саймон Робертс и его «Полярные ночи»
Давайте посмотрим на фотографии британского фотографа Саймона Робертса, который делает это главным приёмом в своей серии «Полярные ночи».
Как вы можете догадаться из названия серии – она посвящена полярным ночам в Мурманске, когда солнце за весь день почти не появляется на горизонте. Главным героем в этой серии выступает ландшафт и холодная синева вечных сумерек, которая на него ложится.
Люди здесь являются частью общей картинки и лишь дополняют пейзаж. Как пишет сам автор:
Автор использует не только синий цвет, но и маджентовый, что также подходит серии, ведь этот цвет тоже относится к холодным.
Вот так очень просто, благодаря холодным оттенкам, автор передаёт мороз и стужу, которую сам же и испытал, находясь в поездке. Людей здесь нет, а если и есть, то они лишь дополняют пейзаж, а не становятся главными акцентами. Потому что главным героем здесь выступает полярная ночь, холод, пейзажи. И акцентировать внимание на «главном герое» ему очень помогает цвет.
Александр Гронский / «Бесконечная ночь»
Теперь давайте взглянем на схожую серию Александра Гронского «Бесконечная ночь».
Автор также показывает полярную ночь, но с совершенно другим подходом. Синий цвет не становится главным элементом серии, но мы всё ещё можем заметить, что на фотографиях присутствует синий и зеленый оттенок.
Мы можем увидеть, что в первой серии автор пытается показать нам полярную ночь, а во второй серии нам показывают само её влияние.
Здесь преобладают темные оттенки, к тому же, люди здесь не отходят на второй план, как в серии Робертса. Напротив, они играют одну из главных ролей, поскольку нам пытаются показать, как эта «вечная тьма» влияет на местных жителей.
Ведь нам, как зрителям, намного проще понять, что мы почувствуем в таких условиях, просто посмотрев на человека.
Наверное, она очень утомляет, тебе хочется спать.
Возможно, ты растворяешься в этом царстве тьмы.
Этот человек ложиться спать или встаёт? Часы на заднем фоне намеренно размыты. Мы не знаем, может быть, сам этот человек не понимает.
По сути, у нас два автора, которые снимают одно и тоже явление, но они подходят к нему совершенно разными способами, показывают совершенно разные действия и мы, как зрители, получаем абсолютно разные эмоции. И один из элементов, который помогает им выстроить правильный диалог со зрителем – цвет.
Мы с вами посмотрели на то, как цветовая палитра может влиять на общий замысел, и что в руках мастера осмысленная цветовая композиция даёт абсолютно уникальный результат, в зависимости от того, что до вас хотят донести. Но цветовое решение также влияет и на настроение зрителя.
Стив Люнкерн / Якутск
Естественно, это вовсе не правило – синий значит холодно. Это лишь инструмент. Цвет играет важную роль, даже если его нет вовсе. Например, в работах швейцарского фотографа Стива Люнкерна, который фотографировал Якутск, мы тоже видим мерзлоту.
Здесь также холодно, но добивается он этого эффекта не благодаря цвету, а благодаря общему антуражу. Фотографии вообще очень серые, лишенные цветового разнообразия.
Цветовое решение здесь скорее задаёт настроение, чем температуру за окном. Нам не хочется здесь находится, нам неприятно.
Хочется закрыть глаза, спрятаться.
Мы можем разглядеть лишь изредка появляющийся красный цвет. С чем он ассоциируется? С опасностью? С силой? Вполне подходит.
А вот впечатления автора от поездки:
Мне кажется, что на фотографиях он пытался передать именно эти чувства.
Евгения Арбугаева / Тикси
Немного гнетущие примеры я показал, давайте исправимся и посмотрим на чувственный фотопроект Евгении Арбугаевой под названием «Тикси»
Тикси – это посёлок городского типа, находящийся на севере. В этом фотопроекте Евгения хотела показать серверный посёлок глазами маленькой девочки – Тани, потому что она напомнила ей себя в детстве.
Автор буквально воссоединяется со своим детством и заново учится смотреть на мир.
Фотографии в этом проекте оставляют после себя исключительно теплые эмоции, обратите внимание на цвет. Здесь преобладает синий, зеленый, красный и изредка желтый.
При этом цвета очень сдержанные, пастельных тонов. Синий цвет уже не такой мрачный и пугающий, как в предыдущих фотопроектах, напротив, он успокаивает, показываю какую-то безмятежность на фотографиях.
Видно, что автор очень трепетно подошёл к цвету в своих работах и сделал это не просто так, вовсе не для красивой картинки. Вот как автор описывает всё ту же полярную ночь от лица девочки:
«Вокруг были бесконечные поля замерзшей тундры, но поля не были белыми, потому что небо освещало Северное сияние. Снег был окрашен в зеленый цвет.
И по утрам — если ей везло — по дороге в школу она даже замечала немного синего, желтого и розового. Ей нравилось думать о полях, как о пустых полотнах, которые раскрашивает природа.
Она сама также была частью картины, в розовом жакете и красной шапке.
Она подумала про себя: «У каждого сезона свои цвета». Она сохранила все эти цвета в своем сердце и пошла дальше под Северным сиянием в маленьком городке на севере»
Евгения пытается передать нам посредством фотопроекта воспоминания из детства, при этом сами воспоминания давно рассеялись, исказились. Очень трудно смотреть на мир глазами ребёнка, когда ты сам стал взрослым. И очень повезло, что Евгения встретила Таню, поскольку именно благодаря ней она и смогла заново увидеть этот мир, в тех же цветах, что и в детстве.
Мы только что рассмотрели 4 прекрасных фотопроекта, у всех из них прослеживаются общие черты: север, холод, полярные ночи.
При этом фотопроекты выглядят совершенно уникально, а авторы пытаются донести до зрителя разные эмоции и мысли. И в этом им очень хорошо помогает цвет. Он влияет на наше восприятие больше, чем нам может показаться. Синий – не обязательно холодный и мрачный, в руках талантливого человека цвет – это хороший инструмент. Управляя цветом – вы управляете эмоциями.
Свет
Но цвет не может существовать без света. Это очень взаимосвязанные и всем известные вещи. И тем не менее, я расскажу и об этом.
Свет в фотографии играет важнейшую роль, по мимо того, что без света фотография не может существовать буквально, светом также можно устанавливать акценты, настроение и манипулировать зрителем. Как и с цветом.
Он добавляет объём кадру, либо наоборот, делает его плоским. Кроме того, свет оказывает большое влияние на восприятие цвета. Один и тот же цветовой тон может восприниматься совершенно по-разному, в зависимости от света.
Давайте посмотрим на эту фотографию:
Виктор МихайловЗдесь присутствует мягкий свет, поскольку солнце скрылось за облаками, тени тоже становятся мягкими и еле бросаются в глаза. При съёмке с таким светом тени становятся более нежными и тусклыми, исчезает фактура и контраст. Сама фотография выглядит сдержанно и спокойно, может даже мрачновато.
Виктор МихайловЗдесь на фотографии появилось солнце, а вместе с ним и жёсткий свет. Мы сразу можем заметить, что изображение стало более контрастное, за счёт того, мы видим чёткую разницу между светлыми и тёмными участками фотографии. Тени стали резкими и более заметными, что добавляет не только контраст, но и объём. И что же это значит? Если во втором случае картинка стала такой цветастой, насыщенной и объёмной, то не стоит выходить из дома, если солнца нет?
Антон Новосёлов
Давайте посмотрим на фотографии Антона Новосёлова.
Мы видим мягкий, рассеянный свет, который идёт картинке только на пользу. Нам как бы показывают беспечность деревенской жизни.
Цвета не кричат, они не контрастные, что тоже подчёркивает этот уют и спокойствие. Здесь, как и с цветом, выбирайте то, что вам нужно и старайтесь подходить к этому более осознанно, на сколько возможно.
Говоря о свете, я мог бы привести в примеры именитых стрит-фотографов, которые фотографируют в ЧБ, чтобы внимание зрителя удерживал именно свет, а цвет не мешался во все.
Гарри Виногранд (не виноград)Наверное, такой вид фотографии можно назвать базой стрит-фотографии. Но мне нравится видеть это взаимодействие двух элементов – света и цвета.
На этой фотографии мы видим зеленый подоконник, но в разных световых пятнах.
Цвет подоконника один, но под воздействием света его восприятие меняется полностью, что мы и видим на этом градиенте.
Правильно выставленный свет в фотографии это тяжелая, но нужная работа. К сожалению или наоборот, к счастью, в уличной фотографии не может быть «правильного» света, в отличие от студийной. И нам приходится работать с тем, что есть.
Игорь Метод (не сериал)По сути, когда мы выходим фотографировать, то мы находимся в огромной студии, только свет здесь за нас уже выставили. Но это не плохо, наоборот. Природа нарисует вам такие световые узоры, которые не выставит ни один студийный фотограф. Утрирую, конечно.
Принято считать, что лучшее время для фотографии – утро или вечер. Вы даже скорее всего слышали, что такое время суток называется «золотой час» для фотографов.
Иллюстрация — Анна МасловаВ это время солнце находится не над нашей головой, а с боку. Свет становится более мягким, а тени более длинные, что добавляет объёму. Более того, в такой час у нас есть возможность подражать студийному фотографу и «выставить» свет самому. Если я и объект моей съёмки находимся напротив источника освещения, то мы получим контрастный свет, как на фотографии:
Евгения ВячеславовнаНо мы можем обойти объект для фотографии или немного встать в сторону, тогда мы получим совершенно другую картинку:
Илья СтружковКонечно же, не стоит брать «золотой час» в абсолют, снимать можно и днём. Солнце вас не испепелит, а облака создадут нужный мягкий свет. Это скорее дополнительный инструмент в руках фотографа.
Елена ЧернышоваСвет такой же отличный источник манипуляций, как и цвет. Он помогает выделить главный объект, расставить акценты, скрывать не нужные детали от зрителя. Это вообще важная часть композиции – чем светлее и ярче объект на изображении, тем больше внимания он привлечёт. И наоборот. В тенях мы можем спрятать не нужные для зрителя элементы фотографии.
Иван ТуруханоЭто также интересный механизм для работы фотоаппарата. Если вы фотографируете, то скорее всего знаете, что такое выдержка. Если простыми словами, то выдержка – это время открытия затвора, то есть время, за которое фотоаппарат делает снимок. Чаще всего речь идёт о долях секунды.
Но мы можем выставить и более «долгое» значение, для чего? Дело в том, что чем дольше открыт затвор фотоаппарата, тем больше на него попадает света. Если мы поставим фотоаппарат на штатив и выставим длинную выдержку, то движущиеся объекты в кадре будут размыты.
Вы наверняка видели подобные фотографии, чаще всего их делают с ночными машинами, потому что так проще всего. Множество световых пятен движутся с огромной скоростью. Я никогда не любил такое, выглядит пошло. Но в руках мастера этот приём может стать способом показать своё видение мира.
Алексей Титаренко / «Город теней»
Возьмём в пример фотопроект Алексея Титаренко «Город теней», который мастерски показал, как можно использовать этот инструмент в фотографии и чьи фотографии невозможно перепутать с другими авторами.
Автор попытался передать зрителю тревожную атмосферу Санкт-Петербурга в 1990 году. С помощью выдержки он нашёл способ визуально передать свои эмоции и чувства от увиденного. Люди здесь словно тени. Со слов автора:
«Толпа людей, плывущая возле станции метро, образовала нечто вроде человеческого моря, дав мне ощущение нереальности, фантасмагории; Эти люди были как тени из подземного мира, мира, посещаемого Энием, персонажем Вергилия. Это было место, где время остановилось»
Не могу представить, как сложно было выставлять композицию, при том, что твоя композиция физически движется и ты не можешь её контролировать. Ещё и снимаешь на плёнку, то есть не можешь посмотреть итоговый результат на месте. Получилась ли фотография или нет? С другой стороны, могу представить его восхищение во время проявки плёнки.
Сами фотографии чёрно-белые, но автор придаёт им легкий эффект сепии с помощью Вирирования. Это процесс, когда фотографию тонируют с помощью химической обработки. Эта сепия здесь не только для красоты, она немного оживляет кадры и добавляет ощущения света, кроме того, эта сепия отражает цветовую палитру Санкт-Петербурга.
Именно такие авторы используют все возможные аспекты в фотографии: свет, цвет, композиция, техническая сторона, вообще всё.
Камера-обскура
Говоря о технических возможностях. Вы знали, что фотографировать, можно вообще не имея объектива? Да, вам не обязательно тратить 50 тысяч на новый объектив, вы можете просто сделать дырку в фольге. Есть такой термин, как «Камера-обскура» — это светонепроницаемый ящик с небольшим отверстием в одной стене и приклеенной бумагой в другой. Свет проходит через отверстие и создаёт перевернутое изображение на бумаге. Таким способом многие хитрые художники упрощали себе жизнь, буквально срисовывая изображение. Можно сказать, что именно отсюда и растут ноги фотографии.
Роль такой простой коробочки может исполнить наш фотоаппарат. Достаточно просто проделать отверстие в крышке от объектива, вставить туда, например, фольгу и также проделать в ней очень маленькое отверстие.
Такой стиль в фотографии называется «пинхол» или «лох-камера» от английского Loch «отверстие». Результат будет выглядеть своеобразно, на своего любителя.
Такую камеру-обскура можно сделать даже из консервной банки и получить интересные фотографии.
У Криса Кини есть целый блог посвящённый пинхол фотографии, где он делает фотоаппараты из чего угодно.
Но что самое интересное, вы можете сделать камеру-обскура буквально из своей комнаты. Например, так сделал Фёдор Телков в своем проекте «Город внутри».
Для этого в комнате он заклеил окно так, чтобы свет не пропускался вообще. А затем просто сделал небольшое отверстие в центре окна. И получилась такая невероятная картинка – город внутри собственной квартиры.
Я просто хочу показать вам, что не обязательно знать о том, как работает свет или цвет, но это необходимо, если вы захотите сделать подобные вещи, чтобы начать экспериментировать – нужно знать, как это работает.
Композиция
Мы выяснили, что свет и цвет очень важный элемент фотографии, а что их объединяет, кроме «вет»? Конечно, композиция!
Прекрасно, если вы разбираетесь в видах света, можете составить цветовую палитру для вашей фотографии, но всё должно дополнять друг друга, при чем так, чтобы фотография не была перегружена или наоборот, слишком простой.
Давайте поговорим об основах, а основы в композиции – это баланс. Разберёмся на примерах моих фотографий:
Все мы знаем про правило третей. Напомню для тех, кто забыл. Правило третей это упрощение золотого сечения. Условно мы разделяем кадр на несколько линий и помещаем значимые элементы в третях или на точках пересечения. Это очень упрощенный способ выставить композицию, конечно же, всё не ограничивается парой линий и расположения главного объекта на них, всё намного сложнее.
Одна из главнейших вещей здесь – это вес. Каждый объект в кадре имеет свой вес, он складывается из света, цвета, расположения и всего, что есть на фотографии. Чем больше объект, тем больше он весит. Всё как в жизни.
Проще всего достигнуть баланса просто разместив объект в центре. Кто бы знал?
Но чем ближе он к краю, тем сложнее уследить за его весом. Разместим вагончик ближе к левому краю и нам уже кажется, что он собирается куда-то уехать.
А если добавить фотографии немного больше пространства снизу, то она становится визуально тяжелее.
При этом, добавив кадру больше воздуха – фотография приобретает легкость.
Объясняется это очень просто – законы гравитации. Тяжелые объекты находятся снизу и утяжеляют кадр
А легкие, например, небо или какое-то пустое белое пространство, наоборот, делают его легче.
Этот эффект можно увидеть на следующей фотографии:
Пространство сверху придаёт фотографии лёгкость, при этом верхушка кадра заполнена птицами, они помогают кадру быть более цельным, давая нам рассмотреть изображение целиком.
Когда зритель смотрит на фотографию с плохой композицией, то у него возникает чувство дискомфорта. Он не может понять почему так, а мы можем, поэтому мы должны задавать правильный баланс фотографии.
На этом кадре взгляд сразу бросается на левую часть изображения, здесь большой дом, красная машина, всё наше внимание притягивается сюда. А уже после уходит разглядывать остальную часть кадра, в чём зрителю помогают линии. Мы начинаем смотреть слева и заканчиваем справа.
Но если я отзеркалю фотографию, то картинка начинает вызывать дискомфорт. Правая часть кадра слишком перегружена. Дело в том, что мы с вами привыкли читать слева направо, также и здесь, любое изображение мы будем читать слева направо. Будь то фотография, картина или кадр из фильма. Поэтому наш взгляд прежде всего будет падать на левую сторону кадра и именно поэтому объект справа будет выглядеть визуально тяжелее. Очень интересно узнать, как арабы читают фотографию.
Как я уже сказал, на вес в фотографии также влияет свет и цвет. Чем светлее объект, тем он легче. Чем темнее, тем тяжелее.
На этой фотографии мы видим два световых пятна – тёмное и светлое. Мы можем визуально разделить кадр и увидеть, что он делится по свету.
При этом левая, лёгкая часть, заполнена тёмным пятном, а правая, тяжёлая часть – светлым. Именно поэтому они уравновешивают друг друга. Если отзеркалить фотографию, то получится непонятная каша.
С цветом тоже интересно. У него также есть вес, который зависит от расположения. Например, темно-красный цвет расположенный сверху будет утяжелять картинку:
Но если поместить его вниз, то изображение станет полегче:
А с синим наоборот, снизу кадра он будет тяжелее:
А сверху легче:
Поэтому с цветами тоже нужно быть аккуратным, лучше не оставлять не нужных цветовых пятен, отсекайте всё не нужное – цвет, свет, лишние элементы, всё под нож!
Цвет привлекает внимания, как на этом снимке. Цветом мы акцентируем внимание на нужном объекте. Чем ярче объект, тем больше он привлечёт внимание. Усилить эффект нам поможет контрастный цвет:
На цветовой схеме – красный будет комплементарен зеленому, то есть контрастен. Поэтому наш взгляд с ещё большей силой притягивается к этому контрастному элементу.
Мы можем размыть изображение, но при этом всё равно разглядим главный объект на фотографии.
Выделение объекта контрастами работает не только с цветом, но и со светом:
насыщенностью:
И вообще со всем, с чем можно контрастировать (большой/маленький, толстый/худой, чистый/грязный)
Самое главное в фотографии
И вот мы поняли, что правильный свет и цвет играют важнейшую роль в фотографии, но без нужной композиции эти элементы не будут работать. Значит самое важное в фотографии это композиция? Не совсем.
Самое главное в фотографии — это умение видеть. Вы можете выучить сотни правил, запомнить десятки цветовых и световых схем, понять, как работает композиция, но это всё бессмысленно, если на вашем снимке нет интересного сюжета, объекта, смысла.
Важнее всего поймать сам кадр, чем выставить правильную композицию. Но, конечно же, лучше сделать и то и другое.
Это самое сложное и интересное в стрит-фотографии, потому что мир, улица, двор вокруг нас постоянно меняются.
Проходя одно и тоже место, мы можем находить абсолютно разные сюжеты.
Например, утром этот слепой мужчина выгуливал здесь свою собаку, а днём уже нет. Я мог бы прийти сюда позже и не застать его.
Самое важное в фотографии это уметь видеть то, чего не видят остальные. Старайтесь искать необычное в обычном. Вы можете сфотографировать красивый дом в центре Питера, вид на море или статую. Эти вещи сами по себе выглядят приятно, их и так видят люди.
Дмитрий ЛукьяновПокажите им то, что скрыто от их взора, за важными делами, рутинными мыслями и быстрой походкой. Остановитесь, выдохните и посмотрите вокруг, тогда наверняка вы что-то разглядите.
Или, наоборот, покажите необычное в обычном. К сожалению, здесь нет каких-то правил, как в случае с цветом, светом или композиций. Этот навык нужно тренировать на практике, смотреть чужие фотографии. Попробуйте их повторить и постепенно вырабатывать свой собственный стиль.
Сюжеты легче замечать, если вы заранее наметились на определенную серию фотографий или фотопроект.
Андрей Иванов / «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что»
Например, Андрей Иванов сделал прекрасную книгу под названием «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что».
Автор собирал образы русских сказок, которые окружают нас в повседневной действительности.
Изначально фотографии были постановочными, но позже он сам заметил, что образы витают тут и там, стоит только обратить внимание.
Или фотограф Александр Сухарев, который смог разглядеть буквы в домах, пролетая над ними с помощью дрона.
Проще всего привязать серию фотографий к конкретному месту, существует множество фотопроектов, посвященных определенному городу. Самый известный из них – Норильск.
Елена Чернышова / «Days of Night – Nights of Day»
В своём фотопроекте Евгения Чернышова повествует о повседневности жителей Норильска, рассказывая об их условиях жизни, экологии и изоляции от мира.
Я видел множество фотопроектов, связанных с Норильском, но почему-то именно этот въелся мне в память. За эту работу автор удостоился премии «World Press Photo».
Ещё один простой способ начать что-то замечать: существует множество фотопроектов, посвященных различным подборкам, это буквально «коллекции». Так Кристофер Хервиг проехал более 30 000 км по дорогам бывших республик советского союза, чтобы найти и сфотографировать советские остановки. Это буквально музейный экспонаты, которые мы можем увидеть благодаря автору.
Я и сам пробовал нечто подобное, но меня хватило всего на 5 снимков. Увидеть такие вещи становится проще, а вот найти не всегда получается.
Бывают и такие проекты, смотря на которые в голове не укладывается – как это придумали и реализовали?
Александр Гронский и Ксения Бабшукина / «схема»
Александр Гронский и Ксения Бабшукина сделали десятки, если не сотни фотографий одинаковых дворов, спроектированных по одной схеме, но находящихся в разных местах.
Смотря на их проект и разглядывая соответствия и несоответствия элементов, в голове возникают сомнения, а возможно так сфотографировать?
Может быть всё-таки это одно и тоже место?
А потом замечаешь различия и понимаешь, что места разные.
Но поверить всё равно не можешь.
Если бы я увидел этот фотопроект сейчас, то подумал бы, что это нейросеть.
У всех авторов, которых мы с вами сегодня рассмотрели присутствует свой уникальный подход к фотографии. Они задаются уникальными вопросами и дают уникальные ответы. И у всех них ноги растут именно из стрит фотографии. Просто своим снимкам они придали чуть больше значения, чуть больше смысла.
Алексей Леонадзе и Роман Гостев:
Надеюсь, что сегодня вы узнали для себя что-то новое или, по крайней мере, освежили память. Если хотите посмотреть на мои фотографии, то жду вас в своём телеграмм канале, не завышайте планку ожидания, после просмотренных сегодня проектов сделать это очень легко!