После кинофестиваля в Каннах было много разных слухов про причины победы «Титана». Хейтеры писали про фем-повестку, скандальность и вторичность по отношению к фильмам Кроненберга. Как оказалось, ничего из этого в фильме нет.
«Титан» — фильм-проверка, стоит ли вам дальше читать кинокритика: если он пишет что-то про сходство с «Автокатастрофой» Кроненберга, можете смело закрывать текст и отписываться от его канала. Он либо дурак, либо не смотрел дальше трейлера. (прим. ред.: мы не говорим, что должна быть только одна верная трактовка фильма. Все они имеют право на жизнь. Но обидно, когда читаемые критики, которые должны привлекать к картине аудиторию, пишут поверхностные трактовки, которые опошляют фильм и скрывают от зрителя ту красоту, которая присутствует в нем).
«Титан» может понравиться, может разочаровать, но после просмотра вы его точно не забудете. Главное понимать, что нет тут никакой проблемы влечения к машинам и, упаси Господь, боязни технологий. Предпочтение металлических предметов людям, как и титановая пластина в голове, всего лишь метафора холодности главной героини. Ведь у машин нет чувств, как нет их у Алексии до встречи с пожарным. Язык «Титана» такой, что в нем нельзя ничего воспринимать в прямом смысле. Это абсолютно визуальное повествование с множеством символов. А шок-контент нужен для того, чтобы зритель мог вместе с главной героиней испытать те муки, которая она чувствует.
Все экспрессивные события, которые взбудоражили зрителей в Каннах, происходят тут в первые полчаса. Это жестокие убийства, секс с машиной и радикальная смена внешности. Затем начинается драма про стареющего отца, которому не хватает любви, потому что его сын пропал много лет назад, а жена, видимо, ушла добровольно. Когда он в полицейском участке видит Алексию, выдающую себя за пропавшего ребенка, скорее всего, уже все понимает, но хватается за возможность заполнить чем-то пустоту внутри себя. Алексия сначала воспринимает пожарную часть просто как место, в котором можно спрятаться от копов. Но с каждым днем она все больше понимает, что такое отцовская любовь, которой у нее никогда не было. Под положительным влиянием новоиспеченного папы и она сама начинает меняться в лучшую, человеческую сторону. Таким образом, мы понимаем, что в монстра ее превратила не титановая пластина, а воспитание, точнее его отсутствие, от прошлых родителей.
О развитии героини в лучшую сторону говорит финал «Титана» (извините за спойлер, он незначительный и просмотр не испортит, но, если сильно переживаете, можете перемотать текст на 30 секунд вперед). У Алексии рождается человеческий младенец. Он, конечно, не совсем обычный, но это и не мультиварка или прочая причуда, которая могла у нее родиться, судя по намекам в течение фильма. Абсолютно нормальным малыш и не мог появиться на свет, ведь сама героиня пока только сделала шаг навстречу человечности. И это, конечно, тоже символизм того, что главная героиня заново родилась.
Самое крутое, что «Титан» не спекулирует на теме женской силы и эмансипации. Наоборот, он размывает границы гендера, утверждая, что на это не стоит даже обращать внимание. И женщины могут быть сильными, и мужчины слабыми, главное — независимо от пола, относиться к человеку с любовью. Старая истина «относитесь к людям так, как хотите, чтобы они относились к вам», но в такой форме, как в «Титане» о ней еще точно не говорили. Ведь если относиться к человеку, как к монстру, он таким и будет. Если к монстру с любовью — он станет человеком. Вот такую гуманистическую и доброжелательную идею Дюкурно подает под видом боди-хоррора. Хотя это, конечно, не совсем боди-хоррор, не совсем чёрная комедия, не совсем визажист, не совсем массажист — это мультижанровое авторское кино, которое мастерски при таком экстремальном синопсисе, ни секунды не скатывается в треш от (великой) студии Трома.
Ps. У меня с другом в телеграме есть дневник нашего киночелленджа, в котором мы по очереди показываем друг другу фильмы (по возможности редкие) и оцениваем их по шкале от -5 до 5. Там мы пишем небольшие отчеты про все фильмы, которые посмотрели, и ведем счет. Недавно я там чуть менее душно, чем здесь, писал и про «Титан»