Я люблю «Звездные войны». Я люблю их за удивительные, яркие миры; за разнообразных и харизматичных персонажей; за невероятно эстетичные дуэли на световых мечах; за пробирающую до мурашек музыку Джона Уильямса. Этот прогноз дается мне с тяжелым сердцем, но я все-таки его сделаю: я уверен в том, что за ближайшее десятилетие работы диснеевского «конвейера» по производству фильмов по вселенной «Звездных войн», ничего из перечисленного мы с вами не увидим (или, в случае с Джоном Уильямсом, не услышим). И еще один прогноз, который еще несколько лет назад прозвучал бы как полнейший абсурд: в скором времени мы с вами возненавидим оригинальную трилогию. Или, по крайней мере, устанем от нее.
Если вы интересуетесь «Звездными войнами», вы, скорее всего, в курсе того, что за время существования вышедшей в 2011 году MMORPG «Star Wars: The Old Republic» для нее были выпущены пять «кинематографических» трейлеров невероятно высокого качества. Каждый из них, по сути, представляет из себя короткометражный фильм, причем снятый очень талантливо – и драматургически, и визуально. Герои, проводящие на экране на считанные секунды и зачастую не произносящие ни слова, мгновенно вызывают симпатию или, по крайней мере, интерес, а схватки на световых мечах сняты масштабно, драматично и с выдумкой. Ролики завоевали заслуженную популярность, и, скорее всего, привели в слабо напоминающую свои трейлеры «SWTOR» немало новых игроков, однако речь о них зашла вовсе не из-за их маркетинговой эффективности.
Под каждым трейлером, будь то ролик с официального канала, перезалив, перемонтированная в получасовой мини-фильм версия или версия с русской озвучкой, комментаторы проявляют удивительное единодушие, стремясь донести одну единственную мысль: людей, ответственных за эти ролики, необходимо срочно отправить снимать полнометражный игровой фильм по «Звездным войнам». С выходом «Пробуждения силы» к этому типу комментариев добавился еще один, развивающий ту же мысль: почему новые «Звездные войны» от Disney выглядят настолько блекло и слабо на фоне трейлеров к дополнениям к MMORPG шестилетней давности?
На мой взгляд, на этот вопрос есть конкретный и очевидный ответ. Все недостатки новых «Звездных войн» проистекают из одной большой и безнадежной проблемы: Disney одержима старой трилогией. Чтобы убедиться в этой одержимости и навсегда похоронить мечты о полнометражном фильме в духе трейлеров «SWTOR», достаточно взглянуть на список грядущих проектов студии.
Да, это не шутка: судя по всему, помимо фильмов о Бобе Фетте, Оби-ване Кеноби и Хане Соло, нас ждет отдельный фильм о Джаббе Хатте. Комментарии тут излишни: можно потренировать воображение, представив себе гангстерский фильм в духе «Крестного отца» о разборках татуинской мафии и сложных взаимоотношениях Джаббы с его детьми, можно даже представить, что такой фильм при определенных обстоятельствах мог бы выйти неплохим, или, по крайней мере, забавным. Однако это не отменяет того факта, что сольный фильм о Джаббе Хатте – очевидно не самая лучшая идея. Как не было лучшей идеей снимать отдельный фильм о похищении чертежей звезды смерти или делать долгожданный седьмой эпизод всего лишь нелогичным ремейком четвертого. На мой взгляд, и «Пробуждение силы», и «Изгой-один» получились неплохими, как в теории может оказаться неплохим и фильм о Джаббе Хатте. Но задайте себе вопрос: если бы у вас была лицензия на вселенную «Звездных войн», миллиарды долларов и полная творческая свобода, стали бы вы снимать что-нибудь подобное?
Так почему же в Disney так уверены в том, что нам, зрителям, нужны именно «фанфики» о третьестепенных персонажах оригинальной трилогии в декорациях «очередной пустынной планеты», а не эпические конфликты между ситхами и джедаями из трейлеров к «SWTOR», если любому нормальному человеку понятно, что это по крайней мере не очевидно? Ответ заключается в том, что Disney — не человек, а корпорация, и мыслит она очень специфическим образом.
Голливудские студии принимают решения подобно неисправному роботу – они опираются на очень простую, линейную «логику», при этом их выводы слабо соотносятся с реальностью. Когда фильм проваливается или получает порцию негатива от зрителей, корпорации из раза в раз делают один и тот же ряд выводов: нужно перестать снимать этого актера, т.к. он «не кассовый»; нужно перестать снимать в этом жанре, т.к. он не интересует зрителя и т.д. При этом их разум гонит прочь простую мысль о том, что фильм, возможно, просто был плохим по каким-то объективным причинам, — ведь такой показатель, как «качество» проанализировать гораздо труднее, да и не могут же зрители быть настолько умными, чтобы реагировать на что-то, кроме имен на постере. Поэтому, например, громкий провал диснеевского «Одинокого рейнджера» поставил крест не на перегруженных сценариях, а на Арми Хаммере, Джонни Деппе, жанре «вестерн» и дорогих проектах, не являющихся сиквелом, ребутом или экранизацией чего-либо популярного. На кону стоят миллионы долларов, и ошибиться нельзя – а вдруг фильм провалился именно из-за Арми Хаммера, а мы продолжили его снимать? Поэтому гораздо надежнее будет ампутировать все элементы неудачного фильма и никогда не использовать их снова. Похожая судьба постигла и приквелы «Звездных войн».
Ни один из трех эпизодов-приквелов не провалился в прокате, но это не помешало им заработать ужасную репутацию у фанатов, так что финансово удачные фильмы можно записать в неудачу творческую. «Скрытая угроза», оказавшаяся неожиданно детской для эпизода «Звездных войн», нешуточно разочаровала зрителей; «Атака клонов» вышла слишком сумбурной и запомнилась множеством спорных моментов; «Месть ситхов» же оказалась вполне достойным фильмом, но сломить тренд на негативное восприятие приквелов уже не смогла. С каждым годом яростных онлайн и оффлайн-обсуждений новая трилогия приобретала все более и более дурную репутацию, а оригинальная – наоборот, укреплялась в своем культовом статусе, из-за чего попытки Джорджа Лукаса внести в нее незначительные косметические изменения (например, перерисовка того же Джаббы Хатта) воспринимались фанатской базой едва ли не как кощунство. В таком состоянии «Звездные войны» приняла Disney, и сделала единственный вывод, который могла сделать корпорация – полностью отбросить все, что привнесла ненавистная общественности трилогия приквелов и попытаться повторить все, что можно повторить из трех оригинальных эпизодов.
При этом любому, кто не является голливудским боссом, очевиден тот факт, что приквелы не ужасны с первого кадра до последнего, как не обладает непререкаемой святостью и оригинал. Трилогию приквелов сгубили вполне конкретные вещи – неудачный выбор актера на роль Энакина, неумение Лукаса писать живые романтические диалоги, избыточное использование CGI, вызывающий вопросы переход Энакина на темную сторону. Список можно продолжать, однако можно с уверенностью назвать элементы, которые в него не войдут. В число недостатков эпизодов I-III совершенно точно не входят: расширение мира, демонстрация множества новых планет с интересной природой, архитектурой и фауной (в противовес пустыням, лесам и снегу из стесненных технологическими ограничениями 70-ых); великолепно поставленные дуэли на световых мечах (в противовес убедительным, но не слишком визуально впечатляющим дракам из оригинала); сложный сюжет с неоднозначными решениями, политикой и интригами (в противовес цепочке битв между очевидно плохими и очевидно хорошими); несколько потрясающих новых мелодий Джона Уильямса, практически не уступающих ставшему легендарным саундтреку оригинальной трилогии.
Всего вышеперечисленного, как я уже предсказал, мы не увидим в ближайшее время, а, может быть, и никогда. Все это, даже новую музыку (напойте несколько нот из саундтрека седьмого эпизода) Disney пустила под нож, потому что ей лень было разбираться в причинах всеобщего недовольства приквелами, очевидных любому здравомыслящему человеку. За ближайшее десятилетие мы увидим десяток фильмов, действие которых будет происходить в одной из самых интересных и разнообразных вымышленных вселенных в истории, но каждый из них будет топтаться на останках трех замечательных произведений сорокалетней давности, даже не помышля о том, чтобы выйти за их пределы. Мы будем смотреть на еще один Татуин и на еще один Хот под другими названиями, пока в соседнем зале будет идти очередной сиквел «Аватара», потому что Джордж Лукас однажды переборщил с несовершенным на тот момент CGI. Мы увидим несколько неловких, медленных, скучных поединков между Рэй и Кайло Реном, в то время как энтузиасты будут выкладывать на youtube любительские ролики со значительно более захватывающей хореографией, а под трейлерами «SWTOR» продолжат появляться недоуменные комментарии. Мы увидим ремейк «Возвращения джедая» вслед за ремейком «Ответного удара», потому что Disney убеждена, что фанаты возненавидели приквелы именно за смелость, оригинальность и новизну. А между ними нам покажут ненужные предыстории второстепенных и третьестепенных персонажей из оригинальной трилогии – и каждый раз, видя их на экране, мы будем радоваться все меньше.
А самым обидным во всем этом будет то, что когда я буду смотреть на качественно нарисованные космические сражения и выкладывающихся в кадре хороших актеров, меня не будет покидать мысль о том, что все то, что мне хотелось бы увидеть на большом экране – оно где-то совсем рядом, за поворотом, в соседней звездной системе, только руку протяни. Может быть, там и скрываются эти поражающие воображение фантастические пейзажи, на фоне которых джедаи и ситхи вступают друг с другом во впечатляющую битву, обусловленную глубоким и логичным сюжетом, никак не завязанным ни на Люке, ни на Хане Соло. И я запросто мог бы увидеть это своими глазами, если бы все эти деньги, весь этот талант и человеко-часы были направлены в слегка другом направлении. Если бы в креслах совета директоров компании «Disney» сидели люди, чуть больше похожие на меня. На всех нас.
Разумеется, я все еще люблю старую трилогию. Я люблю ее сильнее, чем «Атаку клонов», и сильнее, чем трейлеры к «The Old Republic». Но меня не покидает ощущение, что в следующий раз, когда я буду пересматривать сагу, я пропущу четвертый, пятый и шестой эпизоды. Потому что, как мне кажется, на тот момент в моей жизни будет достаточно Бобы Фетта, Хана Соло, звезд смерти, промахивающихся штурмовиков и пустынных планет. Кто знает, возможно, к этому времени я даже соскучусь по Джа-Джа Бинксу.
Источник: DTF