2004 год. Сэм Рэйми создаёт свой магнум опус в трилогии о жизни и супергеройских похождениях иконы всех подростков 90-х и 2000-х. Этот фильм является не только примером того, как надо делать идеальный сиквел, но и того, как надо делать кино о парнях в трико, на который спустя 17 лет равняются все, кто снимает в этом жанре.
Буквально вчера я пересмотрел вторую часть трилогии Рэйми о похождениях Питера Паркера и заявляю, что он выдержал проверку временем. В чем причина такого эффекта? Хорошие спецэффекты? Нет, они как раз-таки сильно бросаются в глаза, особенно, если смотреть на большом экране.
Секрет прост. Этот фильм можно смотреть, опустив все моменты с драками нарисованных на компьютере персонажей, потому что он интересен сам по себе своим взрослым повествованием и грамотной режиссурой в купе с мощнейшей операторской работой.
«У меня есть выбор»
Все прекрасно помнят сюжет второй части. Паркер пытается усидеть на двух стульях: и с девушкой отношения заиметь, и людей поспасать. Тем более что на улицах города появился очередной злодей из круга его знакомых. Но затем он приходит к выводу, что это банально невозможно. Его всегда будут разрывать на несколько частей, а ему остаётся лишь делать выбор, как поступить в той или иной ситуации.
Пытаясь отказаться от своего образа героя на полставки, который не может заплатить за квартиру и работать полноценный график из-за своих «паучьих» обязанностей, он буквально освобождается. В своей голове он общается с Дядей Беном, человеком-ответственностью. Тот говорит ему, что он должен использовать свою силу на благо общества и дальше, но Питер отказывается. Он говорит ему, что не может быть Человеком-пауком и дальше, потому что его жизнь разваливается.
После этого момента саморефлексии его настроение улучшается, жизнь студента, работяги и даже отношения с девушками становятся лучше, но со временем его вновь начинают терзать сомнения. И только Тетя Мэй помогает ему окончательно решить, кто он и что ему делать со своей силой.
Я считаю, что диалоги в комнате Мэй и снаружи их дома, когда она решила переехать в квартиру подешевле ничем не хуже классической фразы «с большой силой приходит большая ответственное», потому что они помогают решить главному герою загадку о своём бытие в момент личностного кризиса, который так или иначе его бы настиг.
Герой, которого мы заслуживаем
Сэм Рэйми стремится показывать нам не супергероя, которому повезло обрести силу, а в первую очередь человека, который от этой силы страдает. На мой взгляд, это самый главный аспект фильма и важнейшая причина, почему подростки со всего мира считают именно Паука своим главным героем и мечтают в детстве стать им, а не Железным Человеком или Халком.
Питер Паркер — это собирательный образ, состоящий из травм, желаний и переживаний обычных людей. Каждый человек сможет найти отклик и частичку себя в образе, сыгранном для многих не любимым Тоби Магуаейром. Да, ему в жизни не поверишь, что он подросток, который ходит в университет, как в случае с Холландом или Гарфилдом, но режиссёр никогда и не преследовал эту цель.
Судя по структуре фильмов Рэйми, история Паркера из комиксов обрекала его на рамки, за пределы которых было крайне необходимо выйти для рассказа именно такого сюжета, что был показан в финальной версии. В трилогии Рэйми Питер Паркер — это достаточно взрослый человек. Он не лишён чувства юмора и детских мечтаний. Но из-за того, что он вынужден разрываться между своей жизнью и жизнью своего альтер эго, времени на детские шалости попросту нет. Он вынужден быть взрослым и сильным на фоне других. Потому что больше некому. И это делает его бесконечно одиноким.
Питер даже не может снять маску перед близкими ему людьми. Он не боится осуждения с их стороны. Он боится их потерять из-за того, что у Человека-Паука всегда будут враги, а как мы знаем по фильмам Рэйми, все враги Паука — это люди из его окружения.
Но в одном из лучших моментов трилогии он все-таки был вынужден показать своё лицо другим людям. Поездка на поезде с Доктором Октавиусом и его щупальцами, а также большим количеством пассажиров — это ключевой момент в выходе из личностного кризиса и становлении персонажа. Он спас людей от неминуемой смерти ценой потери своей анонимности. Увидев его лицо, они поняли, что он обычный парнишка, такой же как и все они.
Поезд останавливается. Питер падает вниз из-за потери сил, но тут большое количество рук разных размеров, возрастов и цвета кожи подхватывает его, не давая упасть. В этой сцене Человека-паука сравнивают с Иисусом, иконой, пришедшей из мира людей, но наделённой нечеловеческой силой. И, также как и фильме, Человек-паук повлиял на каждого из нас в реальной жизни, наши принципы, был символом и опорой, потому что он все ещё человек, а не парень в трусах, родившийся на планете Криптон. Что тут сказать? Образы — это сильная вещь, если использовать их грамотно (не правда ли, Зак Снайдер?).
«Мальчишкам нужен герой»
Сэм Рэйми отлично справился с созданием того Человека-паука, который являет собой многочисленные добродетели, оставаясь при этом человеком. И, несмотря на то, что злодеи в его фильмах лишены достаточного уровня мотивации, история остаётся взрослой, при этом не лишаясь красок и не превращаясь в чернуху. Помимо комиксов о Пауке, можно назвать лишь игру 2018 года от Insomniac, которая по уровню рассказанной истории может приблизиться к этому фильму.
Эта история о человеке и о большом грузе ответственности, которая до сих пор любима многими и чью значимость для культуры кино-комиксов тяжело переоценить. И сколько бы лет не прошло, вряд ли у Marvel получится снять нечто подобное. Ведь это фильм с душой, а не очередной блокбастер-аттракцион о пустых персонажах, по вкусу напоминающий уже 100 раз пережеванную жвачку.