Почему Бэтмен культовый герой, и как мрачность делает его более привлекательным

В чём феномен популярности Бэтмена. И почему именно сейчас образ героя необходим людям как никогда.

Бэтмен — один из самых культовых персонажей комиксов. Более чем за 80 лет герой прошёл множество трансформаций, но по прежнему остался актуальным. А всё потому, что Бэтмен пожалуй, самый психологически убедительный персонаж. Психологичность — основная его особенность, и в этом есть что-то совершенно завораживающее.

Видеоверсия прилагается. Enjoy!

У Бэтмена нет настоящих сверхспособностей. И это важно, так как устанавливает более человеческую связь героя с аудиторией. А главный посыл, который можно из этого почерпнуть — для того, чтобы быть героем, не нужно иметь ни инопланетные, ни какие-либо ещё сверхчеловеческие силы. Всё-таки даже заурядный человек может стать экстраординарным, если поставит перед собой такую цель. Ведь Брюс Уэйн, благодаря одной своей воле, строжайшему самоконтролю и на пределе человеческих возможностей делает из себя большее, чем обычный человек.

Стандартная тренировка Брюса Уэйна перед завтраком

Но дело не только в нём самом: Готэм, в котором живет человек-летучая мышь, очень мрачный криминальный город. А враги Бэтмена — наиболее порочные, в сравнении с врагами других героев. Порой их мотивы туманны — ими двигает иное, нежели просто месть или желание кого-то ограбить. Часто злодеи Готэма действуют по причинам собственных проблем с психикой.

В то время, как любой другой супергерой сталкивается с врагами, которые тоже обладают сверхспособностями, враги Бэтмена — так же, как и он сам, персонажи, глубоко психологически проработанные. И если антагонисты Супермена или Человека-паука главным образом бросают вызов их суперспособностям, то враги Бэтмена бросают вызов его убеждениям, ценностям и мировоззрению в целом.

Зрители чаще всего определяют врагов героя по их поведению и отличительным чертам личности: например, принятие решений с помощью подбрасывания монеты, убийственные розыгрыши и прочие навязчивые идеи. Ни одному другому супергерою никогда не противостояла целая психиатрическая лечебница, полная душевнобольных.

И на ментальном уровне задача антагонистов Бэтмена — склонить героя к тёмной стороне, заставить предать свои ценности. Бэтмену всегда приходится непросто, так как ему необходимо бороться ещё и с собственными демонами.

Типичные супергерои олицетворяют единую идею справедливости и всеобщего блага. Их часто изображают этакими миротворцами, у которых есть черно-белое представление о добре и зле. А вот мотивы Бэтмена более личные. Моральный компас, который движет Брюсом Уэйном, берёт своё начало из трагедии, что с ним произошла. В детстве он видел, как его родителей хладнокровно убили. Такое событие сделает из человека скорее злодея, чем героя. Но для Брюса такой опыт стал фундаментом его твердых представлений о справедливости и морали. Темный рыцарь использует свою травму, чтобы творить добро и идёт на невероятные жертвы ради счастья других.

Между тем, Бэтмен постоянно сталкивается с моральными ультиматумами. У него есть все шансы стать жертвой безумия, с которым он борется в лице своих врагов. И те сюжеты, в которых философия героя подвергается испытаниям, оказываются самыми интересными о нём. Один плохой день — это всё, что изначально потребовалось, чтобы полностью изменить личность Брюса Уэйна и сделать из него Бэтмена. И одного плохого дня достаточно, чтобы когда-нибудь вполне довести его до безумия. Герой постоянно ходит по краю этой пропасти.

В фильме Мэтта Ривза о Бэтмене крестоносец в плаще называет себя «Местью» и дает понять, что его мотивы проистекают из темного желания примириться с болью, которую он испытал после того, как убили его родителей.

Я хотел, чтобы вы увидели несовершенного Бэтмена. То что он делает — для него как наркотик. Он пристрастился к тому, чтобы быть Бэтменом, потому что это действительно попытка справиться с вещами из его прошлого.

Мэтт Ривз

Несовершенная природа Бэтмена отражает борьбу, с которой сталкивается каждый. А идеи, которые лежат в основе историй о нём невероятно увлекательны в том числе по причине, что они дают любопытный комментарий о природе героизма: Если ты хочешь бороться со злом, недостаточно просто быть хорошим человеком.

Чтобы противостоять злу, ты обязательно должен понять, как оно устроено. И единственный способ это сделать — самому стать злом.

Таким образом, сам Бэтмен и ангел и демон. Впервые появившись в комиксах, он выглядел как символ зла. Его длинные торчащие уши напоминали сатанинские рога, а плащ в виде крыльев летучей мыши делал его образ угрожающим. Он сам был больше похож на злодея, чем те, кто с ним сталкивался.

Но Бэтмен — это символ страха, который перерождается в символ надежды. И люди действительно полюбили его за то, что он может быть как жестоким к преступникам, так и милосердным к тем, кто оказался в беде. Такой герой представляет редкую смесь, которую люди не часто видят в литературе супергеройских комиксов. В то время как какие-нибудь антигерои поддаются жажде мести и насилия, Бэтмен подпитывается этими эмоциями, но сохраняет над собой контроль.

Бэтмен — человек с огромным злом внутри, но, тем не менее, он по-настоящему хороший человек.

Карл Юнг утверждал, что для того, чтобы быть положительным гражданином общества, нужно контролировать злую — так называемую тёмную сторону своей личности. Такая сторона есть абсолютно у каждого и она может мешать человеку существовать в гармонии с окружающими. Юнг назвал её «Тенью».

Каждый несет в себе тень, и чем меньше она воплощена в сознательной жизни человека, тем она чернее и плотнее.

Карл Юнг

И идея Бэтмена именно про то, каково контролировать тёмную сторону себя. Бэтмен — это постоянная борьба между социально-приемлемым поведением и теневой стороной личности.

Однако то, что находится в «Тени» не обязательно должно быть плохим. В ней могут быть и положительные качества, которые есть внутри человека, но которые он посчитал в себе неприемлемыми.

И согласно Юнгу, полностью подавлять свою тень — не идеальное решение. Потому что тёмная сторона нашей личности, в любом случае, это часть нас самих. Правильным будет понять её и взять под контроль — сбалансировать наше тёмное и светлое «я». Иначе «Тень» неосознанно для человека будет проявлять себя в качестве неуправляемых первобытных импульсов.

Брюс Уэйн, столкнувшись со своей тёмной натурой, решает использовать её для того, чтобы внушать страх своим врагам. Таким образом, Бэтмен взывает к нашей собственной потребности подчинить своё теневое Я.

Почему летучие мыши? Они испугали меня. И мои враги разделят мой страх.

Джозеф Кэмпбелл, большой поклонник юнгианской психологии, в своём «Тысячеликом герое» также изучал тему архетипов, как часть нашего коллективного бессознательного, что формирует мифы и легенды о героях. Согласно Кэмпбеллу, путешествие героя представляет психологический рост персонажа. И следовательно, большинство героев мифов и легенд во время своего путешествия встречают на пути собственную Тень, чтобы подчинить её себе и полностью раскрыть свой геройский потенциал.

Другими словами, чтобы преодолеть какое-то главное зло на своём пути каждый эпический герой в большей или меньшей степени должен познать и одолеть свою тёмную сторону. И такое можно встретить во многих художественных произведениях.

Например, в Хоббите это изначально наивный и безобидный Бильбо, которому в результате нужно стать вором — то есть, в некотором роде, переступить черту добропорядочности. Ведь без этого он не сможет победить дракона и помочь гномам. Однако он всё ещё остаётся положительным героем.

А во Властелине колец кольцо, которое несёт Фродо, постоянно склоняет хоббита к тьме. И всякий раз Фродо преодолевает испытания кольца. Он принимает тьму внутри себя и продолжает путь к Роковой горе.

В Гарри Поттере олицетворение тёмной части Гарри — это (спойлер) частичка души Волан Де Морта, которая находится в нём самом. Порой она манипулирует его чувствами, делает его замкнутым и недоверчивым к окружающим. А время от времени даже агрессивным. И на протяжении всей истории Гарри невольно сравнивает себя с Волан Де Мортом, так как у них обоих есть похожие черты, например умение говорить на змеином языке. В итоге Гарри приходит к выводу, что вполне и сам мог бы стать злодеем. Но от Волан Де Морта его отличает именно выбор в пользу справедливости, который делает мальчик.

Да, Гарри, как и все подростки, импульсивен и противоречив. Порой он злится на себя или на окружающих, ссорится с друзьями и делает что-то не так. Но он так же принимает свою тёмную сторону и продолжает бороться за правое дело.

И даже в Звёздных войнух Люку Скайуокеру удаётся совладать со своей темной стороной. Он не только преодолевает испытания и ловушки, которые ему преподносит император Палпатин. Но и в финале убеждает своего отца всё-таки вернуться к светлой стороне силы.

Такие классические герои показывают нам, как контролировать свою тень и быть честными с самими собой.

Так же делает и Бэтмен, когда всякий раз противостоит своим демонам и выходит победителем. Хотя, вся мрачность и безысходность окружающего его мира препятствует ему. Чтобы лучше это понять, давайте проведём аналогию.

Нечто похожее происходит с главным героем военной драмы «По соображениям совести». Десмонд Дос это убеждённый пацифист, которого призвали на фронт. Он не приемлет насилие и считает, что на войне он будет куда полезнее, спасая жизни, а не отнимая их. Однако, Десмонду приходится столкнуться с непониманием и жестокостью окружающих с того самого момента, как он отказывается брать в руки оружие.

И особенно тяжело следовать своим убеждениям Десмонду, когда он попадает в зону боевых действий. Когда весь остальной мир вокруг кричит о жестокости и безумии, подталкивая героя нарушить свои ценности.

Этот момент в картине особым образом подчёркивает гиперболизированное насилие, что творится вокруг. Герой переживает самый тёмный и мрачный период в своей жизни, во время битвы он видит худшие человеческие черты. Но, тем не менее, он не просто не изменяет своим убеждениям, оставаясь пацифистом. Десмонд выбирает героизм и самопожертвование, когда у него есть возможность спастись самому. Снова и снова он возвращается на поле боя, чтобы спасти как можно больше людей.

В финале Десмонд в одиночку спас более 70 человек в той битве, в том числе и вражеских солдат.

А все кровавые моменты и жестокости, которые делают ленту максимально мрачной — показывают, насколько тяжёлым, но в то же время завораживающим может быть путь настоящего героя. Чем серьёзнее испытание, тем большим весом обладает мужество, когда оно тебя не подводит.

И именно когда в историях появляются моменты, наполненные непроглядной тьмой, тогда нам необходим такой пример храброго и стойкого героя, как Десмонд Дос или Бэтмен.

Такие мгновения наполнены огромной энергией, поскольку приводят пример — что нужно делать, как нам оставаться самими собой и отстаивать свои идеалы.

И не даром большинство историй о Бэтмене всегда были мрачными. Ведь намного интереснее, когда герой противостоит злу, находясь при этом в самых мрачных обстоятельствах — именно в те моменты, когда проявлять героизм тяжелее всего. А главное испытание Бэтмена при этом не только справляться со злом в других, но и со злом внутри себя. И нет супергероя, который бы демонстрировал это лучше.

Все мы в глубине души стремимся овладеть своей тенью, чтобы оставаться добрыми. Чтобы когда наступят самые тёмные времена, когда весь мир будет кричать от безумия и толкать нас во тьму (стать злодеем или трусом), у нас было на что опереться.

#разбор #бэтмен #long.

 

Источник

Читайте также