Побеждая страх. Часть 1: Haunted House и Atari

Так вышло, что я никогда осознанно не играл в хоррор-игры, не смотрел хоррор фильмы и не читал… Вру, страшные книги наоборот очень люблю за их атмосферу.

Почему? Да потому что страшно!

Но на дворе уже 21 год, мне скоро стукнет 27 лет, а это значит, что пора исправлять ситуацию.

Побеждая страх. Часть 1: Haunted House и Atari

Когда я сказал, что никогда не играл в хорроры, покривил душой. Dead Space и Resident Evil 4, например, остаются одними из любимых игр в этом жанре. Проблема заключается в том, что эти игры не страшные. Атмосферные, пропитанные саспенсом, бесспорно, но чувство опасности, ужас они не вызывают. Прочие же попытки играть в хорроры заканчивались через 15-20 минут. Так я играл, например, в Penumbra и Amnesia: The Dark Descent.

Я решил поступить следующим образом. Говорят, если хочешь избавиться от проблемы, не надо от неё прятаться, надо встретить её во всеоружии. Но кидаться на амбразуру желания тоже никакого нет, поэтому буду наращивать градус безумия и страха постепенно. Начну с первых хоррор-игр, а закончу современными.

Итак, первая игра в списке — Haunted House, которая вышла на Atari 2600 в феврале 1982 года и считается одной из основательниц жанра.

Atari — легендарная компания. Пусть жизненный цикл её был тернист и полон провалов, нельзя отрицать факт, что эта компания изобрела видеоигровую индустрию в том виде, в каком мы её видим сегодня.

Основана она в июне 1972 года двумя людьми: Тэдом Дэбни и Ноланом Бушнеллом. Но история этой компании началась годом ранее, когда эти джентльмены выпустили на рынок аркадный автомат с игрой Computer Space. Тогда компания называлась Syzygy Engineering. Это название никогда даже не было зарегистрировано.

После Computer Space Atari выпустила на рынок всем известный игровой автомат Pong, который имел ошеломительный для своего времени успех. Но время не стояло на месте, и Нолан Бушнелл задумался о создании домашней игровой консоли со сменными картриджами, ведь без них пришлось бы выпускать отдельную консоль под каждую новую игру.

Этой консолью стала Atari 2600, в девичестве — Atari VCS (Video Computer System). Она была выпущена в 1977 году и является самой долгоживущей за всю историю. Поддержка консоли прекратилась только в 1992 году.

Чтобы получить финансирование для выпуска Atari 2600, Бушнелл решился на шаг, который в последствии признал глупым. Он продал компанию, а покупателем выступила Warner Communications.

Не дай бог, я соглашусь еще раз на что-то подобное. Еще минуту назад я спокойно вошел в открытую дверь особняка покойного старика Грейвса и был преисполнен оптимизма. Но дверь захлопнулась с оглушающим грохотом, и я нашел себя в полной темноте.

Под ногой что-то хрустнуло, и это происшествие не придало храбрости. Я ничего не вижу, даже собственные руки. Неужели в этом доме нет ни одного окна? Хорошо, что я захватил с собой коробок спичек.

Задача простая — найти старинную магическую урну, которая по преданиям принадлежала первой семье Спирит Бэй. Проблема в том, что она раскололась, когда страшное землетрясение настигло городок. Придется проявить смекалку. Почему-то я уверен, что урна — это ключ. Она поможет мне выбраться из этого проклятого места.

Спичка с шипением загорается, и я, шаг за шагом, продвигаюсь вперед. Особняк действительно проклят — даже огонь не помогает рассеять мрак.

Всего в особняке четыре этажа, но сперва надо изучить первый. Я чуть не врезался в дверь, потому что спичка погасла от сильного порыва ветра. Что произошло? Откуда может взяться ветер внутри помещения?

Я осторожно обернулся и застыл в ужасе. Колоссальных размеров зеленая летучая мышь оскалила свои покрытые кровью клыки. В панике я заметался по комнате, не заботясь о безопасности. Я врезался в стены, спотыкался обо что-то хрупкое. Сознание завопило: «Это кости погибших охотников за сокровищами!»

Стоимость Atari 2600 составляла 199 долларов, и сперва дела у нее шли не очень хорошо. В 1977 — 1978 годах компания просто не смогла реализовать все произведенные приставки. Однако в 1979 году Warner Communications продала более 1 млн консолей, а в 1980, после выпуска бестселлера Space Invaders, это число увеличилось в два раза. До видеоигрового кризиса 1983 года Atari 2600 продавалась огромными партиями.

Вторая вещь, которую Atari изобрела, пусть и ненароком — это разработка игр независимыми компаниями. В то время компания, которая выпускала какую-либо приставку, делала для нее свои собственные игры.

Однако в 1979 году многие программисты, которые работали в Atari, были очень недовольны политикой руководства. Им платили гроши по сравнению со сборами тех игр, которые они разрабатывали. Кроме того, Atari даже не указывала фамилии этих работников в титрах.

Четверо ведущих программистов: Дэвид Крэйн, Ларри Каплан, Алан Миллер и Боб Уайтхед, покинули Atari и основали свою собственную. Этой компанией была Activision, что делает ее самой долгоживущей независимой игровой студией. Atari очень не понравилось, что какие-то там программисты решили украсть у них часть рынка, и дело закончилось судом. Конфликт был урегулирован только в 1982 году, когда Activision обязалась выплачивать роялти за продажу выпущенных на консоли игр. Таким образом, сформировалась система, которая действует до сих пор.

Вампир отстал, а следующей комнате я обнаружил скипетр. Какое-то воспоминание промелькнуло в голове. Говорили местные, что он вроде как отгоняет нечистую силу. Что ж, это мне только на руку.

Еле-еле в этой темноте я нашел лестницу на второй этаж, и там меня тоже ждал непроглядный мрак. Я понял, что все четыре этажа имеют одинаковую планировку комнат, что сделало передвижение немного проще. Приоткрыл дверь в очередную комнату и заметил отблеск какого-то предмета. «Оно, это оно!»

И действительно, это была часть урны. Казалось, что на нее не действуют законы оптики. Когда все остальные вещи тонули во мгле, осколок сиял, будто он сам являлся источником света.

Помешал мне волосатый красный тарантул. Он лязгал челюстями, скрипел хитином, но держался в стороне. Все его восемь глаз уставились на скипетр, который я держал в руках. Смекнув, что к чему, я начал медленно приближаться к пауку. Он испуганно заметался по комнате, ища выход.

Я прогнал паука, но тут же понял, что не взял с собой никакого мешка. придется выбросить спасительный скипетр и забрать часть урны.

Пусть Atari существует до сих пор и даже представила в 2017 году новую консоль, смерть компании наступила почти 40 лет назад, в 1983 году.

В этом году в США начался кризис видеоигровой индустрии, и продолжался он вплоть до выпуска на американский рынок Nintendo Entertainment System (NES) в 1985.

Причин кризиса было несколько. Во-первых, игровые консоли начали активно конкурировать с доступными персональными компьютерами, в пользу последних. И действительно, зачем покупать приставку, которая только и умеет, что запускать игры, если можно взять компьютер, который позволяет намного больше.

Во-вторых, рынок был перенасыщен разнообразными консолями и тысячами видеоигр, многие из которых были, мягко говоря, мусором. Таким образом, предложение значительно превысило спрос. Игры продавались с огромными скидками, которые позволяли магазинам хотя бы выйти в ноль. (прим.: Ничего не напоминает? =))

В-третьих, и это заслуга именно Atari, рынок видеоигр утратил доверие. В 1983 году, Atari, которая была самой значимой компанией на рынке, выпустила на Atari 2600 сразу две ужасные игры: Pac-Man (эта игра хотя бы не была финансовым провалом) и E.T. the Extra-Terrestrial (игра была сделана за 6 недель и считается самой провальной видеоигрой всех времен и народов).

Как результат всего этого, прибыли игровых студий упали практически на 100%, многие игроки ушли с рынка, а оставшиеся либо доживали последние дни, либо переключились на другие направления. Так поступила, например, Mattel, которая занимается производством кукол Барби.

Вторую и третью части урны я нашел на четвертом этаже. Удивительно, но никто не мешал мне все это время, хотя я часто слышал завывания ветра и страшные щелкающие звуки. Каким-то магическим образом все части склеились и предо мной предстала целая, без единой трещины, волшебная урна.

Преисполненный радостью и страхом, я помчался на первый этаж. Главное не попасться в лапы мертвому старику Захарии. Трактирщик предупреждал меня, что его призрак до сих пор бродит по мрачным комнатам своего особняка.

Еще немного, еще немного. Я уже близко. Хоть я и не вижу входную дверь, но чувствую, что она где-то рядом.

Нет, нет, нет! Это призрак хозяина охраняет выход. Где-же скипетр? Надо прогнать старика. Бегом на второй этаж. Слава Господу, оружие на месте. Держись, Грейвс.

У меня были опасения, что такой могущественный призрак окажется неподвластен силе скипетра, но они не подтвердились. Призрак зашипел, завыл и бросился прочь. Дело за малым. Я оставил скипетр в прихожей, а сам оправился за урной.

Как я и предполагал, урна — это ключ. Только я поднес ее к двери, замок щелкнул, и свежий воздух наконец достиг моих легких.

Atari пыталась. После Atari 2600 на рынок вышли:

Atari 5200, которая практически не отличалась от предшественницы за тем исключением, что игр на нее было очень мало;

Atari Lynx, портативная консоль, вытесненная Nintendo Game Boy;

Atari Jaguar, которая знаменита неудобным геймпадом и отсутствием качественных игр.

Впрочем, об этом лучше меня расскажет Angry Video Game Nerd (5200, Jaguar Pt.1, Jaguar Pt. 2).

Когда в 1983 году обвалился рынок, Atari не смогли придумать ничего лучше, чем уничтожить излишки консолей и картриджей и вывезти их на свалку. Существование этой свалки долгое время ставилось под сомнение, однако со временем история подтвердилась.

Возможно в 1982 году эта игра и правда была страшной. Маленького меня могла испугать даже Castlevania на NES. Однако сейчас об этом даже смешно говорить.

Пауки, летучие мыши и привидения нарисованы в простой одноцветной графике и не могут никого испугать. Справедливости ради отмечу, что в первое время я даже получал удовольствие от игры. Думаю, если собраться с друзьями — любителями древностей и поиграть в Atari 2600 под баночку пива, это будет весело.

Как отметили на каком-то форуме, играть в Haunted House надо, не зная цели. Если прочитать мануал, сложность игры падает практически до нуля. Иначе, можно потратить добрые минут 20, чтобы понять, что тут, черт возьми, происходит. Думаю, что такой способ подходит для всех игр на Atari 2600.

На этом я с вами прощаюсь, а в следующий раз постараюсь выбрать какую-нибудь интересную игру на интересной консоли с неординарной судьбой.

P.S. Буду признателен, если вы подкинете мне пару идей=)

 

Источник

Читайте также