Победители премии Red Dot Design Award среди российских проектов за последние 5 лет: краткий обзор

В этой статье мы поговорим о российских дизайн-проектах, получивших премию Red Dot Design Award. Обсудим, зачем нужны дизайн-премии и есть ли конкурентное преимущество у студий, которые их получили.

О премии

Red Dot Design Award – международная дизайн-премия, учрежденная в 1955 году в Германии. Сейчас конкурс проходит в трёх номинациях: промышленный, коммуникационный и концептуальный дизайн. Жюри оценивает заявки в несколько этапов по критериям, таким как: инновации, функциональность, качество, эргономичность, долговечность, экологичность и степень соответствия дизайн-проекта потребностям целевой аудитории. Проекты-победители получают право использовать символику конкурса, публикуются в Yearbook – ежегодный каталог с проектами-победителями и экспонируются в музее Red Dot Design в Эссене, крупнейшем в мире собрании современного дизайна.

В списке победителей премии — почти вся выпущенная техника Apple, Xiaomi, Dyson, автомобили Audi, Kia.

К каждому проекту, помимо размещения на сайте конкурса, жюри оставляет исчерпывающее, поэтичное заключение. Вот, к слову, выдержка из заключения жюри по IPhone 4 в 2011 году: « …Здесь нет ничего, что могло бы отвлечь пользователя…По мнению жюри, чтобы обеспечить успех продукта, ориентированного на будущее, Apple использует классический принцип дизайна: необычайно простой, просто выдающийся»

Часто задаваемые вопросы:

1. Зачем вообще нужны дизайн-премии?

По большому счету, премия — это такая сертифицированная обратная связь, подтверждающая высокий уровень работы. Дизайн-конкурсы предоставляют платформу для профессиональной оценки дизайна продукции. Обратная связь — это всегда хорошо, особенно когда 50 специалистов со всего мира дают оценку вашему проекту. Однако, получение премии не переворачивает реальность, вы не проснетесь утром знаменитым, а клиенты не выстроятся в очередь. Хотя это, несомненно, еще один шаг к успеху и широкому признанию для дизайн-студий и хороший способ заявить о продукте на рынке для компаний.

2. Какие дизайн-премии существуют?

Наиболее известные премии: IF-Design, Red Dot Design Award, A’Design и Good Design. У каждой премии свои: специфика, номинации, стоимость подачи и процесс судейства. Но для обзора проектов по промышленному дизайну лучше всего подходит премия Red Dot Design Award, так как исторически эта премия создавалась для оценки выдающихся образцов промышленного дизайна и насчитывает уже 19тыс. проектов в этой номинации.

3. Нужно ли платить за получение премии Red Dot Design Award?

Да, нужно заплатить за подачу заявки и само получение премии.

Стоимость заявки на участие ранжируется от 450 до 750 евро. Дают скидки студентам и тем, кто подал заявку заранее (early-birds). Также есть возможность бесплатного участия: в назначенный день распределяется 50 бесплатных заявок для молодых специалистов.

Если вам повезло увидеть свой проект в списке победителей, потребуется оплатить пакет ”Winner”, включающий дипломы, каталог работ и, при желании, поезду на церемонию вручения. Его начальная стоимость составляет 4.500 евро. В то же время, за пакет победителя победителей “Best of the Best” требуется заплатить 6.500 евро.

Немного иная ситуация с платежами в номинации “Design Concept”, где оценивают в первую очередь креативность решения, а не его потенциал к воплощению. Здесь нужно оплатить только заявку на участие и процедуру судейства. Победа участникам достаётся бесплатно.

Российские проекты-победители премии Red Dot Design Award

В период с 2018 по 2023 год в категории «Product Design» премией Red Dot Design Award было награждено 9753 проектов по всему миру.

Из них только 22 проекта относятся к тем, где и за дизайн, и за производство отвечала команда из России.

К вопросу о развитости сферы промышленного дизайна: за тот же период награждено 485 проектов из Германии и 190 — из США. Зато в категории “Brand&Communication Design” российских проектов намного больше: 100 проектов заняли призовые места.

Ниже мы подробнее расскажем о некоторый проектах, распределив их на категории: предметный дизайн, медицинское оборудование, девайсы и электроника. Полный список победителей доступен по ссылке.

Предметный дизайн




Термосы «Bobber», 2020

“Bobber” — это общепринятое название изготовленных вручную уникальных кастом-мотоциклов, в которых нет ни одной лишней детали. Такой же принцип команда проекта из Москвы и дизайнер Ярослав Рассадин заложили в основу дизайн-концепции термосов: ничего лишнего, только хардкор. В течение трех лет они изучали технологии сохранения тепла, чтобы создать визуально лаконичный, смелый дизайн. Жюри конкурса особенно отметило качественно подобранные материалы.

Термокружки производятся и сегодня. Процесс их производства сам по себе представляет интерес. Предлагаем убедиться в этом, посмотрев видео.

Набор бортовой посуды «Скопкарь», 2021

Для авиакомпании “Аэрофлот – Российские авиалинии” дизайнеры Михаил и Юлия Чистяковы из Санкт-Петербурга разработали изящную линейку бортовой посуды. Интересно, что в основе коллекции лежит образ русского деревянного ковша — скопкаря, а прообразом столовых приборов стала знакомая нам всем деревянная расписная ложка с характерным наконечником.

Жюри конкурса отметило преемственность стиля, компактность, комбинируемость и практичность: посуду можно штабелировать для экономии места при хранении, она имеет усиленные кромки, что сводит к минимуму риск повреждения и, таким образом, увеличивает ее долговечность.

Радиаторы «PianoForte», 2021

Неожиданный и приятный проект, родом из города Киржач во Владимирской области – коллекция радиаторов . За дизайн отвечало in-house агентство компании. Форма радиаторов вдохновлена конструкцией фортепиано в движении —это дало эффект чередования секций с разными углами наклона .

Утверждается, что такое визуально решение, в том числе функционально: конструкция прибора с асимметричным расположением секций увеличивает теплоотдачу радиатора на 5% за счет фронтальных конвективных окон.

Конкурсное жюри впечатлило это решение. Они отметили, что в этом проекте эффективная теплоотдача и лаконичный дизайн успешно «идут рука об руку».

Медицинское оборудование

Эндоскопический клип-аппликатор E-Clip, 2018

Дизайну все области покорны! И этот проект тому доказательство.

В 2016 году в рамках программы импортозамещения студия FORMA Industrail Design по заказу компании EndoStars разработала клип-аппликатор для гибкой эндоскопии (в процессе процедуры инструмент помещается через ротовое отверстие пищевод, а затем – в желудок и двенадцатиперстную кишку). Перед дизайнерами стояла задача сделать корпус аппликатора максимально удобным в использовании и эргономичным – от этого зависит точность и скорость работы операциониста, что существенно сказывается, в свою очередь, на болезненности процедуры. Удалось разработать ручку, с помощью которой врач мог бы поворачивать инструмент на 360 градусов с высокой точностью – как по часовой, так и против часовой стрелки.

Это было отмечено жюри: «простая и продуманная конструкция зажимного аппликатора EndoStars соответствует самым высоким стандартам эргономики, функциональности и материалов».

На сегодняшний момент разработано уже несколько поколений эндоскопического оборудования. Осенью этого года студия FORMA Industial Design совместно с РБК выпустила сюжет о своей работе, в том числе о работе с дизайнерами рассказали представители EndoStars. Подробнее сюжет можно посмотреть по ссылке:

Медицинский термометр C-Track, 2020

Проект от Новосибирских компаний LOGEEKS и Izitherm — пластичный термометр C°track. Он предназначен для дистанционного измерения, непрерывного контроля и мониторинга температуры с помощью смартфона. Продукт ориентирован на детей и их мам: поверхности термометра изготовлены из мягкого, гипоаллергенного материала, так что он практически незаметен при ношении и удобен для измерения температуры даже непоседливым малышам.

Жюри конкурса заключает: «Термометр C-Track очень сложен и превосходно сочетает в себе эргономичные и функциональные качества».

Умное кольцо NIMB, 2018

Представленное на выставке Consumer Electronics Show в Лас-Вегасе кольцо “NIMB” появилось в результате сотрудничества российской и американской компаний в 2018 году. Умное кольцо в экстренных случаях должно было отправлять оповещение службам немедленного реагирования и вашим контактам о том, что происходит неладное.

По мнению жюри, в проекте был найден баланс между украшением и технологичным девайсом: ведь его можно носить и во время занятий спортом, и во время светского ужина. К сожалению, продукт не прошёл проверку временем: на данный момент проект закрылся и “NIMB” больше не продается.

SberPortal, 2021

Проект от команды NotAnotherOne и SberDevice — интеллектуальный дисплей SberPortal. В основу дизайн-концепта специалисты notAnotherOne заложили простые геометрические формы – шар и прямые линии, которые позволили создать парящее ощущение главного дисплея при виде спереди (так команда решила поставленную перед ними задачу незаметного размещения дисплея в интерьере). В конструкции также предусмотрены интересные детали: например, для обеспечения «полной конфиденциальности» пользователя, камера закрывается специальной магнитной крышкой.

Жюри конкурса в свою очередь впечатлилось «многочисленными способами взаимодействия и особым пользовательским опытом» — все потому, что в этом проекте ставка сделана на новые технологии. Как утверждается, дисплеем можно управлять с помощью голоса, прикосновений и жестов.

И напоследок, проект, завоевавший приз в категории “Best of the Best”:

Бионический протез MeHandA, 2021

Проект разработан московской компанией MaxBionic, дизайнер — Никита Войтенко. У протеза и правда много достоинств: он позволяет пациентам с одной работоспособной группой мышц управлять рукой либо с помощью двух, либо с помощью одного электрода. Также в него интегрирован искусственный интеллект QUORA, который подавляет шум с ЭМГ электродов, точно реагирует на команду и позволяет выбирать только те жесты, которые максимально удобны пользователю.

Заключение жюри: “Этот бионический протез мгновенно внушает доверие пациенту. Инновационное использование миоэлектрики дает людям с ампутациями с легкостью справляться со своей повседневной жизнью. Движения как всей руки, так и отдельных пальцев, плавные и создают естественные ощущения”.

В этом видео команда проекта: Тимур Сайфутдинов, Никита Войтенко, Алексей Мутин поделились историей, работой над протезом, сложностями в производстве, применении и своим подходом к дизайну протезов.

На данный момент протезы успешно производятся и могут быть приобретены в рамках социального страхования РФ.

Заключение

— Наличие премии само по себе представляет особенную ценность для самих дизайн студий, но в целом на рынке конкурентного преимущества не даёт, . В свою очередь, такая награда однозначно способна повысить узнаваемость продукта на рынке.

— Отличительной чертой российского промышленного дизайна является сфокусированность на высокотехнологичных продуктах: электронике, медицинском оборудовании. Этому помогает развитие IT-сферы в России: мы наблюдаем переходом к выпуску высокотехнологичных железных продуктов, являющихся продолжением развитого цифрового мира.

— Гораздо реже можно увидеть продукты серийного производства, которые были бы предметами обихода, объектами окружающей среды. Так, в период с 2018 по 2023 не представлено ни одной работы в категориях: “Materials&Packaging”, “Babies&Children”, “Urban Design”, “Outdoor, Sports & Leisure”. В этих категориях могли бы оказаться проекты по упаковке товаров, коляски для детей, спортивные тренажеры, детские игрушки, оборудование уличного освещения, скамейки, детские площадки…словом то, с чем мы соприкасаемся ежедневно. С одной стороны, такой «перекос» связан с тем, что нынешнее понимание профессии промышленного дизайнера в первую очередь ассоциируется с конструированием, инженерией, то есть с технологичными продуктами. С другой стороны, это означает неподготовленность к производству товары бытового обихода, или незаинтересованность производителей осваиваться в новых сферах.

Тем не менее, мы можем наблюдать появление менее комплексных продуктов среди победителей конкурса, (таких, как термосы, посуда, радиаторы) благодаря которым можно говорить о развитии рынка промышленного дизайна в сторону предметного дизайна, что не может не радовать нас сегодня.

 

Источник

Читайте также