Короткометражки и мультфильмы от поклонников знаменитого писателя.
В первой статье мы поговорили об официальных экранизациях книг Терри Пратчетта. Но пока крупные студии снимают кино и мультсериалы, фанаты тоже не стоят в стороне и своими силами воссоздают сюжеты из книг. Их не смущает ни малый бюджет, ни отсутствие опыта. И таких экранизацией не меньше, чем официальных. Фильмы снимают для себя, для фестивалей. С минимальным бюджетом или собирая деньги на краудфандинговых платформах.
В сравнении с «большими» фильмами качество фанатских работ иногда заметно ниже, зато оригинальности им точно не занимать. Их создатели — разные люди, с опытом и без. Но их всех объединяет желание воссоздавать любимые истории.
«Мор, ученик Смерти» / Terry Pratchett’s Mort
Короче говоря, Мор относился к категории людей более опасных, чем мешок, набитый гремучими змеями. Он был полон решимости докопаться до логической основы вселенной.
«Мор» мог стать самой первой экранизацией «Плоского мира». Терри Пратчетт написал сценарий и отдал его на рассмотрение американским и европейским студиям. Тем идея понравилась, однако возникла проблема: по словам американской стороны, Смерть — скелет с косой — слишком мрачен и зритель бы его не оценил. Компания была готова вложиться в фильм, но только при условии, что этого персонажа уберут из сценария. Чего Терри, понятное дело, делать не стал.
Пару лет назад была новость о том, что Терри Россио напишет сценарий для голливудской экранизации. Россио был сценаристом «Алладина», «Шрека» и «Пиратов Карибского моря». Курировать проект, как и всегда, будет студия Narrativia.
Тем не менее, фанаты добрались до книги раньше Голливуда. В 2001 году студия Orange Cow Productions, состоявшая из студентов Школы кино и телевидения при Университете Южной Калифорнии (USC faculty of Cinema-Television), выпустила короткометражный фильм, в основу которого легла книга «Мор, ученик Смерти».
«Мор» — четвёртая книга в цикле «Плоского мира» и первая книга про Смерть. Нескладный юноша Мортимер отправляется на ярмарку, чтобы найти работу. В ученики его берёт сам Смерть. Выполняя своё первое поручение, незадачливый подмастерье спасает принцессу королевства Сто Лат по имени Кели. Принцесса должна была умереть от рук наёмного убийцы, но Мор вмешался и убил его. Этот поступок создаёт две реальности, в которых принцесса одновременно мертва и жива.
Фильм был домашним заданием будущего режиссёра Гаррета Гилкриста. Он известен анимированием утраченных эпизодов «Доктора Кто» и восстановлением так и не снятого мультфильма «Вор и Сапожник» (The Thief and the Cobbler) от режиссёра Ричарда Уильямса, снявшего «Кто подставил кролика Роджера».
Фильм выполнен с помощью stop-motion (иначе — кукольной) анимации, а точнее её подвида — cut-out анимации: использование не кукол, а вырезанных из бумаги персонажей. Так, например, выглядит и «Южный парк».
Фильм снимался с минимальным бюджетом в комнате общежития. Режиссёр и актёры озвучки — всего лишь студенты. Сцены снимались на фоне интерьера комнаты, поэтому в кадр попали пол, окно и прочее.
Персонажи были изготовлены из бумаги; в некоторых сценах использовались тела из глины. Сделано это было, чтобы ускорить съёмочный процесс и придать фильму более грубоватый и органичный вид. К сожалению, материал для тел на следующий день съёмок терял свою гибкость. Поэтому, персонажи мало двигаются в последних сценах. Также им приходилось постоянно делать новые руки.
Несмотря на то, что сценарий писали в спешке, его удалось сохранить близким оригиналу. Первая версия фильма длилась около 35 минут, но для задания нужно было уложиться в 10, поэтому фильм подвергся правкам. Например, пришлось убрать Шэма Харги — владельца трактира «Рёберный дом Харги» — и дуэль Мора со Смертью.
Снимать фильм полностью времени не хватало, так что Гаррет решил смонтировать пятиминутную версию для показа в университете. В этот фрагмент вошло убийство короля Сто Лат, а также были показаны Смерть и Мор. Фильм приняли хорошо, и Гаррет смог продолжить над ним работу — нужно было лишь создать анимацию для уже записанных диалогов.
Фильм всё рос и становился масштабнее, хотя, по словам режиссёра, до конца так и не был снят. Осталось много неиспользованных диалогов, а заключительная сцена была сделана на компьютере — обычные съёмки уже не проводились.
В фильме не использовалась музыка, так как создатели решили, что это приведёт к лишним проблемам с монтажом и потребует ещё больше времени. Диалоги записывались отдельно и позже сводились вместе. Записали их за одну ночь.
Изначально дизайн картины хотели сделать похожим на творчество Пола Кидби — иллюстратора многих книг Терри Пратчетта и всей серии «Плоского мира». Но в итоге было решено сделать собственный дизайн. Некоторые бумажные модели персонажей создавались с опорой на актёров озвучки.
Хотя права на фильм принадлежат университету, короткометражка получила номинацию за лучший звук в конкурсе Rewind Video Awards в 2001 году. Что интересно, звук был записан на микрофон камеры.
Я посмотрел только незаконченную версию фильма, но этого достаточно, чтобы сделать вывод. Кого-то анимация впечатлит, другим покажется нелепой. Я наблюдал обе реакции.
Фильм великолепен. Я посмотрел его раз семь, и он всё еще не наскучил. Как и в других анимационных фильмах Гаррета, подбор актёров озвучки здесь великолепен. Гаррет великолепно справляется с ролью Смерти, а сам персонаж нарисован восхитительно и часто попадает в смешные ситуации. Никогда не задумывались, как выглядит пьяный скелет? Это одна из самых смешных сцен из всех любительских фильмов, которые я видел.
Если не видели «Мора», смотрите немедленно.
В 2017 года появилась другая вариация «Мора» — работа Евгении Калябиной, выпускницы Лондонского университета искусств (University of the Arts London), снятая на последнем году обучения. Евгения написала сценарий, выступила в роли режиссёра, а также отвечала за дизайн интерьера и персонажей.
Эта экранизация — не цельный фильм, а серия из шести отдельно снятых диалогов из книги. В них мы знакомимся с главными персонажами: Смертью и его приёмной дочерью Изабель, Мором и принцессой Кели, а также волшебником Катвеллом.
Съёмки проходили в павильоне в Уимблдонском колледже искусств (Wimbledon College of Arts). Специально для этого было создано две локации: кабинет в доме Смерти и дом Катвелла. Их отличают палитра и оформление: у Смерти всё находится в порядке, в комнате преобладают темные тона. У волшебника — беспорядок и много цветов.
Сам фильм можно посмотреть на сайте Евгении или на YouTube.
«Дамы и господа» / Lords and Ladies
Плата за право быть лучшим — это обязанность быть лучшим.
В 2004 году появилась ещё одна экранизация «Плоского мира», на этот раз — немецкая. Театральная группа Almost No Budget Productions сняла фильм по книге «Дамы и господа», а режиссёром выступил Николас Мендрек.
Команда Нико ведёт YouTube-канал Orkenspalter TV, где они выкладывают репортажи, летсплеи по настольным играм и свои короткометражки. Среди снятых фильмов есть в том числе работы по известным фантастическим вселенным — Dragon Age, Mass Effect, Star Wars, Monkey Island. Также Нико переводит видеоигры. Например, он перевёл на немецкий игру This is the Police.
«Дамы и господа» пародирует пьесу Шекспира «Сон в летнюю ночь». Главные персонажи — ведьмы Ланкра. Однако троица распалась, так как Маграт занята подготовкой к свадьбе и ей не до ведьмовства. Тем временем в долину приходит беда — в Плоский мир возвращаются изгнанные когда-то эльфы. И это не привычные эльфы из «Властелина колец» или детских сказок — это коварные твари, любимое развлечение которых «не прекращать погони, пока ты не упадешь, пока твоя кровь не застынет от ужаса». Королеве эльфов противостоят ведьма и волшебники Незримого Университета во главе с Наверном Чудакулли.
Создатели фильма родом из небольшой деревни в южной Германии, а вдохновлялись они пьесой Стивена Бриггса (английский драматург и сценарист, создает театральные постановки по «Плоскому миру»), написанной по мотивам «Вещих сестричек» в 2000 году. Сперва план был поставить именно пьесу, но затем авторы передумали и решили снять фильм.
Картина снималась «для себя» — никто из участников не знал о международном фандоме «Плоского мира». Не знали они и то, что с Пратчеттом не так сложно связаться и получить официальное разрешение на съёмки. В Германии Пратчетт, конечно, был известен, но не так, как в Великобритании — никто из участников не думал, что фильм заинтересует зрителей и его захотят посмотреть.
Фильм под названием «Вещие сестрички — Ночь королей» вышел в 2001 году. А уже через три года команда вновь собралась вместе ради экранизации книги «Дамы и господа». Первый фильм не отличался качеством и снимался на плохом оборудовании, поэтому новую экранизацию нужно было сделать гораздо лучше.
Сценарий был написан в 2003 году. К съёмкам приступили через год, а участвовало в них больше 60 человек, в основном — любители живых ролевых игр, так что проблем с созданием костюмов не было.
Во время съёмок команда познакомилась с художницей Désirée Draisbach (Catskind) и сокольничим Дэйвом Ходжесом. Catskind рисует фанарт по «Плоскому миру», а личность Дэйва легла в основу Ходжесааргха — сокольничего в замке Ланкра. Он же и сыграл персонажа в фильме. Они рассказали команде о фестивале Wadfest и существовании международного фандома. Almost No Budget Production подписали с Пратчеттом контракт и съёмки фильма стали официальными.
Бюджет фильма был минимальный — всего 300 евро (примерно 11 тысяч рублей по старому курсу). На создание качественных спецэффектов у команды не было ни средств, ни оснащения — результат можно оценить в «эпичном» трейлере фильма.
Несмотря на ограничения, фильм охватывает почти все события книги, а также содержит сцены из «Хватай за горло» и «Маленький свободный народец», а также отсылки к «Ведьмам за границей» и «Пятому элефанту». Однако в фильм не попал Король эльфов, чтобы не переусложнять сюжет (и так книг понамешали) и не растягивать хронометраж.
Фильм снимался с марта по декабрь 2004 года. Первую часть показали на фестивале Wadfest в 2004 году, а законченную версию представили на фестивале Wyrdfest в 2005 году. Чуть позже картина была выпущен на DVD. Вся прибыль ушла в благотворительный фонд Orangutan Foundation, занимающийся сохранением крупных приматов.
Стоит отметить энтузиазм создателей и их амбиции — они замахнулись на книгу целиком, добавив элементы других произведений. Однако низкобюджетность может отпугнуть даже преданных фанатов. В интернете фильм мне не попался; теоретически, его можно купить DVD или поискать на местных форумах.
«Беги, Ринсвинд, Беги!» / Run Rincewind Run!
Bugger!
Короткометражка Run Rincewind Run! вышла в 2007 году. Австралийская студия Snowgum Films сняла её для Nullus Anxietas — местного конвента, посвящённого «Плоскому миру», где фильм и был показан в первый раз на церемонии открытия.
По сюжету фильма сначала Ринсвинд убегает от кого-то или чего-то по джунглям Клатча, а затем бежит от солдат и натыкается на амазонок. В результате неправильного обращения с волшебной палочкой герой попадает в Австралию, в город Мельбурн, где и проходит конвент.
Сцены бега по городу немного затянуты, но концовка довольно смешная. Можно сказать, что это такая вариация книг «Интересные времена» и «Последний континент», в которых Ринсвинд оказывается на континенте ЭксЭксЭксЭкс (Xxxx или Four Ecks) — пародии на Австралию.
Сняли фильм всего за неделю: один день ушел на съёмки в лесу, другой на приключения волшебника в Мельбурне, и пять — на монтаж. Условно картину можно разделить на три части: события на Диске, Ринсвинд в Мельбурне и концовка.
Ринсвинда сыграл австралийский актёр Трой Ларкин (Troy Larkin) и, если честно, такое исполнение нравится мне больше, чем в «Цвете волшебства». Да и мимика у него занимательная. Снял короткометражку Дэниэл Найт (Daniel Knight). Он же снимает «Мост троллей», о чём я расскажу дальше.
В 2009 году студия выпустила рекламный ролик для второго конвента. Ролик короткий — всего полторы минуты, зато богат на локации. Съёмки проводились в национальном парке Вильсонс-Промонтри, пустыне, где снимали «Безумный Макс 2», на горе Фезертоп и высохшем озеро Мунго.
Фотографии со съёмок можно посмотреть на странице студии. Места там действительно красивые.
«Мост троллей» / Troll Bridge
Я хочу сказать, — продолжал Коэн. — Я ничего не имею против ферм. Или фермеров. Они приносят пользу… Просто РАНЬШЕ они были далеко, у Края. А теперь Край пришёл сюда…
Австралийская студия Snowfgum Films, уже снявшая короткометражку про Ринсвинда, экранизирует рассказ «Мост троллей», написанный Пратчеттом в 1991 году. Сейчас проект находится в стадии пост-продакшна.
Коэн-варвар ищет тролля, живущего под мостом. Когда-то давно отец сказал ему: «Победишь тролля, можешь всё». Коэн старый и дряхлый: он с трудом садится на коня, да и меч становится тяжелее. Герой ищет то, что ещё осталось от его старого мира — тролля, живущего под мостом.
Это рассказ о ностальгии, о том, что было раньше. О том, как изменился мир, и что в нём нет места старым устоями и таким старикам как Коэн-Варвар, подмостовый тролль и древний мост, соединявший две великие цивилизации, которых уже давно нет. Леса больше не опасны, в них нет ядовитых пауков. Повсюду фермы. Тролли больше не сидят под мостами и не едят людей, а содержат свое хозяйство и торгуют.
Коэн находит мост — под ним живёт тролль Кварц с семьей. Кварц признаёт в старике легенду и зовёт семью, чтобы представить его ей. Семью тролля, в отличие от него самого, Коэн никак не впечатлил — жене важны деньги, а не старые легенды. Она сетует, что муж не воспользовался моментом, и теперь они прозябают под старым мостом.
Фильм прошёл через три стадии создания.
В 2003 году студия начала разрабатывать концепт фильма. Бюджет был небольшой, оборудование никакое, опыта тоже было мало, но, тем не менее, до стадии пост-продакшна картина всё же добралась. Однако студия решила, что лучше будет начать всё сначала, используя полученный опыт и налаженные контакты.
С 2009 по 2010 студия сняла пролог к фильму. По сути, он был мало связан с рассказом, скорее вводил зрителя в курс дела, знакомил с варварами, троллями и устройством мира. Изначально пролог задумывался как пятиминутный фильм, дающий представление об основах жанра фэнтези. По сюжету молодой Коэн спасал юную девственницу из лап чародея и его подручных. Терри Пратчетт тогда высказал желание написать диалоги для нескольких персонажей.
Несколько лет спустя было решено переснять пролог, не только сохранив при этом диалоги Пратчетта, но и получив поддержку через фонды кино. Сюжет изменился, туда добавили зрелищности — теперь это был не рассказ об устройстве мира, а битва между двумя армиями.
К сожалению, инвесторы оказались заинтересованы только в экшен-составляющей, поэтому студия решила обратиться к краудфандингу.
В 2011 году была запущена краудфандинговая кампания на «Кикстартере» при участии самого Пратчетта, которая собрала 82 тысячи долларов за 90 дней. Затем сбор перенесли на платформу Backerkit. В итоге, удалось собрать 156 тысяч, причём стать бэкером ещё можно успеть. В награду можно получить благодарность, диск с фильмом или даже кровь режиссёра. Деньги пойдут на пост-продакшн и полировку.
Кроме краудфандинга фильм создаётся при участии большого количества волонтеров: на стадии пост-продакшна над фильмом работают примерно 200 человек из 17 стран. Также фильм получает поддержку от крупных компаний — те помогают с лицензиями на ПО.
Исполнительным продюсером выступает Роб Уилкинс — правая рука Пратчетта, с которыми они когда-то создали студию Narrativia. Сейчас во главе студии стоит дочь писателя — Рианна.
Съёмки проводились в павильоне студии в Австралии, с использованием «хромакея», и на натуре в Новой Зеландии в окрестностях Квинстауна. Пейзажи напоминают «Властелина колец», которого снимали там же.
Поиски натуры заняли пять дней: команда объездила окрестности Квинстауна, побывала в горах, застряла на машине без мобильной связи. В первый же день было найдено место для финальной сцены в местечке под названием Paradise: природа здесь действительно удивительно красива. Кроме того, местные советовали его для съёмок фэнтези.
Больше фотографий можно посмотреть на сайте проекта.
На второй день поиска команда отправилась в горы Remarkables, однако снег там был слишком плотный и проводить съёмки с лошадьми было опасно — от идеи пришлось отказаться.
На третий день команда нашла место для открывающей сцены в Эрроутауне — оно было не лучшим, но доступным. Затем авторы попробовали уйти вглубь местности, но совсем отдалиться от цивилизации не получилось: вокруг было много деревушек, которые постоянно лезли в кадр. На последний день машина съёмочной группы застряла по пути на гору: потратив несколько часов на то, чтобы выбраться, команда решила отказаться от съёмок в этом месте.
Точная дата выхода фильма пока не объявлена. Выйдет картина в двух версиях: театральной и расширенной. В первую войдёт только «Мост», а расширенная выйдет вместе с прологом.
Несмотря на не самый большой бюджет, проделанная командой работа впечатляет. Наверное, это самый масштабный фанатский фильм по Пратчетту. В создании принимает большое количество человек и компаний, а поиск локаций для съёмок напоминает поход Братства кольца.
«Стража» / Guards! Guards!
Моркоу вернулся к столу, нашел клочок бумаги и, мучительно подбирая слова, нацарапал: «Ушол Баротся С Приступлением. Пажалуйста Зайдите Позже. Спасибо».
В 2009 году появился ненастоящий трейлер экранизации «Стражи» — первой книги о Городской страже Анк-Морпорка. Ролик сделала аниматор Челси Гордон-Рацлафф (Chelsea Gordon-Ratzlaff), будучи ещё студенткой школы анимации.
Ролик создан с помощью Flash, Adobe After Effects и Premiere, а актёров озвучки автор нашла в интернете. Качество картинки неплохое, можно даже сказать, что не хуже, чем у вышедших мультсериалов.
К сожалению, полный метр на планировался — Челси создала ролик, чтобы проверить полученные умения на практике.
Terry Pratchett’s The Duel
У-ук!
Короткий ролик о битве двух волшебников Незримого Университета был создан в 2013 году. Дуэль происходит в библиотеке Незримого Университета, поэтому кроме волшебников можно увидеть и Библиотекаря.
Создан фильм студией Giant Animation Studios для Animation Hub — студенческого проекта, объединяющего студентов Irish School of Animation, Trinity College’s Graphics и студию Giant Creative.
Цикл «Плоский мир» определенно заслуживает большего внимания со стороны кинематографа — какой-нибудь гигант типа Netflix или Amazon мог бы сделать замечательный фильм или сериал. Вселенная Пратчетта действительно разнообразна: здесь есть место юмору, магии, аллюзиям на проблемы реального мира. Колоритные персонажи, разносторонность сюжетов — всё это просто кладезь сюжетов. Быть может, с успехом «Стражи» и «Добрых предзнаменований» больше книг получат экранизации.
В следующей части мы поговорим об играх по «Плоскому миру».
Источник: DTF