Редакция DTF рекомендует, на что потратить свободное время.
Многих из нас на выходных преследует проблема, когда не знаешь, чем заняться. Чтобы вам было легче определиться, редакция DTF делится рекомендациями, что посмотреть и во что поиграть в эти три свободных праздничных дня.
В этот раз выбор пал на произведения с тайнами и загадками. Запутанный сюжет, неожиданный твист в конце — вспоминаем всё, что не даст заскучать. Без спойлеров, разумеется.
Олег Чимде: синдром поиска смысла
Игра: Evil Within
Последняя на данный момент игра Синдзи Миками, создателя Resident Evil. Произведение исключительно авторское, но доходит это понимание не сразу. Поначалу кажется, что это просто «олдовый» боевик в стиле Resident Evil 4, только более мрачный. Ну да, и вроде бы там сюжет наподобие фильма «Клетка» с кучей заимствований — из того же Silent Hill 2, например.
Но когда постигаешь всю суть (а постичь её непросто), выясняется, что все заимствования выглядят исключительно уместно. Более того, они органично вписаны в общую концепцию, выстроенную Миками. В ней переплетается всё, что он делал раньше, и то, что любил.
The Evil Within постоянно играет с вами: сначала подбрасывает подсказки, а потом добавляет ещё несколько загадок сверху, открывая дополнительный смысловой пласт. И этих пластов в игре несколько: более того, часть из них — исключительно внутри вас. Здесь уникальный в своём роде «эндгейм»: геймплей завершается на экране и продолжается в вашей голове. И это — тоже укладывается в общую концепцию.
Не знаю, так ли это всё задумывалось, или на самом деле это мой синдром поиска смысла разыгрался не на шутку, и на самом деле я всё придумал. Но даже если так — в общую концепцию это укладывается тоже.
Аниме: Ergo Proxy
Любимое аниме. Потому что жутко стильно. Потому что без тупости и наивности, которые присущи многим даже самым сильным произведениям японской анимации. И, наконец, потому что Ergo Proxy задаёт множество вопросов, но не спешит на них отвечать.
В одном только интро здесь — множество шифров на разных языках. А сюжетов в сериале и вовсе два (может, больше): один подаётся напрямую, а второй можно понять, только если сопоставить все подсказки вместе.
Ergo Proxy ставит перед зрителем не только явные вопросы вроде загрязнения планеты и демографии, но и скрытые — о смысле существования и сути богов. Почти каждое событие пронизано дополнительными смыслами, и это отражается даже в визуальном стиле: глаза главного героя, обычного трудяги Винсента Роу, сначала представляют из себя две линии (Винсент — простой болван, но что-то в нём есть эдакое), но затем постепенно «открываются». Это перекликается с одним из удивительных явлений — «пробуждением». Символическо-графический язык здесь силён как нигде.
В одном и единственном сезоне Ergo Proxy — 23 эпизода. За праздничные выходные как раз можно успеть всё посмотреть, если вдруг погода на улице окажется не очень.
Алексей Сигабатулин: истории о людях
Игра: inFamous
При первом взгляде на inFamous, ассоциации с тайной не возникают вообще. Вроде бы стандартная история про супергероя. Есть какой-то таинственный инцидент, есть герой, непонятно как получивший способности, сто раз видели. Постепенно окажется, что всё совсем не так, как кажется на первый взгляд. Ну а концовка гарантировано заставит вас минут пять смотреть в монитор, пытаясь всё переварить и уложить в голове. Один из лучших финалов супергеройских боевиков.
К тому же, inFamous — просто очень хорошая игра. И, что удивительно, она вполне хорошо прошла проверку временем: до сих пор выглядит и играется отлично. Если у вас есть PS3 — обязательно поиграйте, тем более, что сейчас её можно найти за какие-то совсем смешные деньги.
Кино: «Человек с Земли»
Джон Олдмен — простой университетский профессор. Вот уже 10 лет он занимает свою должность, дела идут хорошо. Но однажды, ни с того ни с сего, Джон решает переехать. Его друзья и коллеги узнают об этом и собираются заехать в гости, выпить и попрощаться. И вот друзья сидят в гостиной, из которой потихоньку выносят всю мебель, и разговаривают. В какой-то момент Джон решает взять слово и открыть всем свой самый большой секрет: оказывается, он живёт на Земле вот уже 14 тысяч лет. Именно поэтому каждое десятилетие приходится сниматься и перебираться на новое место — чтобы никто ничего не заподозрил.
«Человек с Земли» — фактически один большой полуторачасовой разговор. Состав героев один и тот же, место действия — всегда гостиная. Однако ошибочно было бы посчитать фильм скучным или, не знаю, не драйвовым. Если вдуматься, секрет главного героя — невероятный, даже в какой-то степени чудовищный. Как на него вообще можно среагировать? Именно за этим интересно наблюдать. Ну и финальный твист у фильма мощнейший, но мы обещали, что без спойлеров, так что молчу.
Данил Свечков: вопросы и саспенс
Игра: Silent Hill
Официально в первой части хоррора Silent Hill пять концовок: очень плохая, плохая, хорошая, очень хорошая, и шуточная концовка с инопланетянами. Однако в середине «нулевых» в фанатских сообществах появилась легенда о тайной шестой концовке. Слухи родились не на пустом месте. Однажды кто-то обнаружил в игровых файлах текстуры, которые нигде не встречались, а также аудиофайл со звуками жёстокого избиения какого-то животного. Некоторые игроки упоминали о пустых комнатах без текстур и без наполнения, в которые они попадали непонятным образом. Другие уверяли, что если пройти игру девять раз, то при десятом прохождении шестая концовка станет доступна. Были и те, кто говорил, что для этого игру надо пройти минимум 26 раз.
По одной из версий концовка должна быть как-то связана с игровым автоматом, который Гарри Мейсон находит в кофейне в самом начале игры — якобы при определенных условиях на нем можно поиграть, и тогда концовка откроется. Другие уверяли, что где-то в городе есть дверь, ведущая в тайную комнату с неким посланием. Слухов много. А официального опровержения кажется, до сих пор так никто и не сделал. Поэтому, если у вас есть время на выходных, попробуйте раскрыть эту страшную тайну. Вдруг получится?
Кино: «Верёвка»
Два успешных студента приглашают к себе однокашника, душат его веревкой и прячут тело в сундук, который стоит посреди комнаты. После этого они принимают у себя гостей — родственников и невесту своей жертвы, а также их общего учителя — а сундук, в котором остывает тело, используют в качестве обеденного стола. Милые непринужденные беседы, бокалы с шампанским и стаканы с бренди. Все одеты в костюмы, все учтивы, предупредительны и вежливы. Один из убийц рассказывает родителям убитого об их с ним доброй дружбе, а затем произносит монолог в духе «тварь я дрожащая или право имею». Другой потеет и дрожит, не в силах отвести глаз от сундука.
«Верёвка» — жуткая история от Альфреда Хичкока, которая незаслуженно затерялась среди более поздних работ мастера саспенса. Всё действие происходит в одной квартире. Весь фильм снят с минимум монтажных скрепок. А напряжение нарастает с каждой секундой. Сундук не закрыт. Додумается ли кто-нибудь открыть его, или убийцы останутся безнаказанными?
Артём Слободчиков: вспомнить всё
Игра: Star Wars: Knights of the Old Republic
В этой классической игре BioWare главный герой управляет джедаем с амнезией, который приходит в себя на разрушающемся корабле. Избежав опасности, он отправляется выполнять важную миссию, по ходу встречает множество колоритных компаньонов и попадает в разнообразные ситуации — словом, традиционная ролевая рутина. Разумеется, одной из главных задач становится выяснение истинной личности главного героя — в этом и кроется загадка игры.
По ходу прохождения игрока постепенно информируют о главном злодее — ситхе Дарте Малаке, от которого нужно срочно спасать галактику. Тут тоже ничего необычного: чем же ещё заниматься герою, как не спасать мир. Вот только выясняется, что у Малака был учитель, по сравнению с которым Император Палпатин — сущий Ганди. Звали его Дарт Реван, и он таинственно исчез.
Естественно, две эти тайны существуют в игре не просто так. Спойлеры тут будут неуместны — такое лучше узнавать самому. Добавлю лишь то, что недавно Knights of the Old Republic вышла на мобильных платформах, так что ознакомиться с классикой ролевых игр и выяснить её главную тайну можно, не вылезая из-под одеяла.
Кино: «Помни»
Весь этот фильм — сплошная загадка. Таинственный главный герой с антероградной амнезией, который вынужден вытатуировывать важные события на своём теле, чтобы их не забыть. Его непонятная миссия по поиску некоего убийцы. Загадочный друг и загадочная женщина.
В довершение всего — фильм разделён на две сюжетные линии: основная движется от конца событий к началу, а дополнительная, выполненная в чёрно-белой гамме, идёт в обычной хронологической последовательности.
Кристофер Нолан свою дебютную картину превратил в лабиринт, в центре которого — главная тайна: кто убил жену главного героя и лишил его памяти? Сначала непонятно вообще всё. Следующий эпизод даёт пару ответов, но сразу же забрасывает горой вопросов, которые более-менее разрешаются в последующем. Зрителю, словно у него тоже амнезия, приходится постоянно держать в голове имена и факты, боясь их забыть, потому что иначе фильм потеряет смысл. А развязка оказывается под стать картине: всё оказывается совсем не так, как казалось поначалу.
К тому же, «Помни» — хорошая причина вспомнить, что до эпических фильмов, в которых все ходят в костюмах, Нолан снимал такие вот отличные камерные истории.
Артемий Котов: логика сна
Игра: Yume Nikki
Так уж вышло, что в прошлой подборке я уже описал подходящую по теме игру, The Mirror Lied. Но у неё есть более чем достойный предок, вдохновивший очень многих разработчиков на освоение RPG Maker.
Девочка Мадоцуки сидит в одиночестве в своей квартире и никогда не выходит наружу (разве что на балкон). Возможно, она — хикикомори, но мы никогда это не узнаем. Из развлечений: нерабочий телевизор и похожая на NES консоль с примитивной игрой про ловлю баклажанов. И кровать, на которую можно лечь.
Во снах Мадоцуки попадает в комнату со множеством дверей, каждая из которых ведёт в свой огромный, уникальный, красочный, чарующий, пугающий сон. Локации снов запутаны, полны тайных ходов и не похожи друг на друга. В них есть странные обитатели, а чтобы пробраться в некоторые места, нужно собирать особые эффекты: один может превратить вашу голову в светофор или лампу, другой просто изменит внешность или даст девочке некий предмет. А если заплутали или попали в ловушку, можно дёрнуть себя за щёку, сохраниться в дневнике сновидений (так и переводится название Yume Nikki) и снова уснуть. Больше здесь делать нечего.
Игра в мире снов не подчиняется обычной логике. Сны Мадоцуки абстрактны, психоделичны, их исследование требует нестандартно мыслить, а интерпретация ложится на совесть самого игрока. Что-то имеет смысл, что-то его напрочь лишено. Фанаты придумали множество теорий о том, что случилось с Мадоцуки, почему она не выходит из комнаты и что означает концовка игры. Но Yume Nikki — одна большая загадка, и её сюжет не исключение. Именно поэтому она остаётся в памяти навсегда.
Аниме: «Яйцо ангела» (Tenshi no Tamago)
Совместная работа Мамору Осии (режиссёра аниме Ghost in the Shell) и художника Ёситаки Амано (Final Fantasy) похожа на анимированную картину: вы следите не за развитием характеров или конфликтов, а за прелестными фигурами, которые зачем-то куда-то двигаются. «Яйцо Ангела» показывает путешествие девочки по ветхому постапокалиптичному миру. Люди охотятся на тени огромных рыб, проплывающих по мрачным зданиям. Всюду происходит что-то странное, непонятное и дьявольски красивое. А в руках у девочки — огромное яйцо.
Аниме ничего не объясняет и не разжёвывает. Его мир сюрреалистичен, исполнен мощных образов и метафор. Его концовка загадочна и неоднозначна. Фильм погружает в мрачные раздумья о реальности, эволюции и природе живого. Пленяет увядающей красотой своего мира. И заставляет задавать бесконечные волнующие вопросы. Например, что в яйце? Попробуйте ответить сами.
Дмитрий Мучкин: тайные страхи
Игра: Batman: Arkham Knight
Как по мне, Arkham Knight — лучшая игра про Бэтмена. Во-первых, она рассказывает очень мрачную историю о самом сложном испытании, с которым Бэтмен когда-либо сталкивался: все его враги объединились и пытаются уничтожить если не самого «тёмного рыцаря», то хотя бы Готэм. Во-вторых, Бэтмен здесь сильнее, яростнее и решительнее, чем в Arkham Asylum и Arkham City. Он не останавливается ни перед чем, изматывает себя до предела, а от каждой его реплики веет фатализмом. В-третьих, это самая насыщенная игра из серии Arkham: тут и полёты по городу, и привычный режим хищника, и битвы с танками-дронами, и гонки на Бэтмобиле по канализации — всё сделано с присущей Rocksteady (и Бэтмену) продуманностью и стилем.
Тайн тут несколько, хотя самая первая из них — кто такой «рыцарь Аркхема» — не то чтобы большая загадка. Если вы умудрились не словить спойлер за два года, то всё равно всё поймёте в середине игры. Куда интереснее размышлять над другими вопросами: например, что случится, когда эта бесконечная ночь подойдёт к концу? Что означает последняя кат-сцена? Как Бэтмену удастся победить Пугало? При чём тут, в конце концов, Джокер? После прохождения можно заглянуть на YouTube или форумы и узнать, что думают фанаты — у них, как всегда, есть десятки безумных теорий.
Сериал: «13 причин почему»
Сериал, взявший аудиторию Netflix штурмом. Сюжет закручен вокруг 13 аудиозаписей, в которых ученица американской старшей школы объясняет причины своего самоубийства. Зритель слушает их одновременно с её другом, который испытывает то злость на обидчиков девушки, то вину, то холодную решимость наказать злодеев, то всё вместе.
«13 причин» затрагивает много важных тем, но основной посыл у него довольно простой — людям надо быть добрее друг к другу, потому что даже незначительные на первый взгляд действия по отношению к другому человеку могут привести к непоправимому. Сериал поначалу кажется грустной подростковой драмой, но с каждой серией становится всё более мрачным и жёстким. Тайна у него всего одна: кто убил Ханну Бейкер?
Федор Сивов: тайна без ответа
Игра: Alan Wake
Хоррор-триллер в духе романов Стивена Кинга. Писателя по ночам преследуют монстры из романа, который он вроде бы не писал. Алан не уверен, он не помнит. Алан пытается понять что к чему докопаться до истины. Темнота — опасность. Перебежки по мрачным лесам и улицам города от одного источника света к другому. Сражения, где только фонарик спасает от теней. Рок-концерт. Обрывки того самого романа, выпуски телешоу и таинственный двойник героя Mr. Scratch наводят на суть и запутывают одновременно. Ответы порождают ещё больше вопросов. Подобно телесериалу «Твин пикс», игра преподносит тайну и не проясняет её, а только всё усложняет. Разгадку можно искать долго и не найти вовсе, потому что очевидная точка в истории не поставлена.
Сериал: «Твин Пикс»
Самое время посмотреть или освежить в памяти культовый сериал Дэвида Линча перед выходом третьего сезона.
Эта тайна тоже начинается с простого. Смерть умницы и красавицы Лоры Палмер поражает жителей провинциального городка. Местные полицейские открывают дело приступают к расследованию, к ним на помощь прибывает агент ФБР, кто-то из жителей ведёт своё следствие. Детективы пьют кофе с пончиками, едят вишнёвый пирог в местном кафе, один подозреваемый сменяется другим. Когда же находят убийцу, всё усложняется. Мистика. Злобный дух. НЛО. Танцующий карлик в красном. Красная комната. Лора Палмер обещает: «увидимся через 25 лет».
Перед встречей хорошо бы подготовится. А для этого есть книги о сериале, ещё более сложный и странный полнометражный фильм, фанатские сайты и обсуждения на главную тему: «Кто убил Лору Палмер?» Потому что самому сразу и не понять, как всё было на самом деле.
Источник: DTF