Начало учебного года всё-таки.
Говорят, если первого сентября выйти на улицу и как следует прислушаться, то можно услышать жалобные крики миллионов школьников: начало учебного года началось.
DTF, судя по статистике, читают в основном люди, которые давным-давно закончили школу, но 1 сентября — важная дата всё-таки для всех. В этот день обычно вспоминают юность, которая сейчас кажется совсем беззаботной. Так что в этот раз в рубрике «Планы на выходные» мы вспоминаем игры и кино про школу.
Олег Чимде: дети-монстры
Кино: «Признания»
В Японии очень редко делают действительно хорошее кино. Ещё реже — понятное для западного зрителя хорошее кино. Посмотрите «Признания» (Kokuhaku), это как раз фильм из второй категории.
Кино начинается с длинного и отлично сыгранного монолога школьной учительницы. Недавно она потеряла маленькую дочь и теперь уверена, что девочку убили дети из её класса. Монолог заканчивается шокирующим фактом: девушка сообщает, что подмешала в молоко детям кровь, инфицированную ВИЧ.
Но умение шокировать — не единственное достоинство. Во-первых, «Признания» очень стильно снят: каждый кадр здесь — произведение искусства, это всё-таки фестивальное кино. Во-вторых, в саундтреке — Radiohead, The Xx и Boris. В-третьих, дети играют исключительно взрослые роли и делают это великолепно. Ну а в конце — катарсис.
Андрей Верещагин: дружба и соперничество
Кино: «Хорошо быть тихоней»
Главный герой картины — застенчивый подросток Чарли. Он болезненно переживает самоубийство своего лучшего друга Майкла и смерть тёти Хелен, и не понимает, с кем можно поделиться своими чувствами. Чарли знакомится с Патриком и Сэм, которые вытягивают подростка из пучины депрессии.
В «Хорошо быть тихоней» присутствуют все элементы стандартного «хипстерского» кино: саундтрек из композиций The Smith, Sonic Youth и New Order, подростки-интроверты, «вдохновляющий» посыл, квази-глубокомысленные письма, зачитываемые закадровым голосом, и так далее. Однако здесь это трогает. В отличие от той же «Субмарины», фильм Стивена Чбоски искренний. Он рассказывает о взрослении почти так же хорошо, как комиксы о Скотте Пилигриме, но делает фокус на принятии не ответственности, а утраты.
Однако даже если вам эта тема не близка, вы всё равно можете получить удовольствие от фильма, ведь сценарий здесь отличный. Все «ружья» выстреливают, персонажи живые и у каждого из них есть свои тайны. Ну и за развитием их отношений просто-напросто интересно наблюдать. «Хорошо быть тихоней» не стремится показать школьные будни такими, какие они есть «на самом деле». В первую очередь — это отличное кино о подростковой дружбе, со всеми вытекающими.
Игра: Harry Potter and the Chamber of Secrets
Вторая игра о Гарри Поттере, в противовес «Хорошо быть тихоней» и книгам о юном волшебнике, совсем не о дружбе. Она о соперничестве. Традиционное для Хогвартса антипедагогичное соревнование факультетов здесь особенно острое, ведь призом становится доступ в комнату с бобами — местной валютой.
Обойти другие факультеты по количеству очков и оказаться на вершине «турнирной таблицы» по итогам недели, просто, но приз, который маячит вдалеке, заставляет с подозрением относиться к студентам из Слизерина или Когтеврана. Да, на самом деле они ничего не делают, но всё равно все, кто не состоит в Гриффиндоре, воспринимаются как враги. Эти ребята претендуют на ваши баллы.
Даже если между Гриффиндором и другими факультетами огромный разрыв по очкам, паранойя не отступает, потому что разница в баллах между первым и вторым местом — это время, которое вам позволят провести в бонусной комнате.
Что-то ещё: книга «Мультики» Михаила Елизарова
Книга начинаются как обычная соцреалистическая история о советском подростке, который поступил в новую для себя школу. Подружиться с одноклассниками ему с ходу не удалось, зато его приняла в свои ряды дворовая шпана. Она зарабатывает показом «мультиков»: девочка, одетая в пальто на голое тело, распахивает его перед случайными прохожими, после чего агрессивные подростки требуют у опешившего гражданина деньги. Такая «работа» приводит главного героя в детскую комнату милиции, в которой ему показывают уже другие «мультики».
Здесь повествование расслаивается. Перед читателем предстают картины чудовищной, переходящей всякие границы подростковой жестокости, рождённой школьными обидами. «Мультики» проделывают отличную работу по деконструкции советских книг о школе и подростках. Слащавая литературная реальность Гайдара и Каверина здесь сталкивается с гипертрофированной действительностью. И это глумление над соцреализмом выглядит чертовски смешно. Плюс, «Мультики» — очень стильная книга, как в смысле нарратива, так и слога.
Артём Слободчиков: учителя и хулиганы
Игра: Bully
Этот список был бы неполным без той самой игры про школу от Rockstar, вторую часть которой всё-таки делают — по информации известного инсайдера Yan2295, она выйдет после Red Dead Redemption 2.
В Bully игрок управляет Джимми Хопкинсом, отъявленным дебоширом и хулиганом. Его за особенно плохое поведение переводят в Буллвортскую академию — худшее учебное заведение штата. Как это часто бывает в играх Rockstar, Хопкинс оказывается чуть ли не единственным адекватным человеком в школе, что заметно усложняет его выживание.
Учиться в Bully не придётся. По большей части игра проходит в драках с хулиганами, выполнением квестов (все как один — первоклассная сатира на американский образ жизни и культуру) и беготне по открытому миру.
В отличие от GTA, Bully — это более камерное приключение, в котором роль «песочницы» уменьшена в пользу качественных и атмосферных квестов. Разумеется, в одном из них надо будет воровать бельё из женского общежития, но не для Джимми, а для местного физрука, ведь во вселенной игры самые большие безумцы — это взрослые.
Кстати, относительно недавно Bully вышла на мобильных устройствах. Так что опробовать проект, который сейчас некоторые критики за острую сатиру называют «самой опасной игрой в мире», стало ещё проще.
Кино: «Учитель на замену»
Фильмы и сериалы про школу обычно рассказывают о детях. Оно и понятно — среди переполненных гормонами подростков все конфликты выкристаллизовываются куда проще. Вот скромные, но хорошие ботаники, а вот мажоры и спортсмены, которые их угнетают.
«Учитель на замену», который в оригинале называется более характерно — «Отчуждённость» — об учителях. Точнее, о проблеме, с которой сталкивается, пожалуй, каждый из них: как и зачем учить это стадо малолетних оболдуев, которые ещё ничего о жизни не понимают, учиться не хотят и мечтают лишь о том, чтобы казаться взрослыми — быть ими они неспособны в принципе.
Чтобы исследовать этот конфликт, Тони Кей — режиссёр «Американской истории Х», между прочим, — помещает действие в максимально полярную обстановку. Школа в «Учителе на замену» самая неблагополучная, а главный герой в исполнении Эдриана Броуди в ней не работает — его, как следует из названия, прислали на замену. Но от постоянных попыток научить чему-то подростков, наплевательского отношения родителей и трагедий учителей он, по собственному признанию, пуст внутри. На том, как он заново открывает себя и свою профессию, и фокусируется фильм.
Сразу предупреждаю: фильм неоднозначный, отчасти поэтому он не получил такого же культового статуса, как история об американских нацистах. Но дать ему шанс определённо стоит — Эдриан Броуди в нём чудо как хорош, чего стоят его монологи об учительской доле и отношении к детям. И будьте осторожны: после «Учителя на замену» очень легко на пару часов впасть в меланхолию.
Федор Сивов: Настоящая школа
Сериал «Переростки»
Каждый год, когда начинается учебный сезон, я пересматриваю сериал «Переростки», чтобы вспомнить, как тогда было весело и почему я не хочу назад.
Здесь высмеивают настоящие проблемы школьников и при этом дело не доходит до крайностей, как в «Школе» Валерии Гай Германики. Вспомните себя: что больше всего хочется подростку в 14-16 лет? Выпить, казаться взрослым, без проблем проходить на вечеринки и в клубы, с кем-нибудь переспать. Ко всему этому стремятся герои сериала, но у них никогда ничего не получается, потому что они неудачники, как и большинство подростков.
«Переростки» подобно Bully обыгрывают стереотипы о школьниках, только подают их не с вычурной сатирой (в хорошем смысле), а жизненно и с юмором. Настолько, насколько позволяет художественный вымысел, чтобы не скатываться в чернуху.
Тут есть свои мажоры, ботаники и задиры, но внимание приковано к четвёрке товарищей. Слишком правильный и неуверенный в себе «маменькин сынок» и «отличник» переезжает в новую школу, где находит троих новых друзей. Среди них — хвастун, который постоянно придумывает новые истории о своих развратных приключениях, парень, который не знает, как признаться в любви девушке своей мечты, и просто дурачок.
В первых же сериях эти четверо прогуливают школу, наряжают новичка во взрослый костюм, отправляют в магазин за спиртным, напиваются и устраивают кавардак в доме одного из героев.
И так далее весь сериал: ни одна их инициатива ничем хорошим не заканчивается.
Сергей Матвеев: школьные будни и чуток фантастики
Игра: Tokyo Xanadu
Для тех, кто уже прошёл всю серию Persona и теперь не знает, как жить дальше, есть отдушина. Tokyo Xanadu без стеснения впитала в себя почти всё, за что мы так любим Persona. Подросток переводится в новую школу, неожиданно открывает для себя потусторонний мир, полный демонов. Теперь ему предстоит вместе с верными друзьями встать на защиту своих близких и всего мира. Всё до предела банально, но в этом есть своя романтика.
В Tokyo Xanadu есть и школьные уроки, и общение с друзьями, и прокачка социальных характеристик. Разработчики из Nihon Falcom очень бережно отнеслись к социальной составляющей, которую позаимствовали.
Впрочем у игры найдётся и парочка собственных находок. Tokyo Xanadu вышла на PS Vita и выглядит на ней просто отлично, приятная аниме-графика значительно превосходит ту же Persona 4 Golden. К тому же здесь качественно озвучены практически все диалоги. А основной геймплей сильно отличается от пошаговых боёв из серии Megami Tensei: больше экшена, больше стучания по клавишам, в попытках выбить комбо.
В Японии Tokyo Xanadu вышла на PS Vita ещё в сентябре 2015-го и целых два года добиралась до остального мира. А в прошлом году уже состоялся выход версии и для PS4, но только для Японии. А ещё совсем скоро обещают выпустить версию и для PC.
Фильм: «Матильда»
Маленькая Матильда очень любит читать — возможно потому, что ничего кроме книг у неё и нет. Родителям на неё плевать: они отправляют дочку в школу-интернат, где Матильде предстоит бороться с гнётом директрисы.
Но вы не подумайте, «Матильда» — это очень добрый семейный фильм, режиссёром которого, кстати, выступил Дэнни ДеВито. Здесь нет глубоких экзистенциальных мыслей о поиске своего пути, это просто хороший лёгкий фильм, который запал мне в память с самого детства. Впрочем, некоторые сцены в фильме могут показаться немного шокирующими: в моих кошмарах порой всплывает отвратный образ толстого мальчика, жадно поедающего огромный шоколадный торт (звучит не так страшно, как это выглядит в фильме).
Если вдруг на выходных решите всей семьёй отдохнуть перед экраном, то вспомните о «Матильде». Там есть чему поучиться и взрослым, и детям. Ну, как минимум, тому, что если много читать, то могут появиться телепатические способности.
Тимур Сафаров: школьники, японские и американские
Игра: Persona 3
Спасибо Сергею за информацию — про Tokyo Xanadu я слышу в первый раз, звучит очень интересно. Зато третья Persona мимо меня не прошла и сильно зацепила. Не являясь фанатом жанра JRPG в целом, я провёл в ней немало часов, гоняя школьников по Тартарусу и заставляя своего протеже не спать на уроках. Ни Final Fantasy, ни серия Tales не смогли увлечь меня так сильно.
В Shin Megami Tensei, насколько мне известно, почти всегда присутствовала атмосфера очень своеобразного городского фэнтези, а побочная серия Persona её только развивает. Классический концепт истории о школьниках, тайно противостоящих страшным демонам, то и дело лезущим в наш мир — замечателен по своей подаче. Концепция «Тёмного часа» — замечательна своим подтекстом. Сюжетные вставки, оформленные на манер визуальных новелл — замечательны сами по себе (и забавно анимированы).
Таинственность здешней атмосферы — одна из главных движущих сил. Даже привычный для жанра «гринд» делается как-то сам собой, и игра воспринимается как отличный сёнэн, со своими архетипами и сюжетными поворотами.
Меня трудно назвать большим фанатом не только японских «ролёвок», но и вообще японского искусства. Однако на волне интереса к «Персоне» я даже заказал фигурку Мицуру, которую, правда, предательски потеряли при пересылке (деньги мне всё же вернули).
Школьные будни главного героя (или героини — выбрать пол можно, если у вас PSP-версия) изобретательно превращены в необходимый игровой элемент: уроки, спортивные секции, прогулки с друзьями, разговор с пожилыми владельцами книжной лавки — всё это увеличивает параметры, относящиеся к тем или иным видам Персон, местному аналогу покемонов.
Но игры серии Shin Megami Tensei ввели механику с собирательством монстров раньше Nintendo. А ещё Персон здесь можно скрещивать, доводя свой «ростер» до совершенства. Поистине увлекательное занятие. Стоит упомянуть, что здешний бестиарий состоит не только из пикачу-подобных экземпляров: вашим боевым монстром вполне может оказаться какая-нибудь неко или грозный воитель с именем греческого бога.
Кино: «Суперперцы»
Это один из тех фильмов, которые трудно назвать первосортной комедией (как фильмы Эдгара Райта, например), но при этом он не превращается в марафон бессмысленной похабщины.
Чтобы хоть кому-то было проще, скажу — это кино из той же категории, что и This is The End (2013) и Pineapple Express (2008), но идейно он ближе, скорее, к «Отличнице лёгкого поведения» с Эммой Стоун (в «Суперперцах» она тоже есть).
Это кино я долгие годы обходил стороной. Ещё с самого детства меня отпугивало российское название и предполагаемое содержание. Но это было к лучшему — в том возрасте идей фильма я бы просто не понял. В последние годы мне удалось прийти к осознанию того, кто такие Майкл Сера, Сет Роген, Джона Хилл и Кристофер Минц-Пласс (и к пониманию специфики их юмора), и я наконец-то добрался до «Перцев». И оказался доволен.
Это очень неплохой, добрый фильм, которому удается без компромиссов говорить со зрителями на тему полового взросления. Он концентрирует всё, что в принципе можно сказать на эту тему с позиции самих школьников, превращая это всё в местами пошлые, но очень уместные шутки о первом сексе, столкновении с полицией, пьяных вечеринках и свиданиях.
Многие узнают в героях себя, будь то скромный герой Серы или фантазёр в исполнении Хилла. А ещё это лучшая комедийная роль Минц-Пласса (даже короткометражка по Far Cry 3 меркнет). Гэги, связанные с его героем — жемчужина фильма.
Алексей Хромов: Kingsman наоборот
Кино: «Особо опасна»
Конечно же, в оригинале фильм никак не связан с «Особо опасен» (Wanted) и носит совершенно другое название — Barely Lethal, но русские прокатчики как обычно суровы.
Картина рассказывает о девочке-подростке, которую с малолетства воспитывали в школе спецагентов, и к шестнадцати годам она уже умеет драться, управляться с оружием и прыгать с парашютом. Но вот мечтает она ровно о противоположном — учиться в обычной школе, тусоваться с друзьями и ходить на дискотеки. Поэтому, как только появляется такая возможность, она сбегает и поступает в простую школу под видом обычной ученицы.
При всех недостатках этого фильма (увы, их немало), привлекает сама идея, выворачивающая наизнанку сюжеты Kingsman или «Громобоя». Простому ребёнку трудно среди супершпионов, но вот шпиону среди школьников может оказаться ещё тяжелее — умение ударить ногой в лоб не всегда может помочь наладить контакт с одноклассниками и влиться в компанию. А в остальном это лёгкий и энергичный фильм, главным достоинством которого становятся Сэмюэл Л. Джексон и Джессика Альба на вторых ролях.
Источник: DTF