Планы на выходные: игры и кино, которые пугают

Рекомендуем, на что потратить свободное время.

Когда на выходных нечем заняться, в ход обычно идут игры, кино и сериалы. Каждую неделю мы составляем список рекомендаций от редакции, чтобы вы знали, на что стоит потратить время и, быть может, открыли для себя что-то новое.

Тема подборки в этот раз — произведения, которые пугают. Это не обязательно могут быть чистокровные хорроры, хотя их тут всё же большинство. В конце концов, страх — одна из самых естественных эмоций человека.

«Нечто»

Алексей Сигабатулин: классика против переосмысления

Кино: зомби-хорроры Джорджа Ромеро

Первым фильмом ужасов, который я посмотрел стал «Кошмар на улице Вязов», но сильнее всего напугала именно «Ночь живых мертвецов» Джорджа Ромеро. Это был не первый фильм о зомби в истории (хотя «Белый зомби» Виктора Халперина всё же немного о другом), но именно он задал стандарт жанра и ввёл многие тропы, которые потом переняли буквально все.

Группа людей, забарикадировавшаяся в доме, вокруг которого бродят зомби. Нежелание поначалу осознавать весь масштаб катастрофы и принимать оживших мертвецов как реальность. Обязательный заражённый среди выживших. Культовая классика, которую и сегодня смотреть жутко.

«Ночь живых мертвецов»

Ну а если не любите чёрно-белые фильмы, то можно попробовать «Рассвет мертвецов». У Зака Снайдера, кстати, получился отличный ремейк, хоть фильм и лишился своего социального подтекста. «Земля мёртвых» тоже достойна внимания. Она хоть и не стала культовой, всё равно умеет пугать. А вот «Дневники мертвецов» трогать не стоит: с годами Ромеро, видимо, потерял хватку.

«Земля мёртвых»

Игра: Lone Survivor

Про Silent Hill напишет Олег, так что остановимся на Lone Survivor. Вкратце — это слегка «облегчённая» версия SH для тех, кто хочет чего-то атмосферного и страшного, но не готов нырять в лор культовой серии Konami. Герой просыпается в доме, вокруг никого нет, бродят какие-то твари — нужно найти выживших и понять, что вообще происходит. Игру можно купить в Steam или PS Store (на Vita играть особенно круто).

Олег Чимде: призраки и мертвецы

Игра: Silent Hill 4: The Room

Объективно лучшая часть Silent Hill — вторая. Самая страшная — первая. Но мы тут не об объективности, а о личных впечатлениях. Так что если вы хотите как следует испугаться, я бы посоветовал пройти Silent Hill 4: The Room. Играть в неё тяжело: фонарика нет, боевая система неудобная, локации повторяются, а суть сюжета время от времени ускользает.

Но, во-первых, там есть призраки — жуткие неубиваемые летающие люди, которые могут проходить сквозь стены и достать вас вообще везде. Когда они рядом, Генри Таунсенд хватается за голову, а в ушах звенит.

Во-вторых, игра сначала создаёт для вас безопасную зону — маленькую квартирку, в которую предстоит постоянно возвращаться, — а потом выбрасывает вас из зоны комфорта пинком. Призраки начинают проникать и туда тоже.

В-третьих, первую половину игры вы будете подсматривать за соседкой, а на вторую половину она станет вашим спутником. Главное здесь то, что девушка — недобитая жертва маньяка Уолтера Салливана, и между ними есть связь. Если Салливан рядом, она начинает колотить себя по голове, и кричать что-то нечленораздельное утробным голосом.

Пока я пишу этот текст — по спине бегут мурашки. Просто попробуйте смириться с недочётами Silent Hill 4: The Room и поиграйте в неё.

Кино: «Возвращение живых мертвецов»

Сейчас этот фильм уже вряд ли может напугать, но у меня до сих пор нервишки шалят, когда я вспоминаю пробуждение того полуразложившегося трупа из бочки. И ведь концепция интересная: армия случайно потеряла одного покойника, а главные герои его нашли.

Бочка открылась, газ из неё попал в воздух и принялся оживлять мёртвых и убивать живых. Потом он попал в атмосферу и «бодрящий» дождь обрушился на кладбище — мертвецы встали из могил. Местные панки как раз решили заняться сексом на чьей-нибудь могиле. Сейчас это всё выглядит смешно, но только не тогда. Не в детстве. Классика.

Андрей Верещагин: страх перед неизвестным

Кино: «2001: Космическая одиссея»

Космический корабль «Дискавери» направляется к Юпитеру, чтобы исследовать таинственный «монолит». Команда на борту находится в анабиозе и не знает об истинной цели экспедиции. Бодрствуют лишь два члена экипажа и компьютер с искусственным интеллектом HAL 9000. Последний «сходит с ума» и начинает методично саботировать исследовательскую миссию. Однако не это главное в картине. Главное — «монолиты».

Несмотря на гуманистический посыл, фильм Стэнли Кубрика может напугать. Он культивирует не животный страх за свою жизнь, а боязнь неизвестного. «Монолиты» вселяют ужас сильнее любых монстров, зомби или призраков. При этом, «Космическая одиссея» — чуть ли не единственная лента, которая достоверно (насколько это вообще возможно) демонстрирует, с чем человечество может столкнуться в космосе.

Нам непонятна логика «монолитов», их мотивы и природа. Всё, что мы знаем — они невероятно могущественны. На их фоне люди кажутся слабыми и незначительными. Осознание того, что где-то есть существа, которые могут изменить эволюцию человека, вселяет почти религиозный ужас.

Продолжение «Космическая одиссея 2010 года» режиссера Питера Хайамса, к сожалению, уже не создает такого эффекта. Сюжет здесь больше концентрируется на отношениях между людьми, а «монолиты» становятся чересчур активными.

Игра: Ecco the Dolphin

Что может быть страшного в игре про морское млекопитающие, спасающее своих друзей из инопланетного плена? Примерно то же, что и в «Космической одиссее». «Ecco the Dolphin» пугает не гигеровскими образами, она заставляет трепетать перед силой созданий, которую человек понять не в состоянии. Куда уж там дельфину.

Астерит — огромная молекула ДНК, которая скрывается на глубине. О нём мы знаем несколько больше, чем о «монолитах». Кроме того, «существо» даже не гнушается поговорить с нами. Тем не менее, нам доподлинно неизвестно, откуда появился Астерит и в чём его предназначение. Добавьте сюда инопланетную расу вортекс, которая становится на Земле, своего рода, суперхищником (и, как позднее выясняется, сильно влияет на развитие жизни на планете), и мы получим всё тот же страх перед непонятным.

Масла в огонь подливает и музыка: тягучие переливы сменяются ритмичными композициями, на смену которым, порой, приходит просто тишина.

Вторая часть не сумела сохранить гнетущую атмосферу оригинала. Простенькая Ecco Jr. даже не старалась, а к Defender of the Future для Dreamcast серия совсем свернула не туда.

Семён Костин: боди-хоррор

Кино: «Нечто»

До лет 14 я познакомился почти со всеми известными хоррорами 80-х годов. Какое-то время я очень боялся «Чужого», «Муху» и «Реаниматора». Прошли годы, хорроры меня уже не пугают, но «Нечто» Джона Карпентера по-прежнему заставляет меня отворачиваться от экрана.

Фильмов жанра боди-хоррор я боялся куда больше, чем банальных слэшеров или картин про приведения и всякую нечисть. Меня не пугали внезапные сцены или гнетущая атмосфера, но мне противно было смотреть на мерзкие метаморфозы с человеческим телом. Инопланетная тварь из «Нечто» снилась мне в кошмарах. Она сидела в моих родственниках, друзьях и даже во мне.

Поразительно, как обычная аниматроника, желатин, лубриканты, резина и пластик смогли создать реалистичный образ этого существа. Создатель спецэффектов, Роб Боттин, после съемок попал в больницу из-за морального и физического истощения. Работа над «Нечто» отняла у него все силы.

Больше всего в фильме мне нравится нарастающее чувство паранойи. Весь просмотр сидишь в оцепенении, потому что не знаешь, под какого из полярников замаскировалась тварь. Жаль, что приквел 2011 года хоть и имеет схожие темы, но сдаёт по всем позициям фильму Карпентера. Если бы картине не урезали бюджет, то зритель бы узнал, что Нечто не управляло летающей тарелкой. Оно было существом из коллекции инопланетной расы, которая собирала различные формы жизни по всей галактике.

Были готовы декорации и сами инопланетяне, но всё это выкинули из-за недостатка средств. Приквел 2011 года всё равно получился успешным, но он не смог приблизиться к фильму Карпентера в плане пугающих сцен. Оригинальное «Нечто» — это культовый хоррор, который может напугать даже современного зрителя.

Игра: Half-Life 2

В играх и фильмах по вселенной «Чужого» я боялся лицехватов. Когда я начал фанатеть по ксеноморфам, то этот страх исчез, но меня всё равно пугала идея, что какое-то существо может присосаться к твоему лицу, а потом из тела что-то вылезет. Создатели Half-Life вдохновлялись этой идеей, когда создавали хэдкрабов. В игре хэдкраб пробивает череп, добирается до мозга и постепенно начинает видоизменять тело носителя.

Жутко, но обычные зомби меня не пугают. Всё изменилось, когда я добрался в игре до Рэйвенхолма, где познакомился с ядовитыми хэдкрабами и ядовитыми зомби. Эти мерзкие твари с мелкими волосиками издают противный писк и прыгают на игрока, быстро снося здоровье. Хорошо, что оно не прыгает игроку на голову, иначе Half-Life 2 я проходил бы значительно реже.

После атаки ядовитых хэдкрабов я бывало в панике нажимал Escape и загружал старое сохранение. Наткнувшись на ядовитого зомби, я загружал игру и убивал его тогда, когда он появлялся на экране. К пятому прохождению Half-Life 2 моя фобия не исчезла, но я хотя бы заучил все места, где появляются эти мелкие пакостники.

Ещё раздражает, что разработчики в нескольких местах респаунят ядовитых крабов и зомби прямо за спиной героя. Точно не знаю, почему я их так боюсь, но мерзкий вид вкупе с патологической нелюбовью к насекомым — сделали своё дело. Достижение «Зомбомет» я не получил и вряд ли когда-нибудь получу, потому что проходить Рэйвенхолм с одной гравипушкой — настоящая пытка.

Тимур Сафаров: не скримерами едиными

Кино: «Бабадук»

«Бабадук» — авторское кино, снятое за копейки. Однако это один из самых страшных фильмов, виденных мною. Раньше и представить было трудно, что хоррор может напугать меня так сильно в сознательном возрасте. И это ещё при том, что я смотрел фильм в компании девушки. К слову, её присутствие и комментарии помогли мне куда лучше понять не самый очевидный посыл режиссёра и сценариста Дженнифер Кент (сюжет строится вокруг матери-одиночки). В общем, смотрите и сами всё увидите.

Невероятно умный и талантливо сделанный фильм с кучей нестандартных решений — работа оператора, музыка, дизайн главного злодея. Да и никогда ещё история про условного «монстра под кроватью» не доводила до такого ужаса. Забавно, что основная цель «Бабадука» — вовсе не напугать. Тем не менее он делает это потрясающе.

Игра: Amnesia: The Dark Descent

В каком-то смысле «Амнезия» схожа с «Бабадуком». Здесь нет высоких бюджетов и излишней отполированности больших проектов. И когда меня просят посоветовать по-настоящему страшный хоррор, я без раздумий советую именно её.

То, что уже вряд ли когда-нибудь удастся Capcom и Red Barrels, есть именно здесь. Приведу простое сравнение из жизни. Однажды я играл ночью в Outlast на протяжении двух часов в абсолютно пустом доме. Один раз я занервничал и ещё один раз мне стало слегка неуютно. Потом я зевнул и лёг спать.

С утра мне захотелось немного поиграть в «Амнезию» для сравнения. Игру я включил при солнечном свете и поиграл от силы десять минут, не успев встретить ни единого монстра. Но за эти минуты я успел испытать такое напряжение, что играть дальше было попросту трудно.

Шведы из Frictional Games в своих трёхкопеечных хоррорах ещё с середины нулевых реализуют то, что не получается у крупных компаний. Они не боятся идти на риски. Им удается избегать клише и «попсовости» почти во всём, в том числе в гейм- и саунд-дизайне, постепенно нагнетая атмосферу неизвестности на манер старых Silent Hill. Приятно, что они не одиноки в таком подходе (взять хотя бы Bloober Team и их Layers of Fear).

Данил Свечков: тоска по зомби

Кино: «Живая мертвечина»

Однажды пожилая дама пошла в зоопарк, чтобы следить, как проходит свидание у её сына. Там даму укусила крысиная обезьяна, привезённая с далекого острова. Женщина от укуса скоро начала гнить заживо, потом померла, а потом воскресла и сама стала кусать всех вокруг, создавая армию живых мертвецов. А её сыну всю эту кашу пришлось расхлёбывать.

До тошноты мерзкий, жуткий и смешной фильм, ключевая сцена которого — борьба с толпой зомби с помощью газонокосилки — одновременно и нелепа и гениальна. А тот факт, что снял эту картину Питер Джексон, позже прославившийся «Властелином колец», делает её обязательной к просмотру всем, кто интересуется кинематографом. Хотя, если вы любите пудинги и манную кашу, то лучше, наверное, этот фильм не смотреть.

Игра: They Hunger

Модификация для первого Half-Life, которая, за исключением пары моделек, нескольких звуков и движка, не имеет никакого отношения к приключениям Гордона Фримена. Самостоятельная история из нескольких частей, рассказывающая о заварушке с ожившими мертвецами, случившейся в американской глубинке. Жутковатый шутер, вдохновленный Лавкрафтом и кинематографом 80-х годов, в котором вы будете отбиваться от разлагающихся трупов сначала с помощью зонта, а затем и при помощи дробовика. Одна из лучших игр по теме, пропускать которую нельзя.

Евгений Баранов: дверь за дверью

Игра: Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth

Можно долго рассуждать о космическом ужасе, о разуме, который настолько превосходит наш, что даже мысль о контакте становится невыносимой, о той бездне, пролегающей между мелочной моралью человека и абсолютной пустотой омерзительных древних Богов.

Но по-настоящему напрячься в Call of Cthulhu заставляет совсем другой повод, и вы его знаете.

Побег из отеля, расписанный Лавкрафтом на десять страниц. В игре он умещается в считанные пару минут, хотя эта оценка – субъективная: возможно, сцена длится секунд двадцать, а охваченной паникой сознание «растягивает» это время. Всегда кажется, что самое страшное и невыносимое длится целую вечность.

Героя ставят в условия, когда некогда думать, потому что опасность буквально ломится в дверь. Не исключено, что в нашем случае ещё играет роль «генетическая память»: всего несколько десятков лет назад ночной стук в дверь был знаком неминуемой гибели. В Call of Cthulhu – то же самое, но утопающему дают соломинку, с которой так легко сорваться: сквозные двери в номерах отеля.

И мы в ужасе бежим туда, надеясь, что рыболюды не сразу догадаются о нашем маршруте. Забежал в комнату, хлопнул дверью, задвинул щеколду – и слышишь, как в соседнем номере, откуда ты секунду назад выбежал, сломалась дверь. Пока двигаешь шкаф – слышно топот тяжёлых сапогов, и он приближается. Одна мысль, что ты только что был вон там, за дверью, заставляет нервы сжаться в комок.

Так повторяется несколько комнат кряду, пока герой не выбирается через окно. Тогда паника уступает место другому виду страха, более вязкому и рассредоточенному по времени, но ей-богу – если б я сам бежал через тот отель, то сердце бы колотилось до самого утра.

Кино: «Куб»

Я не любитель хорроров, особенно «мясных». Однако убежать от них совсем невозможно.

Вот и «Куб» я посмотрел несколько лет назад. Да, там есть предельно жестокие сцены, но фильм не поставил их смакованье в качестве единственного повода смотреть. При минимальном количестве визуальных средств «Куб» превосходно передаёт чувства запертых в ловушке героев. Обречённость, подозрительность, обострившееся до предела желание жить – и конечно, звериный страх перед бессердечными стихиями, которые могут обрушиться на тебя в любой из одинаковых комнат Куба.

И, конечно, отсутствие всякого смысла. Пожалуй, именно это свойство придаёт Кубу его окончательную форму как технологического Ада — или Чистилища, если попытаться принять заточённый в Кубе кошмар за испытания.

Дмитрий Мучкин: ужасы без монстров

Кино: «Не дыши»

«Не дыши» — это триллер про трёх подростков, попытавшихся украсть деньги не у того человека. Узнав, что у слепого ветерана войны в сейфе лежит целое состояние, они забираются к нему в дом, но скоро понимают, что этого делать не стоило.

Это не хоррор, здесь нет никаких монстров или мистики, но зато есть человек-машина для убийства, который ориентируется на слух и запах, как какое-нибудь животное из постапокалиптического мира.

Во время просмотра несколько раз меняешь сторону, за которую «болеешь»: с одной стороны, у старика пытаются отобрать его имущество, с другой — ветеран тоже не такой уж невинный. Фильм постоянно держит в напряжении, а о том, как он закончится, догадаться не получится вплоть до самого конца. Картина вызывает самый худший для меня вид страха — что нигде нет безопасного места, враг может быть угодно, и что бы ты ни делал, спастись не получится.

Игра: Max Payne 2

Это совсем не страшная игра по своей задумке, но в подростковые годы мне от неё становилось не по себе. Больше всего меня пугали уровни с галлюцинациями: во-первых, музыкой (а я очень восприимчив к звуку), во-вторых, жуткими и странными образами, которые там возникали — в том же парке развлечений, например.

И как раз из-за того, что в своих кошмарах Макс видел места, в которых он уже был или ещё будет, идея переплетения реальности и страшного сна пронизывает всю игру. Из-за этого я больше не могу спокойно играть во вторую часть. Я знаю, что большинство событий в игре сном не является, но послевкусие от предыдущих прохождений осталось слишком сильное — мне даже от просмотра видео об игре становится жутко.

#планынавыходные #игрыикино

 
Источник: DTF

Читайте также