История, точку в которой поставил Гендальф в подземельях Мории.
Одна из самых впечатляющих сцен «Братства кольца» — встреча героев с Погибелью Дурина, пылающим балрогом во тьме Мории. Это важный момент для всей саги — Гендальф пожертвовал собой, чтобы спасти друзей, а после этого переродился и сыграл важную роль в войне.
Но всё же эпизод с балрогом может вызвать вопросы. Почему столь могущественное существо как Проклятье Дурина оказалось в подземельях под Морией? И кто вообще такие балроги? Рассказываем о могучих и ныне вымерших слугах тьмы.
Происхождение
Сам Толкин не рассказывал, как придумал образ Погибели Дурина. Но его любовь к скандинавской мифологии подсказывает, что, скорее всего, при создании балрогов он вдохновлялся древним великаном Суртом — его, например, вы могли видеть в фильме «Тор: Рагнарёк».
Имя Сурта значит «чёрный» или «смуглый». Он правил Муспельхеймом, миром огненных великанов-йотунов. Во время Рагнарёка Сурт должен был своим пламенным мечом убить бога плодородия Фрейра, срубить мировое дерево Иггдрасиль и спалить почти весь мир — чтобы тот затем возродился в новом облике.
Но был в скандинавской мифологии ещё один йотун — Муспель. Порой его образ считают калькой с образа Сурта, а в некоторых научных работах выдвигается мнение, что это вообще никакой не другой йотун, а просто ещё одно имя Сурта. Соответственно, их истории схожи. Во время Рагнарёка Муспель во главе своего войска шёл по по радужному мосту Биврёсту — но тот обрушился.
И многое из этого отразилось на образе балрогов.
Само название «балрог» происходит из синдарийского языка эльфов и означает «демон силы»: от слов «бал» — «сила», и «рог» — «демон». По схожей схеме на более древнем языке квенье их прозвали валараукар или валарауко. Как считал Кристофер Толкин, его отец создал слово балрог, основываясь на староанглийском слове bealu, что значит «зло».
Первоначально Толкин задумывал балрогов как существ, созданных тёмным властелином Морготом. Их облик был не столь ужасающим, и они не отличались большой силой — но затем автор решил переписать их происхождение. И это поменяло для балрогов практически всё.
По сложившемуся канону, изначально балроги — одни из майар, младших айнур, то есть высших существ, в чём-то схожие с ангелами подле бога-создателя. К примеру, ещё одними майяр были Гэндальф, Саруман и Саурон.
Во время сотворения мира богом Эру Илуватором его сильнейший айнур, Мелькор, возгордился и захотел сам быть творцом, отчего исказил песнь, творившую мир. Затем Мелькор изгнал валар, старших айнур, из срединного континента, Средиземья, где на протяжении тысячелетий извращал всё вокруг себя. Из цветущего рая он превратил многие земли в безжизненные пустоши, а встреченных им эльфов он в итоге трансформировал в орков. Тогда-то его назвали Морготом Бауглиром, «Чёрным врагом мира» и «Душителем».
В ту пору к нему примкнули многие майар — вместе с ними были будущие балроги (возможно, они так поступили от своей тяги к разрушениям). Среди них Готмог, главный балрог, и Погибель Дурина, с которым позже схлестнулся Гендальф.
Балроги отличались громадной мощью — любой огненный демон был сильнее дракона. Всего семерых балрогов хватило для того, чтобы отогнать Унголиант, титаническую паучиху, что поглотила сок древ Валар, эквивалентный энергии тысяч солнц. И всего один демон потребовался для того, чтобы уничтожить гномье королевство Мориа.
Балроги сперва умели менять свой облик так, как им захочется. Но затем, как все майар, склонившиеся ко злу, они потеряли этот дар.
Когда балроги пришли на службу к Морготу, их внешность во многом уподобилась ужасающему облику нового владыки. Они похожи на четырёхметровых людей с длинными сильными руками, но при этом балроги — само воплощение огня, пугающее и излучающее силу. Они носили огненные гривы, а всё вокруг них окутывала густая тьма.
Балроги любили седлать бескрылых драконов, что делало их ещё сильнее. Главное оружие этих демонов — пламенные бичи, хотя у Погибели Дурина был самый обычный хлыст, просто большого размера. К тому же порой балроги носили с собой огненные клинки и топоры.
Проблема описания облика балрогов в том, что Толкин не очень любил рассказывать про внешний вид злых существ. Он даже почти ничего не говорил об их оружии (хотя о мечах остальных героев было написано довольно много). К примеру, мы куда больше знаем о запахе орков, чем о том, как они вообще выглядели. Так что все остальные детали образа балрогов приходится додумывать по противоречивым намёкам Толкина.
Писатель упоминал у Погибели Дурина нечто, похожее на крылья — но по этому описанию довольно трудно понять, было ли это крыльями или просто тенью. Хотя всё равно не факт, что балроги могли летать.
В одним из своих писем Толкин много ругался насчёт первого сценария экранизации «Властелина колец», написанного ещё в 1957 году: «С какой стати Циммерман наделил орков — клювами и перьями?! (Орки— это вам не гагарки!)».
В том числе Толкина возмутило, что в сценарии балрог хохочет и глумится: «Балрог вообще не разговаривает и не издает никаких звуков». Из этих слов не очень понятно, имел ли писатель ввиду, что Погибель Дурина в той сцене молчал, или что балроги вообще не могут говорить, или что они предпочитают телепатию.
Касательно того, сколько вообще существовало огненных демонов, тоже нет единого мнения. В своих ранних заметках Толкин говорил о тысячах балрогов, потом — о десятках. А в более поздних заметках он уже писал о куда более скромных цифрах: не больше семи.
Однако Кристофер Толкин всё равно указал в «Сильмариллионе», что в сражениях первой эпохи участвовало больше тысячи балрогов.
Кроме Погибели Дурина, в легендариуме Толкина имена есть только у двух персонажей-балрогов. Впрочем Лунгортин, что как-то раз стоял подле трона Моргота, упоминали всего раз. Возможно, это ещё одно имя балрога Готмога, что, по версии Кристофера Толкина, значит «лорд балрогов». Причём с такой трактовкой имени связана ещё другая проблема: его можно трактовать и как «властелин балрогов», и «главный балрог», что никак не помогает с вопросом о численности балрогов.
О важности Готмога говорит хотя бы тот факт, что в ранних набросках, когда он звался то ли Косомотом, то ли Косомоко, он вообще был сыном Моргота. В итоге этого балрога, чьё имя переводится как «угнетающий страхом», Толкин называл главным военачальником орд Моргота. Тот же пост занимал Саурон до разрушения первой твердыни своего властелина.
Интересный факт: того орка (хотя есть версия, будто это человек) с искалеченной рукой в экранизации «Властелина колец» от Питера Джексона, что руководил штурмом Минас-Тирита и нигде кроме фильмов не появлялся, прозвали Готмогом — как раз в честь балрога.
Готмог был настолько могуч, что своим топором нанёс смертельные раны Феанору, величайшему врагу Моргота. В тот же день эльфы впервые узнали о существовании балрогов.
Когда во время битвы Бессчётных слёз (Первая эпоха, примерно за 6578 лет до того, как Фродо уничтожил Кольцо всевластия) эльфы начали одерживать вверх, Моргот выпустил в атаку балрогов во главе с Готмогом. Тот вклинился между войсками людей и эльдар и самолично зарубил эльфийского короля Фингона, когда того в спину поразил ещё один балрог. Следом, когда он оттеснил противника к топям Серех, Готмог с помощью своей личной стражи из троллей захватил в плен Хурина, одного из лидеров людей.
Готмог возглавил штурм громадной крепости Гондолин, последнего могущественного королевства эльфов-нолдр. Орки в «железных драконах» подъехали к северным воротам и проломили их. В Гондолин тут же устремились бесчисленные орды Моргота. Город быстро пал. Можно сказать, что тем самым Готмог сжёг часть мира — почти как Сурт.
Тут особенно сильно проявляется проблема численности огненных демонов. В одних материалах Толкин писал, что их была тысяча. В других — что не более семи. Но при этом в бою с гондолиндрим пало сорок балрогов — а в живых осталось ещё какое-то количество.
Успех постоянно следовал за Готмогом. Возможно, в будущем он мог стать продолжателем дел Моргота вместо Саурона, который почти никак не участвовал во всех этих войнах. Однако во время городских боёв в Гондолине ему сильно не повезло. Он повалил витязя Туора и уже готовился проткнуть его мечом — но тут за товарища вступился эльф Эктелион. Балрог и эльф зарезали друг друга и вместе сгинули в глубоком королевском фонтане.
Во время бегства эльфов из Гондолина погиб ещё один балрог. Правда эльф Глорфиндел, который схватился с демоном, рухнул с ним в пропасть и там умер. Хотя его спустя полторы с лишним тысячи лет возродили — в отличие от балрога.
Когда валар, боги Арды, решили всё-таки вмешаться и исправить тот ужас, который устроил Моргот, они высадились в Средиземье. Причём их армия была настолько мощной, что в одном сражении они уничтожили все войска врага свободных народов.
Моргот в том бою послал балрогов как свой последний резерв — и их всех перебили. Осталось несколько: или семеро, или трое, или двое. Выжившие балроги сбежали в пещеры у корней мира, куда ушли многие падшие майар. В одной из ранних версий «Властелина колец» даже говорилось, что валар запретили балрогам выходить на свет.
Погибель Дурина
Про то, участвовали ли оставшиеся в живых балроги в войнах второй эпохи, которые вёл Саурон — неизвестно вообще ничего. Толкин про то время писал очень мало.
Зато нам известна судьба Погибели Дурина. Этот демон после разгрома орд Моргота затаился в Мглистых горах, глубоко под горой Карадрас.
Но в 1980 году третьей эпохи гномы Мории, желая найти мифрил, копали слишком глубоко и слишком жадно, отчего пробудили огненного демона, что привело к громадному числу смертей. В том же году балрог убил гномьего короля Дурина VI, а в следующем — его сына, Наина I.
Гномы никак не могли его одолеть — и потому ушли из Мории. Многие лотлориеэнские эльфы тоже поспешили уйти, побоявшись такого соседства. Зато опустевший Кхазад-дум облюбовали орки, которых Погибель Дурина или Проклятье Дурина, как его называли гномы, почти не замечал.
Толкин нигде прямо не говорит, был ли Саурон в союзе с этим балрогом, а намёков в пользу той или иной версии недостаточно. Так что неизвестно, связано ли пробуждение Погибели Дурина с возросшей активностью Саурона и был ли балрог его слугой.
15 января 3019 года третьей эпохи с Проклятьем Дурина столкнулось Братство Кольца. Балрог нагнал отряд — но посреди морийского моста ему преградил путь Гэндальф Серый. Погибель Дурина ударил мага своим огненным клинком — но он тут же рассыпался. Гэндальф разрушил под балрогом мост — однако летящий в бездну демон зацепил его своим хлыстом и утащил за собой.
Они вдвоём рухнули в бездну Кхазад-Дума, где огонь балрога потух. Демон сделался скользким, как змея, и принялся душить Гэндальфа, пока тот бил его мечом. Вскоре балрог сбежал — но маг помчался за ним по тоннелям Мории.
Погоня продолжилась вплоть до Башни Дурина на вершине горы Зирак-зигиль. Там балрог вспыхнул вновь и продолжил бой с Гэндальфом. Противники были примерно равны по силе. Хоть маг в итоге и убил балрога, но и сам скончался от полученных ран. Правда Гэнадальф не закончил свою миссию в Средиземье, так что Эру Илуватар (создатель всего сущего) возродил его в новом, лучшем облике.
Как и в истории с Муспелем, балрога удалось сбросить, разрушив мост — но в обоих случаях огненные великаны выжили. И как в случае с Суртом, разрушение привело к перерождению — только в Эдде шла речь о всём мире, а во «Властелине колец» — об одном лишь Гэндальфе.
Погибель Дурина был последним балрогом в мире. И это связано с одной из главных тем истории Средиземья — постепенным уходом магии из мира.
Огнедышащие драконы исчезли — разве что где-то в горах и далеко на севере есть «холодные» драконы. Остатки эльфов и майар покидают Средиземье. В таком ряду убийство последнего демона — закономерно.
Балроги в адаптациях
Из-за скудного описания балрогов в произведениях Толкина художники, иллюстрирующие «Властелин колец», были вынуждены самостоятельно додумывать облик Погибели Дурина. И для этого они вдохновлялись самыми разными бесами и чертями.
В экранизации «Властелина колец» от Ральфа Бакши балрог приобрёл огромные крылья, львиную голову и огромные копыта. Он почти целиком тёмный и выглядит в целом как обычный человек в карнавальном костюме. Просто бюджет мультфильма был ограничен, из-за чего многих монстров сыграли люди в очень тёмных костюмах. Иногда их ротоскопировали, но чаще просто подставляли на рисованный фон.
Для изображения Погибели Дурина в новой экранизации Питер Джексон выбрал стиль иллюстратора Джона Хоу, у которого балроги похожи на огромных рогатых чертей с крыльями.
В отличие от Бакши, у Джексона не было проблем ни с бюджетом, ни с технологиями. Так что его команда сделала Проклятье Дурина ещё более впечатляющим: теперь он буквально состоял из огня и почти застывшей лавы.
Звук его шагов сделали благодаря катанию шлакобетонного блока по деревянному полу. А его рык создан из обработанных криков осла и лошади.
С тех пор большинство изображений балрогов вдохновлено именно «Властелином колец» Питера Джексона.
Несмотря на то, что Толкин рассказал про балрогов не так много, как про гномов, эльфов или орков, «демоны мощи» всё же успели повлиять на фантастику и фэнтези. Балроги вышли за пределы произведений про Средиземье и попали в Ultima с Diablo. Под впечатлением от балрогов создавали монстров Инферно из Heroes of Might & Magic и балоров из Neverwinter Nights. А Проклятье Дурина помогло закрепить в поп-культуре образ огромного огненного демона.