2017
Летом 2017 г. в кинотеатрах выходит фильм «Тачки 3», сопровождаемый короткометражкой «Лу», Pixar предоставляет свое отмеченное наградами программное обеспечение RenderMan для некоммерческого использования, партнерство с Khan Academy приводит к запуску образовательной онлайн-программы «Pixar in a Box», музей науки в Бостоне открывает выставку «Наука, стоящая за Pixar», короткометражка «Песочник» получает Оскар и осенью «Тайна Коко» дебютирует на Международном кинофестивале в Морелии, покоряя зрителей, позже становясь самым кассовым фильмом в истории Мексики. Фильм получил несколько престижных наград, в том числе два Оскара — за лучший анимационный полнометражный фильм и за лучшую песню в кинофильме («Remember Me» в исполнении Кристен Андерсон-Лопес и Роберта Лопеса).
ТАЙНА КОКО
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
Идея «Тайны Коко» впервые была предложена Анкричем еще в 2010 г., одновременно с выходом фильма «История игрушек: Большой побег, позже, в апреле 2012 г. Джон Лассетер рассказал о запуске проекта, связанном с мексиканским Днем Мертвых.
Тогда команда Pixar совершила множество поездок в Мексику, чтобы создать персонажей и сюжеты фильма. Анкрич, глубоко тронутый народным искусством и яркими образами скелетов, в интервью говорил: «Сочетание празднично красочных скелетов захватило мое воображение и привело меня на путь глубоких открытий, связанных с «Тайной Коко». Поездка включала в себя изучение мексиканского ландшафта, общение с местными жителями, вникание в историю их обычаев и традиций.
С самого начала было четко определено, что в планы студии не входит создание сюжета, связанного исключительно со смертью. Ли Анкрич подчеркивал: «Мы быстро пришли к выводу, что наша цель — не рассказ о смерти. Смерть действительно играет ключевую роль, необходимую для нашего сюжета, но общая суть фильм — это не исследование горя, потерь или адаптации к смерти близких. В центре нашего внимания — семья. История, подчеркивающая важность почитания предков и корней, признание того, что наша сущность тесно переплетена с предшествующей нам родословной. Все эти аспекты соответствуют этике Дня мертвых. Во время создания «Тайны Коко» мысль о том, что наш сюжет не подходит для маленьких зрителей, никогда не бросала тень».
Символические мотивы и знаки, присущие мексиканской культуре, играют ключевую роль в развитии сюжета. Центральным элементом является алтарь, украшенный фотографиями предков — осязаемое выражение почтения и воспоминаний, передающихся из поколения в поколение. Сценаристы «Тайны Коко» акцентируют внимание на базовых ценностях мексиканской культуры: родстве, любви и верности. Их образ подчеркивает, что тот, кто сохраняет память о предках и проявляет глубокое уважение, может вписать свою личность во времени.
Переходя к анимации, Анкрич официально объявил о начале производства 13 апреля 2016 г. Аниматоры тщательно воссоздали мексиканский городок Санта-Сесилия, черпая вдохновение в деревнях. Изображение Санта-Сесилии должно было передать очаровательный старинный шарм. Команда противопоставила яркие оттенки Мира мертвых приглушенным тонам деревни.
Создание скелетных персонажей оказалось сложной задачей, учитывая отсутствие у них мускулатуры. Аниматоры лепили и анализировали настоящие черепа, чтобы получить точное изображение, что привело к появлению новых анимационных приемов.
Мир мертвых имеет сложную вертикальную структуру, где каждая историческая эпоха накладывает свой отпечаток. Души умерших обитают в многоярусных башнях, основанных на мезоамериканских пирамидах.
Чтобы добиться реализма в игре Мигеля на гитаре, музыканты прикрепили к своим инструментам камеры GoPros, фиксирующие движения.
Один из членов команды аниматоров привез в студию Pixar бабушку своей жены из Мехико. Ее попросили в течение нескольких часов выражать гнев — уникальная задача, которая заключалась в том, чтобы передать характерные движения шеи бабушки. Воссоздать этот графический элемент оказалось непросто, и задача заключалась в том, чтобы вызвать неподдельный гнев у пожилой женщины, которой очень нравилось участвовать в создании мультфильма. В итоге через несколько часов работы они добились желаемого результата.
Данте, собака породы ксоло (xoloitzcuintli) — отсылка к реальной истории: Фрида Кало и ее муж Диего Ривера питали глубокую любовь к этой породе, даже изображали их на своих картинах, что впоследствии способствовало росту популярности породы.
Мария Салуд Рамирес Кабальеро, женщина, которой исполнилось 107 лет, стала прототипом для бабушки Коко. На этапе путешествия в Мексику команда создателей сфотографировала ее. Когда вышел фильм «Тайна Коко», ее образ привлек к себе внимание поклонников и СМИ, что вызвало приток туристов в мексиканский городок, чтобы лично познакомиться с ней.
Подбор актеров озвучивания был тщательным. Энтони Гонсалес после длительных прослушиваний озвучил главного героя Мигеля Риверу. Бенджамин Бретт и Гаэль Гарсия Берналь были приглашены озвучивать персонажей, а Рени Виктор говорил голосом Бабулиты. В июне 2017 г. в пресс-релизе был объявлен состав разнообразных актеров, в который вошли Хайме Камила, София Эспиноса, Луис Вальдес, Ломбардо Бояр, Эдвард Джеймс Олмос и другие.
К созданию оригинальных композиций пригласили Кристен Андерсон-Лопес и Роберта Лопеса, известных своим участием в диснеевском фильме «Холодное сердце». Задавшись целью создать заглавную композицию фильма «Remember Me», которая является визитной карточкой репертуара Эрнесто де ла Круза, авторы обратился к художественным течениям мексиканской эпохи 1920-30-х годов. Кристен Андерсон-Лопес поделилась: «Наши коллеги из Pixar попросили написать песню, пропитанную мексиканской атмосферой того периода. Персонажи, мексиканские пейзажи и само повествование вдохновили нас, подтолкнув к творческому процессу. Нашей целью было создать мелодию, способную преодолеть время и культуру, перекликающуюся с хитами той эпохи».
СМЫСЛ
По словам создателей, суть «Тайны Коко» не в том, чтобы говорить о смерти, муках утраты или о том, как справиться с отсутствием близких. Вместо этого в основе фильма лежит концепция воссоединения со своим происхождением и осознания того, что наша личность формируется под влиянием наших предков. Память о них — это способ полностью понять и принять себя.
ЛОВИТЬ МИГ УДАЧИ ИЛИ СОЗДАВАТЬ СЕБЯ
Эта тема, пожалуй, является главной философской идеей фильма. Мигель очень хочет стать музыкантом, несмотря на запрет семьи, которая видит его будущее в качестве сапожника. Его кумир, в прошлом музыкант Эрнесто де ла Круз, жил под девизом «Лови миг удачи». Мигель неукоснительно следует этой фразе, желая достичь своих амбиций любой ценой.
Попав в мир мертвых, герой сталкивается со своим кумиром и испытывает жестокое разочарование. Мигель понимает, что стремление к успеху любой ценой — это обманчивый путь. Истинный путь — создание собственной личности, собственного повествования. Этот путь может быть более долгим и сопряженным с препятствиями, но в конечном итоге он приносит гораздо больше пользы и позволяет не потерять себя в погоне за мечтой, которая на самом деле может оказаться не истинным призванием сердца, а лишь мимолетным увлечением.
ПРИНЯТИЕ ЖЕРТВ И КОМПРОМИССОВ
На протяжении всех приключений в мире мертвых, Мигель сталкивается с моральными дилеммами, которые заставляют его принимать решение: добиваться своих желаний, пренебрегая другими, или жертвовать собой ради более значимой выгоды.
ПОМНИТЬ ОБ ПРЕДКАХ
Как уже говорилось, тема смерти лежит на поверхности. В Мексике День мертвых является важным событием, когда живые могут пообщаться с ушедшими родственниками и друзьями. Тайна Коко, сохранившей фрагмент фотографии, служит примером этой идеи. Детям показывают, что уход из жизни близких людей не означает конца, так как физическое тело конечное, но память о жизни человека, его поступках, учениях и убеждениях остается. Не стоит задумываться о загробной жизни и существовании душ, главное — чтить память об ушедших и сохранять ее.
ДИЗАЙН ПЕРСОНАЖЕЙ
МИР МЕРТВЫХ
В ярком мире мертвых у обитателей есть главная особенность — они анимированы в виде скелетов. Художник-постановщик Дэниел Арриага объясняет, что создание личностей для персонажей было уникальным занятием. Не имея ни кожи, ни мышц, ни носа, ни губ, создателям пришлось искать формы и художественные приемы, чтобы передать обаяние и привлекательность персонажей. В процессе работы были созданы скульптуры и изучены строения черепа под разными углами.
МИГЕЛЬ
Главный герой — Мигель, 12-летний подросток, который борется с вековым запретом своей семьи на музыку. Несмотря на это, Мигель питает скрытую любовь к музыке и сам делает гитару, похожую на гитару-череп своего кумира Эрнесто де ла Круза.
Его целеустремленность приводит к тому, что он самостоятельно обучается искусству игры на гитаре.
ГЕКТОР
Гектор, харизматичный житель мира мертвых, просит Мигеля помочь ему вернуться в мир живых.
Загвоздка в том, что он должен пересечь мост из лепестков в День Мертвых, но только в том случае, если кто-то быстро поставит его фото. В другом случае он исчезнет.
ДАНТЕ
Рядом с Мигелем часто находится Данте, собака породы ксоло, национальной породы Мексики.
Почти без шерсти и без зубов, Данте с трудом удерживает язык во рту. Он становится верным спутником Мигеля, воплощением его музыкальных устремлений.
ЭРНЕСТО ДЕ ЛА КРУЗ
Кумир Мигеля, Эрнесто де ла Круз, известный мексиканский музыкант, вызывает огромное восхищение как в жизни, так и за ее пределами. Его фраза «Лови миг удачи» оказывает на Мигеля глубокое влияние.
Чтобы подчеркнуть восхищение Мигеля, создатели фильма развили вымышленную карьеру Эрнесто с помощью оригинальных песен, написанных автором песен Жерменой Франко и сорежиссером Адрианом Молиной.
БАБУЛИТА
Бабушка Мигеля, Бабулита, строго следит за соблюдением запрета на музыку в семье Ривера.
Она чередует теплоту и суровость, жестко охраняя семейные правила. Ее непредсказуемый характер создает интересную динамику.
ПЕПИТА
Пепита, алебрихе, служит духом-проводником Имельды. Обладая яркими цветами, впечатляющими крыльями и орлиными когтями, Пепита занимает важное место в мире мертвых.
Алебрихе вдохновлены мексиканским народным искусством, и их включение в сюжет придает ему уникальность.
ИМЕЛЬДА
В мире мертвых Мигель встречает свою прапрабабушку, Имельду. Матриарх семьи Ривера, она основала их сапожное дело.
Однако из-за своего прошлого она не одобряет музыку.
ФРИДА
Фрида, культовая фигура мексиканского искусства, продолжает свое творческое наследие в загробном мире, вдохновляя Мигеля.
Она призывает его воплотить свои творческие мечты.
МУЗЫКА
В основе фильма «Тайна Коко» лежит семья, стремление к мечте и связь с близкими людьми через музыку. Режиссер Ли Ункрич подчеркивает, что музыка играет неотъемлемую роль в формировании фильма. Персонажи либо сами являются музыкантами, либо имеют сложные отношения с музыкой, которые и составляют основу их пути.
Ункрич и сорежиссер Адриан Молина стремились отдать дань уважения традиционной мексиканской музыке и в то же время вписать в нее новые звуки. Они хотели, чтобы зрители почувствовали подлинность обстановки и установили прочную связь с фильмом.
ПРАБАБУШКА КОКО
Коко, прабабушка Мигеля, очень старенькая и немощная, но Мигель доверяет ей свои повседневные переживания.
Этот персонаж черпает вдохновение в мексиканских семьях, где представители разных поколений гармонично сосуществуют со стариками и детьми.
СЕМЬЯ РИВЕРА
Поддерживающий Мигеля отец мечтает о том, чтобы сын приобщился к традициям семейного сапожного дела. В то же время мама Мигеля настойчиво призывает его приобщиться к наследию их семьи.
В родословную семьи входят также такие Мария Росита, папа Хулио и дяди-близнецы Тио Оскар и Тио Фелипе.
ЧИЧАРРОН
Чичаррона, друга Гектора, ждет печальная участь быть забытым — трагическое обстоятельство в мире мертвых.
СКЕЛЕТЫ
Дж.Д. Нортруп, руководитель отдела глобальных технологий, решил уникальную задачу по анимации скелетов. Скелеты обладают способностью отсоединять свои кости для создания смешных моментов.
Сложный процесс риггинга представлял собой беспрецедентную сложность и требовал инновационных решений для обеспечения плавной анимации.
ДИЗАЙН МИРА
ИССЛЕДОВАНИЯ
Работа над «Тайной Коко» началась с глубокого исследования. Режиссер Ли Ункрич объясняет, что, решив снять фильм в Мексике, команда отправилась в трехлетнее исследовательское путешествие. Они посетили музеи, рынки, площади, мастерские, церкви, асьенды и кладбища по всей Мексике.
Местные семьи тепло принимали их, делились информацией о своей жизни, традициях, музыке и культурных обычаях. Значение семейных уз в мексиканской культуре оставило сильное впечатление и послужило вдохновением для создания основной темы фильма.
МИР МЕРТВЫХ
Создание мира мертвых представляло собой уникальную задачу. Режиссер Ли Ункрич стремился избежать хаоса и создать логическую основу. Он представил себе расширяющийся мир, в который постоянно прибывают новые жители.
Черпая вдохновение в истории Мехико, построенного на месте древнего ацтекского города Теночтитлан, аниматоры представили себе город, возникающий из воды, подобно растущему кораллу. Эта концепция символизировала слои истории и позволяла возводить высотные сооружения.
САНТА-СЕСИЛИЯ
Вымышленная деревня Санта-Сесилия была создана на основе реальных мексиканских деревень. Художник-постановщик Харли Джессап отмечает, что в мире живых царит атмосфера выцветшей на солнце и пыльной земли, которую подчеркивают яркие декорации к празднику Дня Мертвых.
В деревне мы видим городскую площадь, дом Ривера, где процветает обувной бизнес семьи, и известное местное кладбище.
КЛАДБИЩЕ
В преддверии Дня Мертвых кладбище Санта-Сесилия превращается в феерию цвета и света. Яркие лепестки, цветущая целозия, украшения ручной работы и бесчисленные свечи переосмысливают представление о кладбище.
Даниэль Файнберг, директор по съемке и освещению, объясняет, что зажженные свечи создают теплую, романтическую и притягательную атмосферу, переключая внимание с мрака и печали на праздник.
МОСТ ИЗ ЛЕПЕСТКОВ
Для соединения мира живых и мертвых требовалась магическая связь. Эта идея возникла во время участия режиссеров в празднике Дня Мертвых в Мексике. Они увидели дорожки из лепестков ноготков, ведущие к орендам — алтарям, украшенным семейными фотографиями, продуктами и особыми предметами.
Эти тропинки символически проводили духов ушедших близких домой, вдохновляя их на создание центрального элемента фильма.
АЛТАРИ
Ключевым моментом празднования Дня Мертвых является создание алтарей, посвященных духам ушедших членов семьи.
Тщательно выстроенные алтари служат мостом между живыми и мертвыми, отдавая дань памяти и наследию близких.
ОТДЕЛ ВОССОЕДИНЕНИЯ СЕМЕЙ
В здании Marigold Grand Central Station находится отдел воссоединения семьи, напоминающий «викторианский автотранспорт» и украшенный черепами и скелетами.
Здесь хранятся семейные архивы и оказывается помощь тем, кто столкнулся с трудностями при переходе в страну живых.
Екатерина Кодуа