"Пищеблок" — мнение после просмотра всего сезона (незначительные спойлеры)

Сразу отмечу, что не являюсь большим поклонником российских сериалов, связано это, по большей части, со сложностью поиска и выбора чего-то достойного для просмотра, ведь в основной своей массе это детективы, романтические комедии/драмы/трагедии/всё вместе, ментовские сериалы и тому подобные «творения», которые легко растягиваются на нужное (зачастую стремящееся к бесконечности) количество сезонов ценою качества (которое изначально может быть на уровне ниже плинтуса). Разумеется, это вовсе не значит, что среди российских сериалов нет чего-то годного или хотя бы неплохого, просто из-за дополнительных сложностей при поиске иногда и вовсе лень искать и начинаешь смотреть какие-то новинки (но не обязательно их) когда они уже на слуху. Так произошло у меня недавно с двумя сериалами, имеющими немного общей тематики, а именно — вампиров в обычном российском Смоленске/советском лагере. И если «Вампиры средней полосы» лично для меня вышли годным аналогом «Что мы делам в тени» и «Реальных упырей» (которыми и вдохновлялись создатели), что был удачно переложен на отечественные реалии, пусть и с некоторыми западными клише, то вот с «Пищеблоком» всё несколько сложнее.

"Пищеблок" — мнение после просмотра всего сезона (незначительные спойлеры)

Если коротко — сериал имеет отличный визуал, соответствующую операторскую работу, вполне неплохой каст актёров, не самых стандартных вампиров (уже за это авторам респект), забавный стёб над советской символикой (у совсем ярых совкодрочеров может немного пригореть), просто великолепную тягучую атмосферу да и в целом создаёт впечатление того самого годного молодёжного хоррора, который многие ждали со времён какого-нибудь «ССД». Наверное, я бы даже назвал его отличным, если бы не некоторые сценарные ходы, вследствие которых повествование искусственно растягивалось а арки многих персонажей просто выкидывались посреди истории, хотя имели все шансы получить развитие (и нет, этих героев никто игропрестольно не убивал).

Но давайте обо всё по порядку. Действие происходит в обычном советском лагере в олимпийскую смену 1980-го года. Несмотря на обилие запоминающихся персонажей, главных героев у нас два — школьник Валера и вожатый Игорь. Оба прибывают в лагерь со сменой и изначально у каждого свои интересы: Валера не так давно трагически потерял брата, который был для него лучшим другом и примером для подражания, кроме того, погибший сам был в этом лагере (который, к слову, называется «Буревестник») в качестве вожатого, а потому герой находится в подавленном состоянии, тем более, становится ясно, что родители фактически «сослали» его в лагерь чтобы немного оправится от потери. При этом Валера не является каким-то клишированным нелюдимым задротом-очкариком, он вполне себе идёт на контакт с другими детьми, может постоять за себя, аналитически мыслит и в каждой ситуации пытается найти плюсы.

Игорь же как персонаж вышел попроще, это просто типичный вожатый, который приехал отдыхать, встречаться с девушками-вожатыми и лишь затем наблюдать за подконтрольными ему пионерами. Вообще, стоит сразу отметить, что по части реализма сериал сложно назвать максимально достоверным, и дело не только в употреблении какой-то современной лексики (я слишком сомневаюсь, что то же словосочетание «чёткий пацан», которое лично мне довелось услышать впервые чуть более десятка лет назад, было в ходу в СССР), но и в общем раздолбайстве (уровень которого по ходу сюжета только растёт). Мне, конечно, сложно сравнивать, так как во времена СССР я не жил а из детских лагерей был лишь в Артеке, но то, как показан контроль над лагерем, вернее, его избирательное отсутствие, не может не забавлять. Пропал кто-то из пионеров — все ночью ищут его с фонариками, Валера, или кто-то из главных героев шляется каждый день непонятно где и занимается непонятно чем — всем плевать, то же самое касается и вожатых, которые занимаются своими прямыми обязанностями лишь тогда, когда это нужно сюжету или же для построения красивого фона. В остальное время это не советский пионерский лагерь со своим уставом, распорядком и нормами поведения, а просто курорт возле речки, где каждый волен делать что ему заблагорассудится. Думаю, излишне будет говорить, что это сильно бьёт по атмосфере.

Ну да ладно, возвращаемся к истории. Заселившись, ребята выбирают себе кровати, рассказывают страшилки про лагерь (классная идея, кстати, почти в каждой серии есть новая страшилка), ищут кружки по интересам, словом, делают то же, что и другие дети в лагерях. Но скоро всё это меняется, ведь некоторые из детей (и даже вожатых) превращаются в вампиров, после чего закономерно начинают пить кровь своих бывших товарищей. Замечает это, РАЗУМЕЕТСЯ, только Валера, который и пытается бороться с кровососами, постепенно раскрывая их способности и методы взаимодействия с людьми и пытаясь найти хоть кого-то, кто ему поверит. Ну, и по классике, всем вокруг плевать (справедливости ради, герой и не орёт на каждом углу об альтернативно живых, так как не дурак, и понимает, что поехавшим в первую очередь будут считать его) что какой-то школьник что-то там расследует, а потому тот же Игорь присоединяется к нему лишь к середине сезона, и впоследствии этот дуэт пытается выяснить, как привести всё в норму, по возможности не пыряя каждого бывшего товарища колом в сердце, во-первых, неэтично, во-вторых, вряд ли поможет.

Думаю, на этом можно закончить с основным сюжетом, так как, во-первых, если буду рассказывать больше это уже пойдут откровенные спойлеры, во-вторых, я и не собираюсь всё пересказывать. Для начала хотелось бы поговорить о самих вампирах, ведь авторам, на мой взгляд, удалось сделать их интересными, не особо клишированными и, что самое важное, вписать в советскую эпоху. Поскольку по ходу сюжета Валера и Игорь выясняют, как бороться с кровопийцами, могут присутствовать некоторые спойлеры, но постараюсь избегать особо критичных. Итак, первое, и принципиальное отличие здешних вампиров от большинства других из прочих произведений — создатели в кои-то веки поняли, что кроме летучих мышей есть и другие существа, что могут пить (сосать?) кровь, а потому было принято решение сэкономить на искусственных клыках. Да, вампиры в «Пищеблоке» имеют мало общего с летучими мышами и близки, как несколько раз нам намекает сериал, к комарам. Вследствие этого все они имеют отдельный орган для питания, высовывающийся изо рта (привет, Чужой). Разумеется, присутствует определённая иерархия и есть некий высший вампир, который и превратил всех остальных и которого главные герои ищут вплоть до финала. А вот обращённые им сами не могут превратить кого-то в вампира (или он им не позволяет, тут не совсем понятно), однако спокойно пьют кровь людей. Я сказал спокойно? Ага, конечно. Тут едва ли не целый набор правил: они не могут пить кровь до заката и вынуждены получить согласие жертвы (не конкретно на питьё крови, скорее жертва должна быть максимально расслабленной), впрочем, со спящими куда проще. Те, у кого вампир пил кровь, превращаются в его марионеток — ведут себя как обычно да и сами не замечают разницы, однако стоит только вампиру отдать приказ как они не задумываясь его выполнят.

С вампирскими слабостями тоже не всё стандартно, чеснок и серебро сразу идут мимо, а вот святая вода (которой здесь, о чудо, целая река, спасибо попу, когда-то освятившему её) для них как аналог кислоты. Самая забавная история с солнцем. Оно вроде как опасно для них, но если носить обереги, то и плевать. А знаете, какие тут обереги? Да, те самые пионерские галстуки, сериал в целом стебёт советскую символику и едва ли не прямым текстом говорит, что всё это, и серпы и звезды и молоты — не более чем обереги вампиров. Можно включить СПГС и поискать метафоры на то, что СССР это власть кровопийц над простыми людьми, готовыми выполнить любой приказ сверху, но я ну буду, слишком легко да и сериал не об этом.

В остальном вампиры вышли каким-то… убогими, что-ли. Сверхчеловеческая сила если и есть, то они её не особо демонстрируют (исключение — последняя серия), регенерация так себе, даже старение как у простых людей, опять же, можно сказать, что всё это аллегории на советскую власть, но я не хочу заходить на эту территорию, а то так можно в сериале ещё много чего найти, о чём даже сами авторы не подозревают.

Теперь стоит обратить свой взор на персонажей. Все они легко делятся на две категории: стереотипные и проработанные, причём самое смешное тут то, если в хорошей истории стереотипных персонажей раскрывают и они становятся проработанными (что, отчасти, присутствует и в «Пищеблоке»), то в данном случае с лёгкостью происходит и обратный переход и это, на мой взгляд, один из главных минусов сериала. Приведу лишь один конкретный спойлерный пример — девушка Игоря, с которой тот встречается, несмотря на то, что у неё вроде как уже есть будущий муж (вампиро-советский куколд, но всё же) в середине сериала становится вампиршей. До этого — драма в отношениях, мечты, планы на будущее, раскрытие персонажа, после — … Это, если что, почти полное отсутствие героини в дальнейшем сюжете. И это не единичный пример, если в какой-нибудь «Игре престолов» любого персонажа могли убить и он тут же пропадал из сериала то в «Пищеблоке» какой-то герой вполне себе остаётся живым но просто исчезает из поля зрения потому что есть вещи поважнее для повествования. И плевать, что нам его раскрывали с первой серии и его арка так ничем и не закончилась.

Что касается главных героев, то развитие Валеры отлично показано, будь то его диалоги с умершим братом, некоторые сюрреалистичные сцены или эмоциональные переломы, естественные для человека, столкнувшегося с чем-то, что он раньше не видел и не знает, как с этим бороться. Игорь же, с другой стороны, более однобок в своём развитии, а потому даже по итогам первого сезона можно сказать, что это была арка Валеры, а не его.

Что касается самого повествования, то ради тягучей атмосферы и какого-никакого саспенса создатели явно пожертвовали динамикой, ведь все 8 серий сезона можно было сжать раза так в два и получилось бы не хуже (особенно на фоне оборванных арок персонажей). В остальном же это классический детектив, есть персонаж, расследующий преступление, есть несколько ложных и один настоящий преступник, к которому всё сведёться в финале, никаких роялей в кустах или возникающего из ниоткуда заговорщика-многоходовочника, если озвучивается какая-то информация касательно вампиров, она рано или поздно будет использована в сюжете, тут создателей можно только похвалить. Финал получился несколько скомканным, да и пара моментов лично для меня осталась непонятной, но в остальном вышел неплохой сериал, который, впрочем, мог быть и лучше.

Визуально сериал приятно смотреть, цветокор, экспозиций да и игра с цветом в целом получилась весьма атмосферной. Понравилось местами мастерское обращение с красным, который, как несложно догадаться, здесь символизирует опасность. Казалось бы, неон не особо вписывается в стилистику советского лагеря, но создателям удалось сделать это гармонично (я бы не удивился если бы ещё ньюретровейва накинули). Операторская работа так же на достойном уровне, хотя сам монтаж в паре-тройке сцен кривоват настолько, что сразу же это замечаешь и чувствуешь раздражение.

По итогу могу сказать, что сериал вышел неплохим, по части визуала и идей так точно, но вот сценарная работа местами подводила, а потому до уровня отличного он всё же не дотягивает, впрочем, один раз посмотреть точно можно, лично я буду ждать второй сезон.

Вот как-то так вышло. Я не какой-то профессиональный обзорщик или кинокритик, так что это моё скромное мнение и небольшой разбор того, что мне показалось интересным, не более. Если что, я ещё пишу обзоры (и не только) в Стиме, добавляйтесь/подписывайтесь, если есть желание.

https://steamcommunity.com/id/DarkPrince9507/

 

Источник

Читайте также