Пирамидки обе белые — небольшая заметка после просмотра первых серий «Колец власти» и «Дома Дракона»

Множество пользователей уже успело поделиться эмоциями и впечатлениями после просмотра начальных эпизодов двух сериальных гигантов, двух мастодонтов. Кольца и драконы взбудоражили интернет различными мнениями и скандалами, вызвали резонанс. Отключение оценок для защиты от интернет-троллей, низкие оценки на других агрегаторах, повестка, инклюзивность и многое, многое ещё.

Но одно, пока что, неизменно — совершенно космическое количество просмотров у обоих сериалов.

Оно и понятно. Бренды популярные, вселенные известные. Всем хотелось окунуться в волшебный, пусть порой и жестокий, мир, предаться эскапизму, ведь масштабные фэнтези сериалы выходят далеко не каждый день. Я был как раз именно таким зрителем, поэтому на этих выходных посмотрел три эпизода одного сериала и три эпизода другого.

А затем совершил страшную ошибку — вышел в интернет почитать, что про эти сериалы пишут другие зрители.

Скажу сразу: мне не понравились оба сериала. Вообще. Но когда читаешь мнения других людей, то невольно задаёшься извечным философским вопросом: то ли лыжи не едут, то ли я долбанутый?

Одни пишут, что Дом Дракона на порядок лучше Колец власти, другие заявляют обратное. Одни пишут, что графика лучше там, а вот там — хуже. Актёрская игра выразительнее здесь, а музыка — не здесь. Там диалоги, тут атмосфера. И, что интересно, часто подобные оценки оказываются для меня верными. Вот только одно почти всегда упускается из виду: несмотря на то, что если у одного что-то получилось лучше, то это вовсе не означает, что получилось хорошо.

Потом и вовсе происходит разрыв шаблона. Несмотря на низкие рейтинги зрителей на всевозможных агрегаторах, многим людям эти сериалы нравятся. Они говорят, что их всё устраивает и что они ждут продолжения.

Был такой советский научно-популярный фильм «Я и другие». В нём, среди прочего, демонстрировалось путем экспериментов влияние мнения окружающих на наше собственное. И там был проведён известный опыт под названием «Обе белые».

Суть эксперимента проста. Есть трое детей, которым говорят, что когда их спросят о цвете пирамидок на столе, то они всегда должны отвечать, что они обе белые, даже если это не будет соответствовать действительности. Затем к этим детям подсаживают четвёртого ребёнка, который о таком «сговоре» не в курсе. Сначала перед ними ставят две белые пирамидки, дети-заговорщики говорят, что они белые, четвёртый ребёнок тоже говорит, что они белые — всё логично и правильно. А затем на стол ставят одну белую пирамидку и одну чёрную. Подговорённые дети заявляют, как их и просили, что обе пирамидки белые. И тут четвёртый ребёнок, поддаваясь чужому мнению, тоже говорит, что обе пирамидки белые.

При этом четвёртый ребёнок прекрасно понимает, что одна пирамидка всё-таки чёрная. Это доказывается тем, что сразу после ответа «обе белые» его как бы невзначай просят пододвинуть чёрную пирамидку к себе поближе. Что ребёнок без затей и делает.

И вот я ощущаю себя тем самым четвёртым ребёнком. Я смотрю на пирамидки, вижу, что одна из них белая, а другая совершенно точно чёрная, но все говорят, что обе пирамидки белые. Может, это со мной что-то не так? Может, я зажравшийся эстет, уникальная снежинка, которой всё не то и всё не так? Может, это проблемы с моим восприятием?

Но ведь я же до этого смотрел так много фильмов и сериалов. Мне знакомо ощущение вовлечённости в историю. Я как зритель знаю, что такое интересные диалоги и харизматичные персонажи. И это не были фильмы для элитной публики, это были всем известные хорошие фильмы.

Главная проблема обоих сериалов заключена в сценарии. И речь не о том, что они не шедевральны, не гениальны. В каждой творческой профессии есть ремесло и есть искусство. Ты можешь не быть Евстигнеевым, Дэй-Льюисом или Мэрил Стрип, но актёрским ремеслом владеть обязан, если ты актёр. Ты можешь не быть Аароном Соркиным или братьями Коэнами, но сценарным ремеслом владеть обязан, если ты сценарист. И вот касательно этих сериалов речь идет о том, что они не выдерживают никакой критики непосредственно на уровне ремесла.

Герои могут три минуты говорить об одном и том же, причем предмет их разговора зрителю был понятен еще десять минут назад. Герои могут сигануть в океан, побежать на сотни стрел и им ничего не будет просто потому что. Тысячелетняя эльфийка может вести себя как пубертатный подросток и всё нормально. Какая-то пожилая аристократка на королевском пиру может прилюдно катить бочку на принцессу и это в порядке вещей. При этом никакой экспозиции, никакого ритма повествования, всё почти что стоит на месте и никуда не двигается, а когда двигаться надо, то происходят телепорты и скачки во времени. Злодей оказывается пшиком, реализм — абсурдом, загадка — унынием, а атмосфера — пустым звуком. Персонажи ведут себя неестественно, неубедительно, все они картонные, а местами неплохая актёрская игра едва ли спасает положение. И повсюду вездесущая повесточка, которой, как известно, нет.

И это насколько же плохие должны быть сценарии, чтобы люди начали писать о том, что чернокожий валириец или чернокожая гномиха это не главные проблемы этих сериалов! При этом продолжая, почему-то, утверждать, что какой-то из этих сериалов на порядок выше другого.

Какие-то оплошности и нелепости есть у многих хороших фильмов. Но суть состоит в том, что когда ты увлечён интересной историей, когда ты страстно следишь за персонажами, за развитием событий, то ты эти косяки просто не замечаешь, а если и замечаешь, то отмахиваешься от них как от назойливой мухи, случайно залетевшей в окно. И наоборот — если всё уныло и неестественно, то каждый просчёт из соломинки превращается в бревно.

Разбирать огрехи подробно не вижу никакого смысла. Кольца власти это чистейшая нудятина, а Дом Дракона — аттракцион фейспалмов. Хотя иногда они друг с дружкой обмениваются этими достоинствами. Наиболее ёмко и лаконично положение описывает теорема Эскобара — что то, что это.

Я прошу прощения за несколько эмоциональный тон. Этот пост — крик души. Знаете, у меня даже возникла теория заговора, согласно которой создатели специально делают такой контент, приучая зрителя к низкому качеству, чтобы конвеер, производящий продукт для кабельных каналов и стриминговых сервисов, работал массово и без перебоев, чтобы зритель бесконечно продлял свои подписочки. Делать что-то хорошее — трудно, а вот плохое — легко. Главное зрителя к этому приучить и всё будет в шоколоде.

А если вдруг окажется, что это не теория заговора, а правда, то ведь всё работает! Вот уже и чернокожий валириец это ничего страшного. Подумаешь, есть несколько нелепых моментов. Вот здесь снисхождение, вот здесь, и вот здесь. И вот во множестве других мест. Но если не обращать внимания, то вполне неплохо. Да и вообще по первой/второй/третьей серии судить нельзя, что ты как маленький, ей-богу.

Но это, возможно, уже шиза.

#кольцавласти #домдракона

 

Источник

Читайте также