«Пила: Спираль» — спекуляция одного комика

В далеком 2004 году молодой талантливый кадр Ли Уоннелл и его близкий друг Джеймс Ван запустили на большие экраны малобюджетный детективный триллер «Пила», (основанный на одноименной короткометражной работе), первоначальный релиз которого планировался исключительно на домашних носителях. Однако за все время проката картина неожиданно стала международным хитом и вскоре умудрилась привести зрителя к целой серии продолжений, крутившихся вокруг загадочного конструктора Джона Крамера (Тобин Белл). Завершив историю последнего в 2010-ом году на «Финальной главе», продюссеры студии Lionsgate выждали солидный промежуток времени и приняли решение запустить в разработку восьмую часть, которая в конечном итоге постигла злая участь — профессиональные критики в содружестве с преданнами фанатами оригинальных фильмов в один голос разгромили попытку освежить лор «Пилы» на новый лад.

Инициатором очередного плавного перезапуска выступил популярный американский комик Крис Рок, которого хочется похвалить как минимум за довольно-таки дерзкую и во многом отчаянную попытку перезаложить основной фундамент серии — плавно перевести ее из категории дешевого в производственном плане слэшера в достаточно предсказуемый, но при том явно качественно поставленный детектив с социальным подтекстом касательно полицейского беспредела, отсылающего нас к прежним истокам данного жанра. Одно из ключевых отличий «Спирали» от остальных частей «Пилы» кроется в ином подходе по отношению к тону повествования. Первые минуты фильма, в которых главный герой по имени Зик, сыгранный тем же Роком, произносит тарантиновскую реплику про «Форреста Гампа», действительно отдают духом классического полицейского триллера былого десятилетия. В основном юморная часть ленты сосредоточена на Зике – не составит особого труда разглядеть в подобном персонаже четко выраженный собирательный образ темнокожих полицейских с оглядкой на лучшие роли Уилла Смита или даже такого же комика в лице Эдди Мёрфи.

Постановкой девятого фильма занимался Даррен Лин Боусман, режиссёр трёх частей серии, то бишь полноценный ветеран данного дела. В одном из многочисленных интервью Боусман объяснял публике, что во время производственного процесса ставил перед собой одну конкретную задачу — представить сюжетное оформление «Спирали» с намеком на самую первую «Пилу» 2003 года. Авторы последующих за ней сиквелов неизменно повышали градус ужасающего насилия и бессмысленного запутывания сюжета. Потому новый спин-офф франшизы и ощущается в совершенно другом ключе — это уже более классический и предельно откровенный фильм, пытающийся изучить вселенную «Пилы» под новым углом. Если простым образом убрать привязку к предыдущим фильмам, останется лишь среднестатистический триллер о мести. Словно создатели учли опыт прошлого и потому побоялись повторить главную ошибку восьмой части, что крылась в желании сценаристов обязательно привязать историю сиквела к предыдущим картинам, забыв о любом намеке на самодостаточность.

Сценарий «Спирали: Из книги Пилы» за авторством Джоша Столберга, разумеется трещит по швам слишком часто, в особенности в сторону показа демонстративной неуклюжести полицейских сил. С какой стати их департамент, задержав курьера с посылками от маньяка трижды, тут же не вышел на его работодателей и не узнал имя непосредственного заказчика. С какой стати персонаж Рока упрекал отдел в звонке жене своего погибшего друга, но при смерти еще одного тут же ушел в тишину, зная, что у очередной жертвы также имелись родственники. С какой стати в архиве участка не заседает глава этой зоны. Так можно продолжать чуть ли не до бесконечности. Сюжетная линия Зика, железно преданного своей суровой профессии — визитная карточка старомодного полицейского триллера. Личность злодея же исследуется буквально вскольз, а потому по-настоящему заинтересовать аудиторию его историей получается с трудом. Однако его мотивация в свою очередь и была тем самым главенствующим фактором в идеи Криса Рока, посчитавшего подобную завязку сюжета самой что ни на есть актуальной для современного общества. В какой-то степени эта мысль позволяет «Спирали» не утонуть в череде собственных сценарных условностей и натурального бреда, а способствует этому также в меру зрелищная съемка, позволяющая создать на экране непрерывную, пускай и преимуществено банальную динамику кадра. Выженный солнечными лучами Лос-Анджелес смотрится куда более привлекательнее, нежели ранние темные тона с однообразной цветокоррекцией и постоянными замкнутыми пространствами. Что касается саундтрека, фирменная музыкальная композиция «Zepp Nine» все также на месте, и в сочетании с грамотно обыгранным финальным твистом (именно последними минутами фильма, не самим раскрытием личности маньяка, которое разгадывается уже при первом его появлении на экране) мурашка обеспечена.

Произвол полиции и других силовых структур —проблема насущная далеко не для одного конкретного гос-ва. Куда сложнее здесь не отождествить себя с маньяком, но именно в этом вопросе кроется вся суть конфликта новой части. Очевидно, что большая часть фанбазы «Пилы» отдает предпочтение кровавым убийствам, и осознание такого факта, конечно же, вызывает разочарование. Впрочем, для них в «Спирали» найдется несколько приятных моментов. Как бы там ни было, десятый фильм уже запущен в производство, а вместе с ним канонический сериал. Не спроста создатели кровавого аттракциона дали зрителям понять одну простую вещь — пока последние будут заносить в кассу свои зеленые бумажки, конвеер продолжит уверенно работать в неспешном режиме. Другое дело, сможет ли он предложить свежие для нынешнего устоя серии идеи, или же вновь вернется к уровню «Головомки». Хотя, кого мы тут обманываем, «Пила» завершила свою историю еще свыше пятнадцати лет тому назад.

«Спираль» можно принять как за возможность дальнейшей эксплуатации некогда успешной развлекательной концепции при помощи смены перспектив (оригинальное название вполне говорящее, даже по-сути кричащее об обособленном формате здешней истории – “Из книги пилы”), так и за одноразовый, максимально прямолинейный и яркий на визуальную часть триллер, который предпочитает отбросить в сторону завершившиеся линии старых персонажей оригинальных лент и попробовать высказаться о насущных проблемах американских реалий. Вопрос интерпритации такой тематики придется по душе уже не многим, особенно, если судить по печальным сборам и через чур быстрому выходу фильма Боусмана в онлайн-кинотеатрах. В конце то концов, пилят там что-то, пускай, и дальше себе пилят.

#пила #триллеры #сиквелы

 

Источник

Читайте также