"Пхеньян" Ги Делиля

Популярный жанр литературы — высокомерный американец или европеец едет в любую страну за пределами «развитого мира» и насмехается над чужими порядками. Такое я и не стал бы читать, если б это был не рассказ про Северную Корею — до сих пор максимально закрытую страну, в которой толком не поймёшь что происходит: на обвинения в фактическом геноциде собственного населения через голод и концлагеря, КНДР обычно отвечает предложением в духе «расстрелять капиталистических собак», что не особо помогает разобраться.

По противоречивым новостям можно сделать вывод, что КНДР то приоткрывает границы, то вновь рвёт с окружающим миром — в зависимости от внутриполитической и экономической ситуации, и что в последние годы там при помощи Китая идёт перестройка-лайт, появились доступные многим элементы капитализма (а с ними расцвела и без того бурная коррупция). Из России туда есть небольшой турпоток, те, кто были, подтверждают — поздний совок, отсутствие сервиса, дефицит, отбирают мобильные телефоны в аэропорту, везде ходишь под надзором «гида» и «переводчика» (двух кгбшников). Об этом ещё Артемий Лебедев писал в эпоху расцвета ЖЖ.

В принципе, всё это недалеко от рассказов канадца Ги Делиля — он поработал мультипликатором в КНДР в начале нулевых — и нарисовал об этом комикс «Пхеньян». Заслуживает ли он интереса?

"Пхеньян" Ги Делиля

Начинается «Пхеньян» с того, что Делиль прилетает в КНДР с томиком «1984» Оруэлла (который, как известно, на самом деле про тогдашнюю Британию) — и тут я уже приготовился, что это будет сплошной рассказ в чёрных красках и багровых тонах.

Но на деле оказалось, что это скорее такая ироничная франко-канадская юмористическая зарисовка, в традициях французской художественной школы, об абсурдности жизни в выстроенной в КНДР системе. Либо он не ставил себе задачи сделать пропагандистскую агитку, либо сделал её на совершенно ином уровне, нежели англичане или американцы, которые обязательно нарисовали бы целый комикс о концлагерях. Да, концлагеря он упоминает, конечно же, но походя (в стране и по сей день есть как минимум несколько концлагерей и «спецпоселений» на десятки тысяч человек). Упоминает и фразу, якобы сказанную северокорейским лидером, что для функционирования страны достаточно 30% населения — и как ты это проверишь при такой информационной закрытости? Даже рассказы о страшных вещах, вроде «вычисления» «врагов народа» на примере ниже, Делиль делает в ироничной форме задачек на внимательность.

А на какие-то вещи он смотрит со своей колокольни, например, в Пхеньяне есть метро, аналогичное московскому, с функцией бомбоубежища. И вот он пишет, что это бомбоубежище служит напоминанием о возможной ядерной атаке и поддерживает в людях постоянный страх. Как будто это северные корейцы собираются сами себя бомбить. Тут у меня случилось дежавю — такие размышления от иностранцев я слышал и про московское метро.

А так, в основном, тут рассказ об абсурдной и неэффективной системе. Есть огромные декорации нормально функционирующей страны — рестораны, кинотеатры, гостиницы, но почти ничего не работает при ближайшем рассмотрении, включая лифт в студии мультипликации, куда западные студии отдали рисовать промежуточные кадры на аутсорс. По ночам нигде не горит свет. От столицы до музея славы режима проложили шоссе, от которого нет ни одного ответвления на деревни, мимо которого оно проходит — просто нет необходимости, там абсолютно своя жизнь (в КНДР стабильно голодают миллионов 10 человек, деревенские живут на подножном корме). В музее славы надо обязательно поклониться восковому Киму.

Как в позднем СССР— клубы, рестораны, магазины для иностранцев. Постоянная слежка, не дай бог автор зайдёт не за тот угол или поговорит с кем-то не тем. «Волонтёры» красят камни белой краской вокруг деревьев (как тут не вспомнить бессмысленную побелку стволов у нас). Начали красить мост и бросили посередине — кончилась краска (недавно РЖД так «покрасило» один из старых вокзалов). И так далее, и тому подобное, множество эпизодов прекрасно отзываются у человека с пост-советского пространства. Я был в нулевых на Кубе и видел там нечто похожее, пусть и в сильно ослабленном латиноамериканским пофигизмом варианте. Что характерно, кубинцы в конце концов тоже приступили к реформам и разрешили частную собственность.

Подытоживая, если вы минимально читаете новости про КНДР, то что-то новое про страну из книги вы особо не подчерпнёте, больше узнаете из документалки и статьи, что я оставил ниже. Это, скорее, хорошее саммари о временном промежутке в стране, которая до сих пор остаётся «полем экспериментов», при этом не мажущее КНДР совсем уж чёрными красками. А вот посмеяться, подумать, узнать про ещё несколько незаезженных, в отличие от «1984», анти-утопий, прочтя «Пхеньян» — вы сможете.

Цена около 600 рублей, издательство Alt Graph, 2019 г, твёрдый переплёт, 184 страницы. На чтение вам понадобится 2-3 часа.

Статья о реформах в КНДР

Об этом и многом другом я рассказываю в канале «комиксы для бумеров» на Дзене, где рассказываю о комиксах для взрослой аудитории

 

Источник

Читайте также