Когда экранизация дополняет оригинал.
«Стоило только Петрову поехать на троллейбусе, и почти сразу же возникали безумцы и начинали приставать к Петрову», — так начинается роман Алексея Сальникова, и так же, в общих чертах, стартует фильм Кирилла Серебренникова. Если вы приверженец/приверженка архаичного подхода, при котором экранизация обязательно должна быть близка первоисточнику, то можете быть спокойны. Серебренников позволяет себе некоторые вольности, но в целом остаётся верен оригиналу.
С романом Сальникова фильм роднит не только завязка, но и развитие, и кульминация, и финал, и всё остальное структурное, на что «Петровы в гриппе и вокруг него» срать хотели. Если вы «из этих», ну, пуристов, которым лишь бы по тексту, то просто сходите в кино. Не обломаетесь. Хорошо? Нормально. Если вы «не из этих», то можно читать дальше. Но в кино всё равно стоит сходить — фильм-то хороший.
Короче, как там пишется обычно? Что-то про «язык» оригинального текста, одновременно и «красочный», и «остроумный»? Разумеется, рецензенту, который не читал книгу и которому, очевидно, плевать на нюансы, не ведомо о стёбе над канцеляритом в романе. Неназванный рецензент обходится без критики просто потому, что критиковать Сальникова не принято. Последний, что называется, «великий русский писатель». Как Евгений Водолазкин или Владимир Сорокин. Если вам не понравилось, то это вы глупый и чего-то не поняли. Сколько негативных рецензий на «Доктора Гарина» вы видели? А кому он действительно понравился? То-то и оно.
В общем, к чему это я: за экранизацию «Петровых» отвечал такой же неприкасаемый, но от кино. С соответствующими амбициями и важностью. А вот попробуй в публичном поле сказать что-то плохое об «Ученике» — закидают же ***** (членами), не отмоешься. Справедливо ль? Ещё вопрос. Ничто не делается вдруг. Не вдруг будет и тут, случись кому-то упрекнуть Серебренникова в непоследовательности и нарушении канонов нарративного искусства. Да только вот режиссёру нет до этого никакого дела.
Постановщик строго следует букве оригинала, поэтому давать краткий синопсис картины — дело неблагодарное. Кто-то там (Петров, главный герой) болеет гриппом; что-то там про искажение реальности под воздействием болезни. Петрова, бывшая жена главного героя, убивает мужиков ножом, а сам Петров помогает другу совершить самоубийство. Это всё фигня и не имеет значения. Сюжета нет, так что рассказывать особенно не о чем.