В хмурую Москву под «Группу крови» возвращается Илья Горюнов. Когда-то — студент-филолог, ныне — бывший зек, который отсидел семь лет за подкинутые в клубе наркотики. Однако вожделенная свобода оказалась не такой сладкой, как в мечтах по ту сторону забора. Мать не дождалась и умерла, друзья забыли, перспектив никаких.
Со злобы Илья находит Петра Хазина — того полицейского, который отправил его за решетку. Диалог не задался. Поэтому теперь тело Хазина лежит в коллекторе, а Горюнов начинает строчить от его имени эсмээски и постепенно терять связь с реальностью.
«Текст» — экранизация романа отечественного писателя-фантаста Дмитрия Глуховского. Отмечу сразу — книгу я не читал. Зато видел спектакль замечательного театрального режиссера Максима Диденко на сцене Театра им. Ермоловой.
И мне очень понравилось. Особенно круто выглядели визуальные заигрывания с кино: на экранах над сценой постоянно бежали сообщения и видеоролики, добавляя в происходящее необходимого погружения. Это, конечно, заслуга талантливого постановщика, который не боится экспериментировать в рамках формата.
По злой иронии в режиссерское кресло картины сел конъюктурщик Клим Шипенко — автор драмы с удивительным названием «Как поднять миллион. Исповедь Z@drota» и комедии «Любит не любит».
Демиург явно не гордится своими опусами, поэтому во всех трейлерах его представляют режиссером «Салюта-7». Однако и это не бог весть какое достижение.
Шипенко подробно экранизирует общепринятые представления о «тупых миллениалах» с аргументацией в духе: «Заводы стоят, а вы все в своем Инстаграме сидите!!!». Этот пренебрежительный тон и полное отрицание трендов, моды, социальных изменений — главная проблема фильма.
Подобное старперство и отрешенность от России сегодня от условного Никиты Михалкова еще простительно. Но режиссеру «Текста» всего 36 лет. Даже страшно, насколько в фильме утрачена связь с актуальной действительностью.
Истории про глупость лучше всего удаются людям умным (скажем, братьям Коэн в «Сжечь после прочтения»). Такой злободневный сюжет должен был попасть в руки человека, который живет сегодняшним днем и испытывает хотя бы антропологический интерес к теме. А Шипенко не испытывает к материалу ничего, кроме брезгливости и презрения. Поэтому большая часть «Текста» выглядит как стыдный социальный ролик «со смыслом», в котором пьяный ВДВшник клеймит хипстеров.
В итоге если экранизация задумывалась как очерк нравов — получилось совсем неубедительно. А если это вдруг (на самом деле, нет) тонкий троллинг и еще более исчезающе тонкая сатира — то звать на главную роль Петрова — художественное самоубийство. Я не знаком с Александром лично и не в коем случае не хочу его обидеть. Но по-моему этот человек — антитеза юмору и элементарной самоиронии.
В этом плане, Петров — наш Том Круз. Уж очень серьезно они оба к себе относятся. Тут стоит вспомнить, что в большинстве своих культовых ролей Круз изображает… метафорический член.
Он также напряжен («Магнолия») и хочет куда-то приткнуться («С широко закрытыми глазами»). Про образ летчика-истребителя из Top Gun и говорить неловко — не зря этот фильм считается иконой гей-кино.
В свою очередь Петров умело копирует повадки заокеанского коллеги. Большую часть хронометража он орет, дрыгается, плачет. Иногда все вместе. Диалогов — минимум. Оно и понятно. Ведь герою проще писать, чем говорить. Однако, когда весь художественный фокус завязан на мимике и движениях, а главную роль исполняет человек, напоминающий пенис — зрелище выходит пародийное.
Больше о российском кино:
Благо «Текст» не монофильм. Хотя от этого не сильно легче. Ведь любовь всей жизни тут исполняет Кристина Асмус. Бывшая «Интерн» уже много лет пытается избавиться от образа дурочки, но результат можно описать лишь фразой «и смех, и грех». С Асмус в фильме связана гениальная в своей чудовищности эротическая сцена.
Подозреваю, что на бумаге она была оммажем замечательному фильму Her, в котором персонаж Хоакина Феникса влюбился в операционную систему, озвученную Скарлетт Йоханссон. В какой-то момент у них случается виртуальный секс. Это невероятно трогательный и чувственный момент, который в нашем прочтении выглядит фетешистской порнопародией, где Петров и Асмус предаются обоюдной мастурбации через телефон.
Еще одна важная роль в сюжете принадлежит настоящему Хазину, которого изобразил Иван Янковский. Его в фильме преступно мало, но именно Иван — главное украшение картины. В прошлом году вы могли его видеть в «Заводе» Юрия Быкова, где Янковский предстал в образе заики-неудачника. В «Тексте» он крутой коррумпированный полицейский. И ему веришь. Блистательная работа на минут 10-15 экранного времени.
Но она, к сожалению, исключение из всего мракобесия, которое творится на экране все два часа.
И очень обидно, что все вышло именно так. Что отечественная киношная режиссура вновь оказалась в разы хуже театральной. Что на двух из трех действующих лиц практически невозможно смотреть. Что ужасные диалоги и наивно-примитивная структура повествования заменили структуру сравнительно добротного (полагаю) романа.
Но и этого создателям показалось мало. Поэтому на финальных титрах на ни в чем не повинного зрителя вдруг начинает выть рэпер Баста. Основной посыл его песни — как страшно жить. Да, действительно страшно. Особенно когда такие фильмы, как «Текст», у нас пытаются выдать за триллер-блокбастер по мотивам литературного бестселлера.