Первый фильм Кристофера Нолана — «Преследование», самая человечная работа режиссёра

Нуарная картина запутывает нелинейностью, но складывается в очень трогательную историю.

Мы запустили марафон первых фильмов известных режиссёров. И начать я его решил с одного из самых популярных (не буду говорить «лучших», чтобы не вызывать лишних споров) современных постановщиков — Кристофера Нолана.

Все точно смотрели его трилогию о Бэтмене, обсуждали концовку «Начала» и разбирали таймлайн «Довода». Более увлечённые зрители знают и более ранние работы: «Помни» и ремейк «Бессонницы».

Если посмотреть подряд все фильмы Нолана, можно заметить, как постепенно в его картинах личные истории уступали место масштабным концептам. В «Помни» и «Бессоннице» он ещё делал ставку на переживания героев, но в «Начале» и «Доводе» режиссёр будто окончательно потерял эмпатию. Фокус смещается в сторону глобальности и сложных сюжетных конструкций.

Каждый сам решит, ругать ли режиссёра за такие перемены или же просто наслаждаться взрывами, третьим слоем сна и обратными съёмками. Сейчас важнее, что любовь Нолана к нелинейному повествованию зародилась ещё во времена незаслуженно подзабытого дебюта «Преследование».

При этом неонуарный фильм всё же полностью завязан на эмоциях конкретного героя — человека, попавшего в сложную и опасную ситуацию. Возможно, ни в одной из следующих картин Нолан не относился с такой любовью к своим персонажам.

Это история молодого безработного писателя, который от скуки следит за людьми. Однажды его замечает вор-домушник Кобб (да, такая же фамилия будет у главного персонажа «Начала» — тоже вора, но другого профиля). Преступник предлагает новому знакомому, который представился Биллом, стать его подельником. Тот соглашается и пытается выслужиться перед наставником всеми способами, а сам в это время увлекается девушкой, квартиру которой они ограбили.

Уже в своём дебюте Нолан сразу запускает три временные линии, которые будут перемежаться на протяжении всего фильма. Даже четыре, ведь вся история — один большой флэшбек. Но режиссёр сразу аккуратно разделяет происходящее визуально: в разных частях отличаются одежда и причёска героя, а в самой «поздней» он ещё и побитый.

Позже режиссёр будет разделять временные линии ещё чётче, например, менять цветовую гамму в «Помни» и «Начале».

Что приятно, «Преследование» — неплохой детектив. Его можно критиковать за притянутую развязку: слишком уж много всего совпало, чтобы план сработал. Но по ходу действия приходится гадать: что же произошло с героем в первой временной линии, и почему это привело к последней.

Про визуальный ряд говорить особо нечего. Это типичный для девяностых дебют: чёрно-белый, снятый полностью на ручную камеру, с резким и иногда не очень аккуратным монтажом. Чего ещё ждать от картины с бюджетом в 6 тысяч долларов, в которой по выходным снимались друзья режиссёра, а вместо декораций использовали дом его родителей.

Интересно другое. Уже здесь Нолан показывает, что не слишком любит раскрывать полные истории своих персонажей. В «Помни» он лишает героя памяти, в «Доводе» даже не даёт ему имя. Кажется, что всё это пришло из «Преследования»: настоящее имя писателя так и не назовут.

Но зато, что необычно, его характер и эмоции прописаны очень подробно. За кадром герой рассказывает, почему и как следил за людьми. После встречи с Коббом одинокий замкнутый человек увлекается жизнью, полной приключений.

Он даже идёт на нелепый обман, чтобы впечатлить друга. И, конечно же, влюбляется в красивую девушку, лишь увидев её фотографию.

По традиции нуарного кино Нолан связывает криминальную историю с любовным многоугольником, где буквально каждый обманывает другого. Одна роковая женщина, три мужчины разных характеров и статусов: злодей, хитрец и романтик. И финал, который раскрывает все карты. Хотя…

Как уже сказано выше, концовка кажется слегка надуманной. Но это если считать, что герой всё это время рассказывал правду. Если же, подобно полицейскому, засомневаться в его истории, сюжет можно трактовать совсем иначе.

После просмотра «Преследования» у меня возникла крамольная мысль. Да, я люблю буквально все фильмы Нолана и с удовольствием хожу в самые большие залы на его картины.

Но вот бы у режиссёра сейчас отобрать его безграничные возможности и бюджеты. Вдруг он тогда вернётся к более личным историям, и мы получим новое «Преследование». Более зрелое, но такое же эмоциональное.

А пока просто пересматриваем старое.

Подсайт развивается при поддержке «Кинопоиска»

#кристофернолан #киномарафон #преследование #Первыефильмырежиссёров.

 

Источник

Читайте также