Неудивительно, что столь масштабная трагедия стала источником вдохновения для множества художественных произведений. Мини-сериал «Чернобыль» (Chernobyl) от HBO отличается от большинства аналогичных шоу важным фактом — его создатели пытаются не дополнить или исказить историю, а во всех подробностях передать трусость и героизм людей, участвовавших в событиях того времени. И получается у них пока почти во всем отменно.
«Чернобыль» — первый совместный проект американского канала HBO и британской телевизионной сети Sky. Его сценарист и автор идеи — Крэйг Мазин, прославившийся в основном глупыми комедиями в духе «Очень страшного кино», но на этот раз он явно решил отказаться от тупых шуток и выйти на качественно новый уровень. Режиссер — Йохан Ренк, работавший над некоторыми сериями «Родословной», «Викингов» и «Во все тяжкие». Команда, чего уж скромничать, не самая выдающаяся, но от них при выбранном подходе и не требовалось чудес — достаточно было не перевирать факты.
Сериал с первых минут настраивает на нужное настроение. Нам для начала демонстрируют последние минуты жизни Валерия Легасова, выдающегося ученого и члена комиссии по ликвидации последствия аварии на Чернобыльской АЭС. Он встретил смерть в петле в 1988 году, но до этого успел записать на кассеты некоторые малоизвестные факты о событиях, связанных с катастрофой на атомной станции.
Затем сюжет переносится в 26 апреля 1986 года, прямо в момент начала трагедии. Причем сам взрыв нам демонстрируют лишь отдаленно, из окна квартиры классической советской многоэтажки.
Это тоже крайне важный момент, ведь создатели сериала не намерены делать из «Чернобыля» фильм-катастрофу или, что еще хуже, экшен про выживание людей в экстремальных ситуациях. Взрыв реактора тут — это почти кафкианский абсурд, с ужасающими, сюрреалистичными последствиями которого людям придется мириться, еще не осознавая, с чем на самом деле они столкнулись.
Именно людям со всеми их страхами, сомнениями, надеждами и заблуждениями «Чернобыль» посвящен в первую очередь. В сериале тяжело выделить главное действующее лицо, ведь по сути трагедия раскрывается со всех возможных ракурсов, начиная обычными пожарными и заканчивая членами ЦК КПСС.
Досконально следуя историческим фактам, которые сами по себе в наше время сильно искажены, авторы шоу не пытаются найти однозначно правых и виноватых. И в этом сила сюжета.
Наблюдая в сериале за детьми, весело прыгающими под радиоактивными осадками, становится до безумия жутко. И дело даже не в противоречивости момента, а в том, что в реальности все, скорее всего, так и было. Человеческая психология устроена так, что мы часто отказываемся принимать страшную реальность, скрываемся за щитом из отговорок и самовнушений. Критические ситуации совместно с незнанием приводят к разрушительным последствиям, и «Чернобыль» это истину усвоил даже слишком хорошо.
Отдельный плюс — сериал не скатывается в «клюкву», никто из актеров не пытается копировать славянский акцент, а окружение не увешано вывесками в духе «ЛНЕНЬ ТОКРУ ТАРНКУ». Просторы Припяти изображены максимально достоверно, что еще сильнее усугубляет воздействие сериала на зрителя. Единственное, что некоторые места обставлены слишком стерильно, чересчур в духе 80-х с советских плакатов, а не реального мира. Однако это мелочи, учитывая, насколько удачно и аутентично у HBO получилось все остальное.
Актерская игра тоже заслуживает высшей похвалы. Часть персонажей идет на верную смерть, даже не подозревая об этом, а другая все прекрасно знает, но все равно вынуждена подчиняться приказам сверху, пускай они будут их последними в этом мире.
Когда Легасов (Джаред Харрис) при прочтении отчета об аварии начинает нервно трястись, ему искренне веришь. Актерам главное было не переиграть, изображая людей, выполняющих долг перед страной, людьми и самим собой. И с этим они справились на ура, разве что Давид Денсик в образе Михаила Горбачева получился слишком блеклым и невыразительным.
«Чернобыль» старается максимально походить на историческую хронику, потому обходится без лишнего пафоса и нагнетания. Однако некоторые «голливудские» моменты вроде долгих пролетов камеры в замедленном времени все-таки проскакивают. Для кого-то они станут приятным (если в данном контексте можно так выразиться) украшением сериала, но в целом лишь отвлекают от основной катастрофы, смазывают впечатления от холодной констатации ужасающих что для персонажей, что для зрителей фактов.
В «Чернобыле» хорошо абсолютно все, если рассматривать его с точки зрения сериальной драматургии. И есть лишь один спорный момент, который может прервать триумф шоу и сорвать его в пропасть — акцент на политических интригах. Все мы знаем, как ЦК КПСС пыталось скрыть реальные последствия аварии на ЧАЭС, однако в некоторых сценах американско-английские авторы слишком сильно пытаются очернить социалистический режим СССР того времени. Чего стоит лишь сцена в бункере, в которой один из высокопоставленных членов партии заводит речь про веру в идеалы Ленина.
Это не проблема самого сериала, но многие зрители уцепятся лишь за подобные моменты. Реакция в соцсетях уже отлично заметна по постам с едкими комментариями в адрес СССР и его правительства.
Только вот «Чернобыль» совсем не об этом. Даже безусловный героизм людей, не побоявшихся пожертвовать собой и угробить здоровье ради блага тысяч, а то миллионов, занимает тут далеко не центральное место. Из краха людских судеб формируется картина ужаса, намного превосходящего природу человека.
Давайте так — вы когда-нибудь видели настоящие последствия лучевой болезни? Мне пришлось, и это зрелище не для слабонервных. «Чернобыль» пускай и изображает их близко к правде, но все-таки не может передать последствия в полной мере. Потому что большая часть изменений протекает под внешней оболочкой организма, тут фраза «гореть внутри» — не метафора, а реальное состояние. Ликвидаторы последствий аварии на ЧАЭС буквально выгорали и умирали за несколько минут, но выжившие могли позавидовать мертвым.
С них начинала слезать кожа, органы отказывались работать, и даже малые дозы радиации могли привести к тяжелым формам рака и как минимум раннему старению. Разрушительное воздействие изотопов на человека шокирует еще сильнее, если вникнуть в биофизический принцип его действия, однако описание процесса слишком долгое и не для всех понятное, потому опустим его.
Важнее, что HBO и Sky сумели в полной мере передать опасность радиации для человека, потому что мы стали понемногу о ней забывать. Зашкаливающий счетчик Гейгера для нас — это всего лишь параметр в условных«Метро» или Fallout. Мы больше переживаем из-за сожжения вымышленного города не менее вымышленными драконами без четкого обоснования, чем из-за реальных трагедий.
И сериалы вроде «Чернобыля» — это ведро холодной воды в лицо всем, кто ударился в эскапизм и инфантилизм. То, что мы заслуживаем, и то, что нам необходимо. Ведь мутации на самом деле не приводят к появлению суперспособностей — они вызывают тяжелые формы рака, приводят к мучительной смерти или не менее мучительному существованию.
Я никогда не устану повторять, что настоящему искусству присуща свобода трактовки, потому вы можете воспринимать мини-сериал HBO как манифест о героизме человека, едкий комментарий в адрес СССР, предупреждение о радиационной опасности и вреде загрязнения окружающей среды — да как угодно, воля ваша. Но не смейте при просмотре забывать или как-то абстрагироваться от ужаса, который человечество пережило 26 апреля 1986 года. Ведь основа «Чернобыля» — не сценарные выдумки (которых тут хватает), а суровая реальность.
А еще лучше — почитайте реальные исторические хроники, учебники по ядерной физике и биофизике или хотя бы документальный фильм про аварию на ЧАЭС посмотрите. Столь мрачные страницы истории человечества всегда следует держать в голове, чтобы ни за что не позволить им повториться.
Источник