Первые впечатления от 2 сезона «Рассказа cлужанки» (The Handmaid’s Tale)

26 апреля стартовал второй сезон «Рассказа служанки» — нашумевшего сериала Hulu. Мы посмотрели первую серию и делимся своими впечатлениями, а заодно рассказываем, почему на эту мрачную антиутопию должен обратить внимание каждый, кто действильно любит талантливое и небанальное телевидение. Без спойлеров.

The Handmaidʼs Tale или «Рассказ Служанки», который весь прошлый год западные критики носили на руках (95% на Rotten Tomatoes, 6 премий «Эмми» и пара «Золотых Глобусов»), да и мы признали его одним из главных открытий и одним из лучших сериалов 2017 года. Но  массовой популярностью это шоу в России не пользуется. На это, как мне кажется, есть две причины. 

Во-первых, от сериала с таким названием невольно ждешь сопливой драмы про отношения очередной бедной Настеньки с благородным женатым доном, изнывающим в несчастливом браке. Вторая причина несколько глубже: учитывая завязку истории, многие, не глядя, клеймят «Рассказ служанки» безыдейной жвачкой, вброшенной на радость борцов за социальную справедливость на волне общественных протестов в США. И они тоже ошибаются.

В грубых, неумелых руках сериал действительно мог бы запросто превратиться в SJW-агитку. Но его создатели оказались очень талантливыми профессионалами и смогли выжать максимум интересной драмы (и даже местами экшена) из социальной идеи сериала.

Альтернативное настоящее. Человечество столкнулось с самой страшной проблемой в своей истории: женщины практически перестали беременеть, а из десяти новорожденных выживает в лучшем случае один. Никто не знает, почему так случилось и как это вылечить. Списав все на кару божью, группа религиозных фанатиков захватывает власть в одном из регионов США и создает новое государство — Галаад, порядки в котором в корне отличаются от всего, что раньше видел мир.

Всех фертильных (то есть способных иметь детей) женщин лишают свобод, прав и даже имен и превращают в служанок — «крепостных», прикрепленных к богатым обеспеченным семьям элиты Галаада. Их единственное предназначение — зачать от своего господина ребенка и выносить его. После чего, скорее всего, их переведут в другую семью, где все повторится опять. За событиями мы наблюдаем глазами Фредовой — одной из служанок, потерявшей во время попытки побега из охваченного мятежом Бостона мужа и дочь.

Не спешите кричать «Да это же «Дитя Человеческое!». Как и фильм Куарона, «Рассказ служанки» основан на книге — но первоисточник сериала появился на 7 лет раньше, в 1985 году. Главное здесь — то, как создатели сериала рассказывают эту историю.

«Рассказ служанки» — это без преувеличения самый жесткий, мрачный и тяжелый сериал современного телевидения. И вместе с тем один из самых сильных и трогательных.

Не скатываясь в нытье, не пытаясь выжать из вас слезы натужными мелодраматическими сценами, сериал говорит об очень многом — и говорит невероятно убедительно.

Это история о природе человечности и о величии человеческого духа — равно как и о его подлости. О том, насколько опасными могут быть идеи, и как легко люди готовы поверить во что угодно, если находятся в отчаянии. Об опасности власти, важности любви и сострадания, о силе страха. Сериал убедителен и технически: изящно снят и продуман до мельчайших деталей. У всего здесь есть смысл: от выбора слов в молитвах жестокому богу до ритуалов, наказаний и казней, показанных здесь очень реалистично.

Это впечатляющий уровень — мало какой телепроект вообще способен так вымотать душу. Уже сейчас «Рассказ служанки» можно назвать великим сериалом, на который в будущем будут ровняться далеко не только создатели антиутопий.

У всего этого есть и обратная сторона. После столь мощного первого сезона от второго ожидаешь чего-то совсем запредельного. И первая серия ожидания оправдывает с лихвой.

Очень сложно рассказывать обо всем без спойлеров — но я попробую.

Самое главное — сценаристы не стали тянуть резину, а потому за час экранного времени случается сразу несколько событий, которыми вообще и сам сезон закончить было бы не стыдно. «Жесткость» никуда не делась — даже наоборот. Пожалуй, это самая жуткая и мрачная серия сериала, и в некоторых сценах хочется отвернуться или закрыть глаза.

Сама структура при этом сохранилась: большая часть времени посвящена суровой реальности Галаада и последствиям дерзкой выходки служанок, ставшей кульминацией первого сезона, однако нам продолжают и раскрывать предпосылки случившегося в Бостоне через флэшбэки Фредовой. При этом, учитывая довольно неожиданную и кровавую концовку, есть подозрение, что второй сезон будет более динамичным — и посвятят его партизанской борьбе против властей теократического государства.

В этом видится плюс: первый сезон несколько проседал в середине — герои несколько серий кряду больше разговаривали, чем действовали.

Технически все по-прежнему безупречно: серия бесподобно снята, и из здешних стоп-кадров можно составить коллекцию обоев для рабочего стола. Актеры тоже как всегда на высоте, а Элизабет Мосс (Фредова) и Энн Дауд (Тетя Лидия) уже сейчас хоть по «Золотому Глобусу» вручай — никто не удивится.

Первая серия нового сезона «Рассказа служанки» — это эталонное телевидение, к которому не получается выдвинуть существенных претензий. Все решится дальше — ведь даже самые лучшие и культовые сериалы могли после первого сезона скатываться в унылую посредственность несмотря на несколько по-настоящему сильных серий подряд.

Но я буду верить в лучшее. Очень уж не хочется потерять один из самых смелых и бескомпромиссных сериалов нашего времени.

Легально посмотреть «Рассказ Служанки» в полноценном русском переводе можно на сервисе ViP Viasat Play

 
Источник

Кино и сериалы

Читайте также