Первые отзывы на «Немного ненависти» Джо Аберкромби

Что говорят о новинке темного фэнтези первые русскоязычные рецензенты.

Первые отзывы на «Немного ненависти» Джо Аберкромби

На русском языке вышел новый роман Джо Аберкромби «Немного ненависти». Он открывает новую трилогию под названием «Эпоха безумия», действие которой разворачивается спустя 30 лет после событий «Первого закона». О книге уже появились первые отзывы от русскоязычных читателей, мы собрали выдержки из них.

Видеообращение Джо Аберкромби к русскоязычным читателям

Спустя тридцать лет после «Первого закона» наступает эпоха машин и технологический прогресс. В первых главах это не заметно. Армия сражается с теми же мечами, луками, копьями и щитами, а об огнестрельном оружии нет и разговоров. Даже когда события переходят в столицу, паровые машины и новую моду поначалу упоминают лишь вскользь.

В определенный момент при чтении осознаешь, что не обратил внимания, как оказался в новой эпохе. Цена индустриализации становится одной из основных тем. С плавным переходом, на удивление, хорошо сочетаются резкие и неожиданные события книги.

В «Немного ненависти» магия почти не упоминается, упор идет на жестокую реальность и людей, которые не могут от нее спастись. Знакомый стиль автора узнается с первых строк. Мрачные и кровавые описания побоищ зрелищны, а персонажи — скрывают в себе противоположности. Остается раскрывать их секреты с каждой главой и постепенно понимать причины их спорных поступков.

Если в «Первом законе» почти все основные персонажи были уже вполне сформировавшимися и зрелыми, то в «Немного ненависти» большинство ключевых героев еще молоды, и им предстоит впервые столкнуться с настоящими взрослыми испытаниями. А потом в этом романе Аберкромби показывает куда более серьёзное развитие персонажей, чем в «Первом законе». Само собой, не обойдётся без новых встреч со старшим поколением — на страницах «Немного ненависти» появятся многие из наших старых любимцев. Радует, что писатель не вводит их в роман, просто чтобы порадовать фанатов, — у каждого ветерана есть своя роль в истории.

В сюжете тоже органично переплетается старое и новое. С одной стороны, мы опять видим войну на северных границах Союза. С другой — в сердце самого Союза вспыхивает совершенно новый конфликт, к которому приводит та самая стремительная индустриализация. Среди рабочих зреет недовольство, а самые решительные уже ведут борьбу против правящего класса.

Благодаря этому роман может похвастать редкой для фэнтези актуальностью. Так, автор препарирует зреющую революцию, показывая, кто и как ее провоцирует, а кто, в итоге, становится жертвой. Кроме того, он затрагивает проблемы беженцев-мигрантов и расизма, органично вплетая их в напряженный сюжет.

Закладывая фундамент новой трилогии, Аберкромби отчасти заимствует персонажей «Первого закона» и «Героев», при этом явно манипулируя ностальгией фанатов; открыто жонглирует отсылками к первой трилогии, то намекая на известные события, как то: роль Баяза в закулисном управлении Союзом или рацион Йоры Сульфура, то с ехидцей переигрывая яркие моменты на иной лад, к примеру, знаменитый поединок Логена в Круге. Учитывая мастерски рассчитанный темп развития сюжета, фейерверк фирменного циничного и мрачного юмора, полный охват событий с точек зрения самых разных персонажей, крайне трудно остаться равнодушным. И пусть перед нами пока лишь завязка семейной саги, пусть мы можем лишь гадать, какие интриги сплетет Байяз для молодых, для пылких и искренних в своем упрямстве, честолюбии, идеализме или прагматичности героев, ясно одно — старый мир будет сокрушен до основания. Грядет эпоха новых ошибок и новых подвигов. Или все же хорошо знакомых старых?

Итог: яркий и динамичный старт семейной саги на фоне социального кризиса и технического прогресса.

Аберкромби всегда удавались яркие интересные персонажи, и эта книга не исключение.

Повествование ведётся от лица четырёх главных и трёх второстепенных героев, из них пятеро – дети персонажей прошлых книг (впрочем, тем, кто прошлых книг не читал, от этого будет ни тепло, ни холодно — всё существенное для сюжета о родителях героев будет мимоходом рассказано).

Принц Орсо, Савин дан Глокта, Рикке, Лео дан Брок, а также Вик дан Тойфель, Гуннар Брод и Йонас Клевер — каждый герой получился живым, интересным, со своей увлекательной историей и мотивацией, отчего их действия в каждом повороте сюжета выглядят естественными и даже единственно возможными, даже если другим персонажам они кажутся дикими.

Из прочих мне больше всего понравилась наставница Рикке, Изерн-и-Фейл — каждое её выступление вызывало по меньшей мере улыбку, а часто и смех. Из старых знакомых традиционно хорошо показали себя Байяз и Глокта, а ещё бывший капрал Танни, Трясучка, Йору Сульфур, Чудесная и другие. На удивление скромно выступил Кальдер, который глубоко ушёл в тень своего сыночка, Стура Сумрака.

Вообще, Аберкромби от книжки к книжке пишет всё лучше и лучше, оттачивая своё мастерство. Композиция стала плотнее, сюжет более продуман, характеры более выпуклые, текст круче, юмор смешнее и жёстче — в общем, налицо все плюсы, за которые нравились предыдущие книги, только они стали ещё лучше.

Список затронутых тем стал намного шире. Никуда не делась старая добрая война без прикрас и место отдельного человека в ней, но теперь прибавились почти все проблемы, остро стоящие во вполне себе реальном и современном мире: бесчеловечность капитализма; бытовой расизм и агрессия к беженцам (и их ответная агрессия тоже); продажность и двуличность как лидеров государств, так и лидеров восстаний против них; даже проблемам женщин и лиц нетрадиционной сексуальной ориентации нашлось место, куда без этого. Если конец списка заставил вас напрячься — это зря. Книга не превращена в ЛГБТ- или фем-агитку, как случается сейчас с большинством произведений массовой культуры. Всё аккуратно, всего в меру. И постоянно возникает мысль: «Где-то я это уже видел… Кажется, в выпуске новостей».

Аберкромби доказывает, что главное — не инструмент, а руки мастера. Стандартные для жанра сюжетные ходы и другие клише в его исполнении не раздражают, даже когда их замечаешь. А многие ещё и использованы намеренно иронично, с целью обмануть ожидания. Получается эдакий фэнтезийно-книжный «Ванпанчмен». Рост писательского навыка автора виден во всём. Лучше стали даже батальные сцены, хотя с этим у Джо всегда был полный порядок. Читая описание битв, чувствуешь себя так, будто смотришь добротный экшен. Каждая деталь: удар нанесённый, удар полученный, растерянность, ярость — всё служит максимальному погружению в сцену.

Я дочитал, сижу, пытаюсь осмыслить только что прошедшее, но при этом все так же не могу ответить о чем она. Если по форме и сеттингу, то это черное, предельно реалистичное фэнтези о том как мир средних веков, безо всякой раскачки и возрождения вплотную подходит к промышленной революции.

Первые станки, каналы, расширение торговли. Первые луддиты и тысячи людей оставшихся без работы. Это самая шикарная и жесткая деконструкция начала предельно романтизированной Викторианской эпохи. Автор сходы тыкает в изнанку происходящего — детский труд, грязь, нищета, голодные бунты — все это чтобы единицы могли на тайных советах заключать соглашения и демонстрировать драгоценности.

Но в этой книге дело вообще не в сеттинге. Главное у Аберкромби, это герои, они живые, настоящие, выпуклые. Они реальные — они способны на хорошие и плохие поступки. По сравнению с ними большинство героев Мартина какие-то романтизированные подростки. Здесь же четкое ощущение, что люди действуют так и должны были бы в реальной жизни. Зуб даю, вы влюбитесь в этих персонажей не дойдя и до половины.

 

Источник

Читайте также