Первому игроку приготовиться: 80-е – 90-е

Видеоигры и виртуальная реальность в фильмах, появившихся в конце прошлого века.

Уже совсем скоро на экранах появится фильм по роману Эрнеста Клайна «Ready player one». Фильм, как и книга, имеет множество отсылок к видеоигровой культуре, и затрагивает тему виртуальной реальности и человека, взаимодействующего с ней. В 80-х и 90-х, на волне популярности киберпанка, на эту тему выходило довольно много лент. Создатели фантазировали на тему будущего, сети и симуляции реальности в жизни человека, стоили теории о том, как изменится общество, и все это превращалось в совершенно разные произведения. Кто-то рассказывал идеалистические истории, в которых игры и виртуальная реальность помогали героям найти себя и решить проблемы. Другие пророчили присущие киберпанку антиутопические мотивы: упадок общества, беспомощность и беззащитность человека в государстве. «Ready player one» как книга, так и фильм, цитирует множество игр. Есть и отсылки на фильмы, которые, в основном, вышли в конце прошлого века. Конечно, все знакомы с такими фильмами как «Матрица», «Геймер», «Трон» и т.д., так что в этой подборке рассматриваются менее известные фильмы, которые тоже повлияли на формирование киберпанка и геймерской культуры в целом. Часть из них упоминается и в «Ready player one».

Последний звёздный боец | The Last Starfighter

Фантастический американский фильм Ника Кастла («Майор Пейн»). Подросток по имени Алекс Роган живет в трейлерном парке с родителями, мечтает поступить в колледж и поигрывает в игру «Последний звездный боец» на игровом автомате. Однажды он набирает на нем рекордное количество очков и с помощью инопланетянина по имени Центавр, попадает в самую гущу галактической войны. Сюжет вторичен, а основная часть экранного времени посвящена космическим боям. Фильм часто сравнивают со «Звездными войнами», не только из-за сюжета, но и внешнего сходства персонажей (тут еще сыграло свою роль то, что над обоими фильмами в качестве художника работал Рон Кобб).

По фильму был поставлен мюзикл, и написана книга. По «Бойцу» были разработаны версии игр для консолей Atari 2600 и Atari 5200. Версия для компьютеров, в конечном итоге, была переименована и выпущена (с некоторыми незначительными изменениями) под названием Star Raiders II. Прототип Last Starfighter, для Atari 2600 в конечном итоге была выпущена под заголовком Solaris. В 1990 году вышла игра для NES, но на самом деле это была Uridium для Commodore 64 с модифицированными спрайтами, титульным экраном и саундтреком.

Почему стоит посмотреть этот фильм? The Last Starfighter одна из самых ранних лент с использованием трёхмерной компьютерной графики для создания космических кораблей, планет и боевых сцен. Графика создавалась на суперкомпьютере Cray X-MP. Всего было сделано 27 минут чистой компьютерной графики, беспрецедентно много для кино того времени. В Ready Player One главный герой Уэйд, использует цитату из фильма «The Last Starfighter» в качестве фразы для входа в OASIS: «You have been recruited by the Star League to defend the Frontier against Xur and the Ko-Dan Armada.», но в русском переводе фраза отсутствует.

Военные игры | WarGames

Американский кинофильм Джона Бэдэма появившийся в 1983 году. Хакер, ученик старшей школы по имени Дэйв взламывает компьютерную сеть Пентагона и находит там несколько игр: Крестики-нолики, шахматы, бридж и покер, а также стратегии вроде «Глобальной термоядерной войны». В последнюю он и решает поиграть. Однако, эта игра — не для людей, а для обучения специально разработанной интеллектуальной системы WOPR.

Фильм дал название одной из хакерских методик сканирования телефонной сети— wardialing. В Fallout можно услышать предложение сыграть в шахматы, задаваемое игроку суперкомпьютером, а упоминание о «странной игре, в которую можно выиграть, не начиная её» — в Fallout 2. В игре Culpa Innata главная героиня может сыграть с компьютером в шахматы и крестики-нолики. «Глобальная термоядерная война» тоже есть в списке игр, но девушка отказывается в неё играть. Фильму приписывается принятие первой президентской директивы по компьютерной безопасности. В 2008 Google устроила в своей штаб-квартире показ фильма в честь его двадцатипятилетия, подчеркнув, что фильм является знаковым для тех, кто увлекается и увлекался компьютерами.

В 1983 году была выпущена видеоигра WarGames для ColecoVision, а для Atari и Commodore 64 в 1984 году. Wargames: Defcon 1, стратегическая игра в режиме реального времени, была выпущена для PlayStation и ПК в 1998 году. В 2012 году для устройств iOS и Android была выпущена игра WarGames: WOPR. В 2006 году по фильму появилась Introversion DEFCON. В книге «Ready player one» — «Военные игры» один из любимых фильмов Холлидея, в его комнате висит плакат фильма. Уэйд в «киносимуляции» «Военных игр», переживает все события фильма в роли Дэйва и получает подсказку, чтобы двигаться дальше.

Экзистенция | eXistenZ

Разработчик Аллегра Геллер вместе с группой тестировщиков проводит презентацию своей новой консоли-контроллера виртуальной реальности — Экзистенции. Для того, чтобы сыграть в игру, игроку необходимо подключиться, через био-разъём в районе поясницы. На Аллегру нападает убийца, но она успевает сбежать вместе со стажером Тэдом Пайклом, который поневоле оказывается её телохранителем. Консоль с единственной копией Экзистенции, повреждена, и чтобы узнать степень поломки, Аллегра уговаривает Пайкла установить био-разъём и отправится вместе с ней в Экзистенцию. Фильм вышел в том же году что и «Матрица», и популярности не снискал, оставшись нишевой картиной скорее для поклонников лент Кроненберга, чем для геймеров.

Сыграл роль и специфический дизайн подов и общая стилистика фильма. Приставки, с помощью которых герои попадают в Экзистенцию, являются чем-то биологическим, в одной из сцен, когда друг Аллегры чинит ее консоль, процесс больше похож на операцию, это замечает и Пайкл. В фильме нет как такового футуристического оружия или техники, все имеет органическое происхождение, и даже чисто визуально выглядит неприятно. Кроненберг видит технологии как расширение возможностей человеческого тела, для него био-консоль и видеоигра является лишь метафорой. Тем не менее, фильм хорошо отмечает игровые условности — «временные петли» в которых существуют NPC, ограниченный запас фраз, глуповатый искусственный интеллект.

Волшебник | The Wizard

Джимми, мальчик с психическим расстройством сбегает из дома со своим братом Кори. Они встречают Хэйли, девочку, которая обнаруживает у Джимми необычайные способности к видеоиграм. Вместе они решают отправится на «Видео-Армагеддон» — чемпионат по видеоиграм с призовым фондом в пятьдесят тысяч долларов. В фильме преставлено множество игр: Rad Racer, Ninja Gaiden, Contra, Metroid, Zelda II: The Adventure of Link, а также Super Mario Bros. 3, которая на тот момент еще не вышла в США.

«Волшебник» стал одним из первых фильмов для изучения коммерческих и рекламных возможностей для геймеров. Но, по иронии судьбы, режиссер Тодд Холлэнд не был большим поклонником игр, и на фильме это сказалось.

Многие критики посчитали фильм «неудачной рекламой Nintendo», но, тем не менее, премьера фильма подогрела интерес к состоявшемуся вскоре американскому релизу Super Mario Bros. 3. Это не единственная промо Nintendo в фильме, на сеансах картины распространяли номера «Pocket Power» — карманной версии журнала «Nintendo Power». Примечательно, что один из героев картины использует Power Glove — контроллер-перчатку для игровой консоли NES, повторяющую движение руки на телеэкране. Похожую перчатку можно заметить в трейлерах и промо-фото фильма «Ready Player one».

Аркада | Arcade

Фильм Альберта Пьюна, одного из признанных мастеров B-movie. Его фильм рассказывает о группе подростков, узнающих о релизе новой консоли под названием Arcade. Она сканирует человека и забирает его в виртуальный мир. Один из подростков попадает под ее воздействие и тогда, его друзья, заручившись поддержкой разработчика, отправляются на помощь другу. Фильм популярности не снискал, сказался и маленький бюджет, и угрозы от Disney, которые посчитали что графика в фильме слишком похожа на эффекты из Tron (в частности, изначально, в ленте были мотоциклы со световой подсветкой).

Газонокосильщик | The Lawnmower Man

Лоуренс Анджело с целью исследования мозга, проводит эксперименты над обезьянами, стимулируя их мыслительные способности. Однажды один из его шимпанзе сбегает, и исследования хотят запретить. Доктор решает провести эксперимент над Джобом, умственно отсталым газонокосильщиком, введя ему инъекцию и используя для его обучения систему виртуальной реальности.

Сценарий фильма не имеет отношения к рассказу Кинга. New Line, вложившаяся в картину под рабочим названием «Кибер Бог», владела правами на экранизацию нескольких рассказов Кинга, и решила назвать фильм, в честь одного из них, утверждая, что он является экранизацией. В действительности же, кроме того, что главный герой и там, и там газонокосильщик, между текстом Кинга и фильмом Леонарда нет ничего общего. Кинг подал в суд и его имя из титров убрали. В «Газонокосильщике 8 минут компьютерной графики, ее создавали целых 8 месяцев, а бюджет составил $500,000.

«Газонокосильщик» оказал огромное влияние на развитие жанра в кино. Ти Джей Миллер, один из актеров «Ready Player one» заявил, что виртуальная реальность будет более «реальной» чем в «Газонокосильщике». По фильму вышло две видеоигры: The Lawnmower Man в 1993 году и Cyberwar в 1994 году. Первая сочетала в себе элементы 2D платформера и 3D раннера, а вторая предлагает множество мини игр, тир и решение головоломок.

Мир на проводе | Welt am Draht

Немецкий двухсерийный фильм Райнера Вернера Фассбиндера 1978 года по роману Дэниела Ф. Галуйе — Симулакрон-3. Первый фильм в жанре киберпанк, впервые показывающий киберпространство. Симулакрон – суперкомпьютьер созданный в институте кибернетики способен моделировать виртуальные миры и населять их NPC. Изначально Симулакрон должен был использоваться на благо, но у некоторых людей есть на него свои, корыстные планы. В ленте присутствуют кнопочные телефоны, и в 1973 году это была вполне себе футуристическая деталь, на немецком рынке такие телефоны появились только в 1977 году. Сама лента впервые в кинематографе поднимает проблему человека, осознавшего себя в виртуальной реальности и задающегося вопросом «Что реально?». В 1999 году в прокат вышел фильм «Тринадцатый этаж», который практически полностью повторяет сюжет «Мира на проводе» и базируется на произведении Галуйе и одном из рассказов из цикла «Из воспоминаний Ийона Тихого» Станислава Лема.

Нирвана | Nirvana

Джимми, создатель новой виртуальной игры «Нирвана» решает уничтожить свое детище, когда понимает, что герой игры Соло, в результате заражения компьютера, обрел память и разум. Соло просит Джимми отправится в игру и стереть самого Соло, а вместе с ним и игру. Действие происходит в Бомбее и Марракеше, в фильме много этнической музыки, а сама история разворачивается в киберпространстве. Герой встречает кибер-свами в традиционном ашраме. Смешение жанров и стилей создает необычную атмосферу киберпанка, она органично соседствует с историей, и дополняет ее. При этом традиции киберпанка соблюдены: герои вне закона, они живут в агломерации, везде присутствую футуристические детали и механизмы. Множество отсылок: к «Нейроманту» Гибсона, «Бегущему по лезвию», комиксам Мило Манара, «Голому завтраку» Берроуза.

Джонни Мнемоник | Johnny Mnemonic

Фантастический фильм по рассказу Уильяма Гибсона, который, также, выступил сценаристом ленты. Джонни — курьер, перевозящий важную информацию на имплантированном в мозг чипе. Данные занимают часть памяти Джонни, из-за чего он не помнит своего детства. Джонни копит на операцию, после которой сможет вспомнить, кто он. Однажды Джонни попадет в неприятности, за информацией в его чипе охотится якудза. Парень нанимает телохранителя по имени Джейн и пытается скрыться от банды. Несмотря на обширную пиар-компанию фильм кассы не собрал, провалившись в прокате, но без него невозможно рассматривать тему кибербудущего в кино.

Джонни может перевозить— 80 гигабайт, но максимально возможный объем данных — 160 гигабайт. В 1999 году максимальный объем жесткого диска был около 2 гигабайт. В романе «Некромансер» все того же Гибсона, Молли пересказывает историю Джонни и утверждает, что, добившись успеха, Джонни был убит якудза. В 1995 году вышла одноименная игра для персональных компьютеров. Ее сюжет больше похож на фильм, чем на оригинальную историю. Игра, в жанре интерактивного кино, состоит из специально отснятых видеоматериалов с другими актерами, а геймплей из несложных головоломок, взаимодействия с предметами и незамысловатой боевой системы.

Конец прошлого века был богат на фильмы, рассказывающие о виртуальной реальности. Были и «Странные дни», в котором виртуальная реальность представляла собой записанные человеческие воспоминания. «Виртуозность» — повествующая о виртуальном персонаже, сбежавшем в реальность, «Открой глаза» — о том, как сложно бывает отличить реальность от вымысла. В 90-х, когда произошел цифровой бум, будущее было туманно, а писатели и публицисты видели его совсем по-разному. Кинематограф не только визуально воплощал эти представления, но и практически применял новые технологии, компьютерную графику в процессе производства фильмов. Все это породило множество уникальных фильмов, которые интересно смотреть не только с точки зрения истории кинематографа, но и с художественной стороны. Эстетика киберпанка нашла свое отражение во множестве игр, книг и фильмов, вышедших уже в новом тысячелетии.

 
Источник: DTF

Читайте также